Итоги 2018
Текст: Николай Редькин, Кирилл Бусаренко,
Леша Горбаш, Андрей Недашковский, Владимир Завьялов

45 зарубежных альбомов 2018. Финал

Три дня подряд мы перечисляли понравившиеся нам пластинки 2018-го. Вот главные альбомы этого списка. Не оставайтесь в стороне и вы — комментируйте, лайкайте, предлагайте свои топы.



Итоги 2018 года The Flow подводит при поддержке YouTube Music. Это новый стриминговый сервис, который создан для любителей музыки и обладает всеми достоинствами YouTube. Подписаться на YouTube Music Premium можно здесь. До 1 января действует специальное новогоднее предложение: все новые пользователи получают три месяца YouTube Music Premium бесплатно.



15.

THE INTERNET "Hive Mind"







Группe The Internet понадобилось почти 10 лет, чтобы из аутсайдеров в тусовке Odd Future стать интереснейшим коллективом “десятых”, настолько же важным кирпичиком для жанра R&B, как, допустим, Miguel или SZA. Он начинался как проект девушки Syd The Kid и битмейкера Matt Martian: пока Tyler и его друзья призывали дьявола, эти двое записывали тишайший электропоп. В 2015 году к ним присоединился мультиинструменталист Стив Лэйси (долго объяснять, представьте, что это Thundercat, только не бас-гитарист, а просто гитарист) — и все вышло на новый уровень: предыдущую пластинку “Ego Death” номинировали на “Грэмми”. Новая (название “Разум улья” — это ли не лучшее обозначение коллективной работы?) подтверждает, что все выданные авансы были верными. Свободный, летящий фанк The Internet трансформируется то в грустное R&B, то в танцевальный диско-поп. Клеем для всех этих материй служит грустный голос Syd — а других таких голосов в музыке 2010-хеще поискать!






14.

V/A "Black Panther OST"


Одноименный фильм киновселенной Marvel оказался одним из самых неожиданных успехов года — обыкновенное супергеройское кино вдруг собрало совсем безумное количество денег, вызвало массовый восторг чернокожего населения планеты и зачем-то получило номинацию на "Золотой глобус" как фильм года. Саундтрек картины вызвал не меньше восторгов, но тут все справедливо.

Это едва ли не полноценный альбом Kendrick Lamar, уж слишком его здесь много. Компанию ему составляют артисты лейбла TDE и другие музыканты, преимущественно чернокожие, исключение — James Blake. В этом главная особенность саундтрека — в нем все “черным-черно”. Афроамериканская культура в текстах, в музыке, особенно в клипах. Понятная даже тем, кто таким не интересуется: здесь полно бодрого хип-хопа (“Opps”,”Paramedic!”, “X”), эмоционального R&B (“I Am”, “Pray For Me”) и незаезженных этнических мотивов (“Bloody Water”, “Seasons”). А еще два абсолютных хита — “King’s Dead” и “All The Stars”. Это отличный самостоятельный альбом, а не просто довесок к картине, чей успех, кажется, запустил тренд на хип-хоп саундтреки.






13.

LIL WAYNE "Tha Carter V"


Говорить об этом альбоме никак нельзя без контекста. Напомним, "Tha Carter V" должен был выйти еще четыре года назад, но у Weezy начался (и затянулся) конфликт с лейблом, который, к счастью решился.

Двадцатитрехтрековый "Tha Carter V" как минимум в звуковом смысле производит впечатление явно залежавшейся работы, которая могла бы ровно в таком же виде выйти и четыре года назад (ну, если не брать в расчет, например, куплет XXXTentacion).

Другое дело, что это сработало: вдруг выяснилось, что классический Weezy на фоне текущего рэпа смотрится свежо. Риторический вопрос — как бы звучал этот альбом на общем фоне, если бы он полежал еще года три-четыре? Та самая аналогия с вином, может, даже пригодилась бы. О чем это говорит? Похоже, Lil Wayne окончательно утвердился как фигура вневременная.







12.

JUICE WRLD "Goodbye & Good Riddance"


В эмо-рэпе Juice WRLD много воздуха и эмоций. Под скупые биты, держащиеся на гитарных сэмплах, он поет самые депрессивные песни на свете. Таким сейчас мало кого удивишь — о своей депрессии открыто говорит каждый третий фрешмен, но у этого получается облечь переживания в цельные и законченные песни. Три главных хита с альбома — “Lean With Me”, “Lucid Dreams” и “All Girls Are The Same” — штурмовали чарты Billboard и принесли 20-летнему рэперу контракт с гигантом Interscope. Ну и каждому поколению, наверное, нужна песня с сэмплом из “Shape of my Heart” Стинга.






