50 главных событий в русском рэпе: the Chemodan
На протяжении проекта Beats & Vibes сайт The Flow представит свое видение истории русского рэпа и вспомнит альбомы, имена и события, оказавшие на нее наибольшее влияние.
В конце нулевых в русском рэпе сформировался фронт андеграунд-артистов, географически хоть и довольно отдаленных друг от друга, но творчески имевших немало точек соприкосновения. Условно их называли “новые грязные” — из-за аскетичного и лишенного излишков, как обглоданная от мяса кость, звука и депрессивных текстов, в которых без прикрас и привираний сообщалось о быте российской глубинки.
Из групп и артистов, таким творческим вектором объединенных, первыми на ум приходят ОУ74, Триагрутрика, Рем Дигга, Murovei и, не в последнюю очередь, the Chemodan Clan со своим идеологом Грязным Луи. Именно этот человек на долгое время становится олицетворением самого понятия “рэп-андеграунд”.
Любовь Грязного Луи к творчеству Mobb Deep, Boot Camp Clik и Cypress Hill серьезно повлияла на звучание the Chemodan. От первых тут медленные, практически медитативные, биты, от последней — запоминающийся гнусавый вокал.
“Я сам придумал такое погоняло, — говорил Луи. — В конце 90-х крутили по телеку одну рекламу про средство для мытья унитаза. Там был микроб. Он говорил: “Я — Грязный Луи, обитающий на ободке унитаза”.
"Андеграунд" — это термин в рэпе, которым порой оправдывают отсутствие людей на концертах. К the Chemodan Clan это никогда не относилось, хотя группа и делала всё возможное, чтобы популярной не стать: отказывалась давать интервью, не писала хитов с выражавшими ей поддержку звездами жанра, долгое время вообще не снимала клипов, стремилась к полной анонимности (состав участников the Chemodan Clan за свою восьмилетнюю историю почти не менялся: сооснователь the Chemodan, битмейкер по имени Майк Крюгер, откололся от группы в самом начале, но к Луи присоединился его друг детства, рэпер, называющий себя Brick Bazuka, в паритете с которым петрозаводский коллектив существует по сегодняшний день).
Чтобы напустить туману, на первой же фотосессии Грязный Луи позирует в противогазе, который становится центральным элементом стиля коллектива, его символом. С одной стороны, он подчеркивал тягу к анонимности, которую до первых гастролей еще удавалось сохранять. С другой — усиливал то, о чем Луи говорил в своих песнях: о жизни на грани техногенной катастрофы, о близости войны и неминуемом пиздеце, о смраде и мороке. Ядовитому художественному пространству песен соответствовал и лирический герой — бунтарь и нигилист, видящий сарказм, дудку и собственные кулаки единственно верным способом контактирования с недружелюбной окружающей средой.
Подкупало и то, как Луи относился к рэпу. На первом же альбоме он произносит фразу, ставшую впоследствии девизом the Chemodan: “Если рэп для меня хобби, то пошёл я *****”.
Грязный Луи: "[Наш второй альбом, выпущенный в 2009-м] "Минздрав предупреждал", записывался очень быстро, потому что я знал, что меня забирают в армию. Последние 2 трека читал уже с повесткой на руках. Отдал диск Vanich’у (Илья Покровский — рэпер, участник петрозаводского формирования Military Clan. — прим. The Flow), попросил сделать дизайн и издать по своим каналам, если будет возможность, или хотя бы распространить в cети. Через полгода службы в армейке я узнал, что один из наших треков попал на крутой рэп-сборник "Хип-хоп для гурманов", где внутри на развороте уже был анонс о выходе нашего альбома на ЦАО records. И вернулся я из армии уже другим артистом”.
Тут он не соврал, всё действительно изменилось. Клубы по всей стране заполняются аншлагами, сдаются напору Беларусь и Украина. Последующие альбомы с лучащимися радостью и позитивом названиями "Пока кое-кто умер", "Gnoy", "Кроме женщин и детей" увеличивают аудиторию и формируют вокруг петрозаводчан, без преувеличения, настоящий культ в интернете.
Об отношении публики к группе многое сообщает и тот факт, что не дождавшись, пока группа сама начнет выпускать клипы, слушатели начинают их снимать своими силами. Причем, не на коленке — встречались видеоработы достойные статуса официальных.
Что уж говорить, если за всю историю группы клипа круче, чем неофициальный пластилиновый (!) на песню
“Клоун”, кажется, так и не появилось.
А первым клипом, где слушатель смог увидеть своих героев, стал “Запах урбана”, выпущенный на четвертом году существования группы, в статусе состоявшихся звезд жанра.
В конце 2015-го выходит восьмой по счету альбом the Chemodan “Абсурд и аллегория”, записанный совместно с московским битмейкером FD Vadim. Последний существенно обновил звучание, теперь в “грязных” аскетичных битах слышен трэп, варьирование темпоузоров, 808-е. Изменился и герой Луи: он уже не отгораживается от происходящего за пределами спального района фразой: "***** политику", а порой заходит на территорию социального рэпа. В общем претензии о топтании на месте и повторении пройденного, которые порой звучали в отношении последних релизов, тут точно не уместны. Ну и бурлящей злости в его песнях меньше не становится — а значит, история the Chemodan далека от своего финала.
Финалом же этого текста станет цитата из еще не опубликованного большого интервью Грязного Луи для сайта The Flow — первого текста таких масштабов за всю историю the Chemodan: "Поиск нового звучания на альбоме "Абсурд и аллегория" — это шаг вынужденный. Но не потому что начала спадать концертная активность, а потому что сейчас тяжело удивить, тяжело показать что-то новое. Есть удачные попытки, есть неудачные. Например, Oxxxymiron мне не нравится, потому что он свои мысли выражает слишком эмоционально, слишком истерит. Видно, что ему это нелегко даётся. Люди, которые 10 лет занимаются рэпом, должны быть более спокойными. Нас ругают за монотонную читку, но я считаю, что монотонный рэпчик, не знаю, как сказать… Он с яйцами, короче (смеется)".