Beats&Vibes

50 главных событий в русском рэпе: Каста

Часть 10. Каста — берет рэп на улицах

На протяжении проекта Beats & Vibes сайт The Flow представит свое видение истории русского рэпа и вспомнит альбомы, имена и события, оказавшие на нее наибольшее влияние.



В России на протяжении 90-х рэп существовал только в Москве и Петербурге. Спорная фраза, не так ли?

Конечно же, рэп в провинции в том или ином виде существовал. Просто не мог никому о себе рассказать в отсутствии интернета. А старым медиа вроде телевизора и радио был не нужен. В конце 90-х была движуха и на Урале, и в Краснодаре, и в Харькове, и в Поволжье. Но именно Каста стала первой группой из регионов, которой удалось прорваться в мейнстрим.

Каста вдохновлялась группой Wu-Tang Clan. Это и не секрет.

Как и Wu-Tang, Каста тоже была многолюдным объединением, ее минималистичное звучание пересекалось с нью-йоркским хардкор-рэпом и мистикой древнего Востока. Они тоже любили записывать длинные треки, где к микрофону по очереди подходит толпа рэперов.



Но помимо подражательного элемента, у ростовского коллектива была самобытность. Которая довольно скоро вышла на первый план

Изначально Кастой называлось все это большое объединение. А группа, в которой состояли Влади и Шымон (позднее — Шым), называлась Психолирик. Позднее к ним присоединился Хамелеон, чье имя впоследствие сократилось — Хамиль. В Касту входили и другие группы и, как у них это называлось, свободные МС — Западный Сектор, Грани, Бледнолицые Нигга’дяи, Песочные люди, Электроник, Фетис, Тейквон. На раннем этапе в Касте состоял рэпер Баста Хрю — сейчас его псевдоним чуть короче, но намного известнее.



В 1999 году они выпустили релиз "Трехмерные рифмы". Это был в чистом виде микстейп — вышел на кассетах, распространялся пиратами, разлетелся по стране. Тем временем участники группы Психолирик сочинили "Мы берем это на улицах" и "Наши люди" и поехали выигрывать крайне важный для тех лет фестиваль "Rap Music". Приблизительно с этого момента Кастой будет называться как раз трио Влади, Шым, Хамиль — а их окружение, на манер Wu-Fam станут называть "Объединенной кастой".

“Мне кажется, что та популярность, которая у нас есть сейчас, возникла по нескольким причинам, — рассказывал Шым в 2000 году. — Первое - это альбом "Трехмерные Рифмы", его активно распространяли по Югу России. В одну из своих поездок в Москву мы взяли с собой мешок этих кассет и раздавали всем. Видно, потом его часто переписывали, да и пираты постарались. В итоге его слушали на всем пространстве бывшего СССР. Второе - это наш сайт в Интернете kasta.ru. Ему уже два года, там и информация, и фото, и обсуждение. Люди очень благодарны нам за это, потому что хорошего рэпа в России мало, а в Сети его еще меньше.”

На старте Каста выступила в роли альтернативы тому рэпу, который был на виду в 2000-2001 годах. Децл и построенная его отцом Александром Толмацким “рэп-монополия” вызывали раздражение у более глубоко разбирающихся поклонников — или просто молодых и горячих слушателей “правильного” рэпа. Рэп, сделанный по правилам ненавистной попсы (от которой и так было не продохнуть) и навязывавшийся при помощи телеканалов создавал карикатурное представление о жанре — слово “йоу”, широкие штаны и прочие стереотипы. Каста же — самобытная, немного неотесанная, плоть от плоти Ростова — возвращала серьезное отношение к хип-хопу, который она “брала на улицах и несла сюда”.



В 2000 году с Кастой знакомится Аркадий Слуцковский, на тот момент — менеджер в московской компании “Видеосервис”. Он станет их продюсером, возникнет лейбл Respect Production. Каста выпустит на CD сингл “На порядок выше” — в то время в России так не делал никто — и он продастся лучше, чем у многих групп продавались альбомы. Перед этим выйдет клип “Мы берем это на улицах”, а потом еще один, как раз на песню “На порядок выше” — строчку оттуда “Не забывай свои корни, помни” цитируют до сих пор. Наконец, в 2002 году у них выходит дебютный альбом “Громче воды, выше травы” — один из знаковых альбомов русского рэпа.


Ну а самый серьезный медийный прорыв был связан с попаданием Касты в саундтрек к фильму “Антикиллер” — клип “Горячее время” поселился на MTV, добравшись до первого места в чарте. Через год российское MTV запустит премию RMA — и в номинации “Лучший рэп-артист” вручит ее Касте. Никто не удивится.


“Я с теплом вспоминаю, как в 97-м мы собрали первый состав Касты, как я в универе на переменах читал куплеты своим корешкам с курса. Как мы были рады 50 человекам, пришедшим на одну из первых наших вечеринок. В какой эйфории мы пребывали, когда насчитали 400 человек на нашем миниатюрном фесте. Как брат сообщил, что мне звонили с приглашением участвовать в Rap Music 99, и я с волнением перезванивал в Москву, придя домой с зашитой губой и сколотым зубом после пьяной заварухи на набережной. Как мы наказывали курсантов школы милиции у входа в клуб, когда они задели нашего корешка Электроника. Как пьяный Тэйквон исполнял спектакли на весь парк. Как Хамиль деловито повествовал о воровском законе. Как мы с горячностью спорили с Шымом на метафизические темы. Это становилось начинкой наших первых альбомов. С 99-го мы стали наведываться в Москву, с 2001-го начал действовать лейбл Respect Production, и в 2002-м я впервые уехал их Ростова на несколько месяцев. Сейчас перемещения для меня очень обыденны, я объездил сотню городов, и очень редко нахожусь на одном месте больше двух недель. А тогда это был великий переезд. Я поселился в Москве, поставил в квартире мини-студию и за полгода сочинил и записал свой сольный альбом "Что нам делать в Греции".








Остались вопросы? Задавайте их в твиттере с хэштегом #askbeatsandvibes


Следите за проектом в паблик-чате

"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"