Итоги 2018
Текст: Андрей Никитин, Николай Редькин, Кирилл Бусаренко,
Леша Горбаш, Андрей Недашковский, Владимир Завьялов

50 отечественных альбомов 2018. Финал

Пять дней подряд мы публиковали топ из 50 лучших, на наш взгляд, отечественных альбомов этого года. Вот его последняя часть, после чего составление годовых списков мы закончим. Но впереди — народное голосование, где свое мнение об итогах 2018 сможете высказать вы.



Итоги 2018 года The Flow подводит при поддержке YouTube Music. Это новый стриминговый сервис, который создан для любителей музыки и обладает всеми достоинствами YouTube. Подписаться на YouTube Music Premium можно здесь. До 1 января действует специальное новогоднее предложение: все новые пользователи получают три месяца YouTube Music Premium бесплатно.




10.

ANACONDAZ "Я тебя никогда”


“Ты экономишь буквально каждый цент, а я богаче, чем РПЦ”. “Не вырезай меня из своей жизни, как Лу Си Кея вырезал Нетфликс”. “Если истина в вине, она во мне”. Из строчек с “Я тебя никогда” можно собрать отдельный цитатник, потому что почти за 10 лет существования Anacondaz до максимума развили свое умение сочинять цепкие, иногда ядовитые строчки. Это все так же музыка людей, которым не пофиг на окружающий мир, но которые, чтобы не сойти с ума, отказываются воспринимать его серьезно.

Им одинаково хорошо удаются и социальные комментарии (“Воспоминания о тебе” — сатира на мир захвативших соцсети SJW), и просто смешные песни (припев из “Твоему новому парню” мог бы запросто прозвучать на альбоме Юрия Каплана). Интересно, что оба творческих метода Anacondaz (смешная социалка + угар) сходятся в панк-боевике “Ты знаешь, кто он”, где упоминается президент, но в анекдотичном контексте. Клип на эту песню вышел 17 марта — за день до выборов президента РФ.




9.

ЛАУД "ТанецГолосЗвук 3"


Пару лет назад уфимский дуэт Лауд превратился в трио, а в 2018-м стал саунд-системой имени себя. Теперь это трехголовая музыкальная машина, которая не только дает звук уфимским коллегам, но и сама производит много музыки. За этот год Виталий, Рамиль и Сергей выпустили несколько релизов, от инструментального хаус-EP до совместных работ с близкими по духу Cream Soda, но “ТГЗ 3” — это их большой альбом. Во всех смыслах.

Этим летом, на выставке “Faces & Laces” Лауд выступали, постоянно вытаскивая на сцену гостей (именно там случился замечательный лайв i61 и Boulevard Depo в костюмах брокколи и пиццы). Примерно так же устроен альбом: гости поют, читают, веселятся и красиво грустят, все это сопровождает музыка в диапазоне от гетто-хауса до ню-диско. Но наиболее энергичные моменты здесь — когда к микрофону выходит сам Виталий, в 2018 году взявший на себя функции фронтмена группы. Он каким-то образом перекидывает мостик к самому веселому хип-хопу 90-х, типа Мистера Малого, DA-108 или песни Bad Balance “Московский олдскул”. Интересно, что формула “Не забывай свои корни” в 2018 сработала у электронной группы, в которой оказалось больше любви и уважения к этим корням, чем у многих.





8.

MARKUL "Great Depression"


Прошлый год Markul заканчивал в статусе "молодого и перспективного", а в 2018-м взялся воплощать все выданные ранее авансы. С мелодикой у него и прежде не было проблем, но если раньше она выражалась в отдельных удачных моментах (таких как песня "Спрут"), то сейчас у него есть целый альбом, состоящий только из удач. "Great Depression" — релиз уже сформировавшегося хитмейкера.