11.

KANYE WEST "ye"


Про этот альбом мы уже обстоятельно поговорили в коллективной рецензии, поэтому пройдемся по основному. “ye” — это чемодан эмоций в голове Kanye, который начал рваться по швам, и в итоге его содержимое стало песнями.

Kanye пишет песни так, будто собирает конструктор — этот артист сюда, провокационная строчка будет здесь, а вот тут у нас соул-сэмплы. Изменилось наполнение. Теперь он читает о суицидальных мыслях, депрессии, а еще очень трогательно говорит о жене и дочках — спасении от собственного безумия.

Это худший альбом Kanye (что несложно, учитывая, что предыдущие были как минимум жанрообразующими). В нем нет привычной цельности, не хватает завершенности, он хаотичен и больше напоминает набор заготовок. При этом “ye” – точно один из самых обсуждаемых релизов-2018, альбом-момент, фиксирующий настроения его автора здесь и сейчас.







10.

DENZEL CURRY "TA1300"


Когда-то Denzel Curry называли “soundcloud-рэпером”, он состоял в группировке Raider Klan, а массовую известность ему принесла песня “Ultimate”, ставшая мем-саундтреком к ютуб-роликам и вайнам. “TA13OO” лишний раз доказывает: сейчас рэпер полностью свободен от каких-либо клише.

Структурно релиз поделен на три части: “светлую”, “серую” и “темную” (у каждой даже есть своя обложка). Но деление очень условное — все песни на альбоме так или иначе покрывают области тьмы. Не обманывайтесь мелодичным звучанием первой части, местами напоминающей поп-рэп в духе Gym Class Heroes. О каком свете может идти речь, если в первом же треке Denzel говорит об отношениях с девушкой, ставшей в детстве жертвой домогательств?

Дальше рэпер только глубже погружается в омут — всю “серую” часть постепенно накручивает себя, заканчивает ее хитовым треком с говорящим названием “Clout Cobain” (обязательно посмотрите клип), а потом окончательно срывает все вентили. Начинается “темная” часть, звучащая так, будто все это время музыканта держали в смирительной рубашке, на которой внезапно лопнули застежки.





9.

MAC MILLER "Swimming"


"Swimming" — это история преодоления внутренних демонов и живое пособие о том, как существовать в мире с самим собой. Mac много лет заигрывал с использованием живых инструментов, дружил и много работал с Thundercat, а к записи этого релиза привлёк Джона Бриона — голливудского композитора, когда-то привнесшего оркестровый шик в альбом Kanye "Late Registration". Тот же трюк он проделал со "Swimming": после его прослушивания в самом деле не покидает ощущение, будто ты только что вылез из бассейна и идёшь гулять по любимому летнему городу.

"В мире, где всем правит эго, он двигался с душой нараспашку", — говорит его менеджер в недавнем некрологе. И этот альбом — лучшее тому подтверждение. Mac Miller умер, но напоследок напомнил нам, что жить — это круто. Спасибо, бро.






8.

KIDS SEE GHOSTS "KIds See Ghosts"


"Творческий рехаб" — так мы писали про совместную работу Kanye West и Kid Cudi. Оба артиста за последние пару лет успели прилечь в рехаб (Cudi — добровольно, Kanye — не очень) и после этого пересмотрели свои взгляды на жизнь. С этой ясностью восстановился и творческий коннект музыкантов. Kanye здесь в роли дирижёра и архитектора собственной реальности. Cudi — первая скрипка и фронтмен, которому одинаково хорошо удаются цепкие припевы и номера поверх сэмпла Кобейна — потому что если кто-то и имеет право делать музыку на основе творчества Nirvana, это Скотт Мескади.

"Kids See Ghosts" — образцовый совместный альбом, сделанный не по формуле "накидаем куплетов и быстро сведём", а сделанный на совесть, где артисты дополняют друг друга и помогают зазвучать ещё мощнее. Хотели идейного наследника "Watch the Throne"? Получите.






7.

BLOOD ORANGE "Negro Swan"


Британец Девонте Хайнс первую популярность получил 10 лет назад, со своим проектом Lightspeed Champion. В Британии любили молодых людей с гитарами, его приблюзованный гараж-рок целился на обложки NME и не имел ничего общего с тем, что он делает сейчас. После ряда проблем со здоровьем он развалил группу, взял паузу и начал подрабатывать гострайтером для других артистов — например, спродюсировал EP для Solange, тогда еще сравнительно малоизвестной. Параллельно с этим в своем новом проекте Blood Orane он стал писать совсем другую музыку — чувственную, эротичную, очень "шадэобразную". К четвертому альбому его приняла за своего американская рэп- и околорэп-элита: он вдруг оказался нужен и A$AP Rocky, и Мэрайе Кэри. Оказалось, что на этот нежнейший бедрум-соул очень хорошо ложатся куплеты рэперов — в этой химии и есть главное очарование “Negro Swan”.







6.

POST MALONE "Beerbongs & Bentleys"


Post Malone расстроился, когда узнал, что его "Beerbongs & Bentleys" попал в категорию "поп", а не "рэп". И совсем зря: поп-мелодии — это первая вещь, которая получается у него лучше всего. Об этом говорят хотя бы цифры и успех "Rockstar".

Вторая вещь — будто предустановленная по умолчанию рок-энергетика. В отличие от, скажем, Trippie Redd, ему не нужно играться и заигрываться в рок-звезду: достаточно лишь взять гитару — и получается песня "Stay", которая вытянула бы дискографию любой группы с MTV начала нулевых. Если вам этого мало — посмотрите лайв с группой Aerosmith. Но главное, что получилось у Post Malone в этом году — доказать, что он не one hit wonder, а успех "Rockstar" был нечитерским и неслучайным. В длинном хронометраже сложно обойтись без флопов, но это тот самый случай: тут помогло умение моментально и результативно обращаться из трэпстара в рок-лирика, а также пригласить нужных людей вроде Nicki Minaj, 21 Savage, G-Eazy и Ty Dolla Sign.







5.

DRAKE "Scorpion"


В этом году Drake впервые ввязался в биф, в котором не разгромил оппонента. Но как говорил великий русский философ, "поражение — это победа". Drake остался королём: скандал с его сыном только подогрел интерес к "Scorpion", пусть и шок-эффект от песни "March 14", где артист посвящает куплет своему ребёнку, несколько потерялся.

Первая половина "Scorpion" — это Drake-дерзкий, объясняющий оппонентам, кто тут главный. У канадца никогда не было проблем с самоуверенностью, но здесь она возводится в абсолют. Песни "Elevate" и "Mob Ties" мог записать только человек, искренне верящий в собственную исключительность.

Вторая часть альбома — это Drake-нежный, посвящающий песни девушкам и своему трепетному сердечку. И в этом ему точно нет равных. "Summer Games" — прямой наследник альбома "808s & Heartbreak". "Jaded" — посвящение Jorja Smith, по красоте не уступающее самой британской певице. "Nice for What" — лучшее заявление на тему уважения к женщинам, исполненное мужчиной.

Drake в очередной раз доказал, что он — Криштиану Роналду от мира музыки (да и фото в футболке "Ювентуса" у него имеется). Такой же совершенный и самовлюблённый. Эгоистичный и дерзкий. Его легко ненавидеть за все эти вещи. Но не признавать величие канадца — невозможно.







4.

6LACK "East Atlanta Love Letter"


6lack (читается “Блэк”, а цифра в его имени — отсылка к Zone 6, одному из районов Атланты по карте полицейского патрулирования) — артист неординарной творческой траектории. Начав как баттл-рэпер (в сети можно найти запись его уличного выступления против Young Thug — смотрится, будто артефакт из альтернативной реальности), последующие несколько лет он без ощутимых дивидендов провел на лейбле Flo-Rida и, осознав, что продолжаться так больше не может, перепридумал себя, запел и вывел свою формулу рэп-соула. На пластинке такой подход он метким образом характеризует фразой “Я — R&B-парень с хип-хоп сердцем”.

“East Atlanta Love Letter” — это песни о любви и ее последствиях. Портреты любовников на грани разрыва. Монологи альфача, способного этот разрыв ускорить. И апроприация территорий, которые The Weeknd и Frank Ocean оставили, двинув исследовать новые стилистические границы.