И названием альбома, и стилистикой клипа "Корабли в бутылках" Markul обращается к эпохе Америки 30-х, но трактовать фразу “Great Depression” все же стоит буквально. Это про здесь, про нас и сейчас: альбом о бесконечной депрессии поколения 2010-х, которое не знает, зачем пропивает в барах последние 300 рублей, влюбляется в сторис инстаграма и страдает от панических атак.

Когда Марк только влился в ряды Booking Machine, в сети немало нашлось людей, убежденных, что Oxxxymiron рекрутировал новичка просто по старой дружбе. Видимо, Федоров еще 10 лет назад рассмотрел в Markul, который в тусовке лондонских эмигрантов Green Park был самым младшим, то, что остальные увидели и услышали только сейчас.





7.

GONE. FLUDD "Суперчуитс"


Если “Boys Don’t Cry” (о нем дальше) записывал сравнительно неизвестный артист, то “Суперчуитс” — хитмейкер. Соответственно масштаб ожиданий был увеличен раз в 100. При этом никаких компромиссов здесь GONE.Fludd себе не позволяет. Даже наоборот — вдоволь размявшись на первых бойких треках, в конце он выдает “Сахарного человека” и “Пустоту”, не песни, а маячки SOS, послания в бутылках. Когда герой года, у которого в начале 2019 два больших концерта (суммарно на 10 тысяч человек) поет: “Я не чувствую себя никем / каждый встречный, будто манекен”, это по-настоящему может встряхнуть.




6.

NOIZE MC "No Comments"


В мае у Ивана Алексеева вышла хип-хопера “Орфей и Эвридика” — большая концептуальная работа, которая родилась из сценической постановки и в студийном виде доводилась до ума два года.

И тут несколько месяцев спустя внезапно выходит EP “No Comments”, в котором все сделано будто от обратного — это четыре хлестких по форме и очень-очень личных по содержанию трека — обычно такие не вытачиваются годами в студии, такими выговариваются здесь и сейчас. Noize MC не называет имен и говорит о главном вроде бы увилисто, но вопросов не оставляет — но это тот самый случай, когда нужно просто сложить один и один и получить два. “Родители как Шереметьево и Борисполь, а дети что-то вроде пересадки в Минске”, — самая показательная строчка. “Старый Noize вернулся!” — восклицали в комментариях. Очень похоже на то.




5.

BOULEVARD DEPO "Rapp2"


“Rapp 2” — это рэп против всех правил. Это небрежная читка в дыме от косяка, чей обладатель развалился с геймпадом на диване, и инструменталы без ярко выраженного бита. И при всем этом тебя ни разу не посещает ощущение подвоха — настолько органично Boulevard Depo звучит в своей пофигистичности. При этом альбом не скатывается в однотипность. Здесь дэнс-трибьют Виктору Цою “White Trash” соседствует с заторможенной стоунерской “AKA”, а ближе к концу можно услышать “Ожоги” — фит с группой IC3PEAK, от которого веет неприкаянной русской тоской.

Фишка Boulevard Depo в том, что его очень сложно с кем-то сравнивать. Он выкручивает на максимум показатель “форма”, а опцию “содержание” предлагает настроить слушателю. Потому что ему так в кайф. Нам тоже.





4.

HORUS "Прометей роняет факел"


В ноябре 2015-го на фоне сами знаете каких альбомов “Дом тысячи сквозняков” Horus будто бы затерялся — и совершенно незаслуженно: бывший Луперкаль радикально обновил звук и, кажется, окончательно избавился от репутации рэпера не самых толерантных взглядов.

Три года спустя карма вернула должок: в апреле 2018-го тектонических сдвигов в жанре не происходило, и “Прометей роняет факел” (логический последователь “Дома”) был явно позаметнее и точно добавил Horus слушателей. Что до самого альбома, если “Дом” был больше о внутренних демонах и неустройствах, то на “Прометее” артист берет цайтгайст и со всей своей хмурью и в то же время иронией препарирует его своими мизантропскими панчлайнами, при этом изящно избегая лишних имен и языка плакатов. Важная заметка на полях: это, наверное, последний большой альбом, который (как всегда, филигранно и узнаваемо) продюсировал тандем Dark Faders, в 2018-м распавшийся.