3.

PUSHA T "Daytona"


С “Daytona” начался вайомингский марафон альбомов под продакшном Kanye West. И начался так, что последующих пластинок ждать было совсем уж невтерпеж.

Дело даже не в потрясающем таланте музыканта рассказывать сюжеты из криминальных драм, а в том, что Kanye абсолютно ему в этом не препятствует — минималистичные инструменталы с вкраплениями соул-сэмплов звучат ровно так, чтобы не отвлекать все внимание на себя, но при этом идеально дополнять рэпера. Хотя, будем честны, Pusha T может читать хоть под капающий кран — все равно будет круто. Этот хищный и полный холодной уверенности голос ни с кем не спутать.

“Daytona” — это короткая, но насыщенная прогулка от очкуров неблагоприятного района до шикарного офиса главы империи. Во времена, когда хип-хоп все активнее смешивается с другими жанрами, Pusha T выпускает чистый рэп-альбом без оглядки на тренды. Вот уж действительно King Push.






2.

XXXTENTACION "?"


Треки тут называются, как на старых альбомах Дельфина — “Один”, “Грустный”, “Надежда”, “Холодный”, “Бесконечность”. Общее ощущение от альбома — биполярное расстройство: песни про непрерывное одиночество тут перемежаются рэпом про “у нас есть деньги” и “мы взяли свое”.

Трудно поверить в то, что альбом “?” записал рэпер, у которого на момент выхода было несколько судимостей и перспективы провести полжизни в тюрьме. Половина его звучит как работа белого студента в очках и с гитарой, терзающегося депрессией в комнате общежития. Главный его инструмент — это голос: которым он может передать сто оттенков одиночества. Главный его козырь — мелодизм, на который никто из коллег больше не способен (когда “Moonlight” в дэнс-ремиксе звучит у нас на радио, ты в принципе и не удивляешься — супер-прилипчивая песня). Главный его скилл — подчинять себе почти любой инструментал, который ему понравится. “Numb”, где голос рэпера обрамлен в пышную рок-аранжировку; грустный приджазованный бумбэп “infinity 888”; “Alone part 3”, где он звучит, как Том Йорк. Да чего уж говорить, когда даже в дурацком реггетон-номере “I don’t even speak spanish lol” он врывается последним — и песня о том, как снимать девчонок на летней вечеринке, начинает отдавать холодком мертвецкой,

Трагическая гибель Джасея Онфроя в 2018 году дает песням с “?” совершенно новый контекст — после нее он слушается как “Ready To Die”, манифест человека, каким-то непонятным образом отрефлексировавшего свою смерть за несколько месяцев до неё. В нем суммирован и некий музыкальный опыт 2018 года (а может, и целого десятилетия): все музыкальные жанры стерлись, границ больше нет.






1.

TRAVI$ SCOTT "Astroworld"


В прошлом году как-то легко и безальтернативно на этом месте был "Damn" Kendrick Lamar — альбом, в котором даже намек на хоть какую-то белую музыку отсутствовал напрочь. Символично, что призер этого года будто бы пошел от обратного и выпустил в буквальном смысле "Я познаю мир" глазами хип-хоп артиста. На "Astroworld" завывает английский крунер James Blake, инди-рокеры Tame Impala топят неторопливый флоу Travis Scott в психоделическом гитарно-клавишном мареве, время от времени слышится чуть ли не орган хаммонда, а под финал вообще просыпается струнный квартет.

"Astroworld" — конечно же, работа монолитная, фундаментальная и вообще magnum opus артиста. Однако это еще (если совсем уж упрощать) и путеводитель в рэп для тех, кто не любит рэп — благодаря, в первую очередь, титанической работе над звуком и подчеркнутой нелогоцентричности альбома. Если уж и ставить пошлый и спорный вопрос "Почему рэп победил?", то "Astroworld" на него в этом году отвечает первым. Потому что может впитать в себя вообще все.





Установить приложение YouTube Music для iOS или Android можно ниже.



Первое за долгое время интервью лидера Пошлой Молли — об экспериментальном альбоме, ночи, проведенной в КПЗ, и запрете въезда в Евросоюз
Из чего состоит вселенная ATL? Рассказываем в новом видео
Кто написал лучшие песни этого года по версии The Flow
Toxi$ и Gensyxa расстались, треки Платины попали под запрет, Дрейк судится с Кендриком