3.

MNOGOZNAAL "Гостиница "Космос"


"Гостиница “Космос” — уже пятый релиз в дискографии Mnogoznaal, но именно с ним рэпер сумел выйти на широкую аудиторию. Для этого не понадобилось прогибаться под тренды или изменять себе. Наоборот — это альбом, демонстрирующий, что свой путь, свой звук и своя эстетика в конечном итоге приносят плоды и верных поклонников.

Антураж Крайнего Севера, откуда артист родом, оставляет заметный след на музыке Mnogoznaal, проявляясь то в виде вставки из прогноза погоды, сообщающей о рекордно низкой температуре, то в экзотической шаманской напевности, то в нездешнем груве, под который хоть вокруг костра танцуй. За редкий дар натурально затягивать слушателя сквозь динамик наушника в свой мир Максима часто сравнивают с ATL и Смоки Мо, адептами сдобренного загадками и символами рэпа. Это еще одна особенность “Гостиницы “Космос”: даже если вы ничего не поймете после первого прослушивания — а с большой вероятностью так и произойдет — к нему все равно захочется вернуться вновь.




2.

GONE.FLUDD "Boys Don't Cry"


"Рэп сейчас — уже не жанр, а облако мыслей и идей", — это цитата самого GONE.Fludd из нашего интервью. В облако мыслей и идей он превратил прежде всего собственное творчество. На "Boys Don't Cry" мультяшные бэнгеры "Мамбл" и "В чем дело, док" соседствуют с песней грустного клоуна "Fugly" и feel good-гимном "Serial Chiller", где-то рядом с ними — клятвы в верности родному скваду (так и называется, "Сквад") и фаталистичная любовная "Сети", а начинается всё одноименным треком, ощутимо навеянным Антохой МС. Так можно вспомнить каждую песню с альбома — это 16-трековый релиз практически без слабых мест, что для 2018 года само по себе огромное достижение.

"Фладда, ты просто лучший, ты вы***шь этот год" — это уже уверенно говорит один из фанатов GONE. Fludd в ските "Голос улиц". Казалось бы, фанатский максимализм, но нет — так и получилось. Этот год для GONE.Fludd — самая архетипичная история успеха. В то время, как многие хитмейкеры года мыслили синглово, он сначала выпустил сильный альбом, а потом уже развивал успех отдельных песен с него. Ничего лишнего, поэтому и вдвойне приятно.






1.

МОНЕТОЧКА "Раскраски для взрослых"


О “Раскрасках для взрослых” постфактум крайне сложно уже что-то писать: ни об одном альбоме со времен, кажется, “Горгорода” не писало рецензий столько близких и далеких от музыки людей. Интеллектуалы-охранители, либеральные колумнисты, телеграм-энтузиасты — каждому в начале лета нашлось, что сказать о первом большом альбоме Елизаветы Гырдымовой. И это при том, что все заходили, что называется, с разных подъездов.

Близкие к музыке люди успех Монеточки приписывают на счет Виктору БЦХ (до работы с артисткой записывавшему поэтичный нео-R&B), но не отметить рост самой Лизы как сонграйтера будет не совсем справедливо. Если раньше были мимолетные мемы, то сейчас — вещи пофундаментальнее и помонолитнее.

Редакторская и народная любовь редко взаимны, но тут именно тот самый случай — у певицу и продюсера получилось упаковать все вышеназванное в поп-обертку, внезапно оказавшуюся универсальной. В итоге чуть ли не самая (на бумаге) необязательная и необременительная песня альбома, благодаря прилипчивому клавишному соло и остроумному хуку, подсмотренному на лестнице у пивбара “Сосна и липы”, превратилась в большущий хит года.





Установить приложение YouTube Music для iOS или Android можно ниже.

"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"