Итоги 2018
Текст: Николай Редькин, Кирилл Бусаренко,
Леша Горбаш, Андрей Недашковский, Владимир Завьялов

50 отечественных альбомов 2018. Часть 2

До конца 2018 года осталось совсем немного. Но нам хватит, чтобы вспомнить все лучшие отечественные альбомы этого года. Вспоминайте с нами, вспоминайте лучше нас.



Итоги 2018 года The Flow подводит при поддержке YouTube Music. Это новый стриминговый сервис, который создан для любителей музыки и обладает всеми достоинствами YouTube. Подписаться на YouTube Music Premium можно здесь. До 1 января действует специальное новогоднее предложение: все новые пользователи получают три месяца YouTube Music Premium бесплатно.




40.

МЫ "Ближе part 2”


О группе Мы в 2018 году говорили чаще по немузыкальным причинам — все-таки даже в условиях новой ускоренной инфореальности распасться дважды нужно еще умудриться.

На первый взгляд, музыка на этом общем фоне как-то подзатерялась — второй "Возможно" у группы так и не случилось. Но сказать, что хороших песен совсем не было, тоже нельзя — дуэт решил не менять то, что и так бесперебойно работает, и на обеих частях "Ближе" продолжил укладывать в слегка небрежный звук диалоги двух людей, которым при любых раскладах есть что друг другу сказать. В контексте не очень мирного распада именно вторая часть "Ближе" кажется эпилогом этой истории.





39.

MATRANG "ЭЙА"


В 2018 год Алан Хадзарагов вошел в статусе потенциально будущей звезды лейбла Gazgolder — его хит “Медуза” (наш топ-10 лучших отечественных песен) играл если не из всех колонок, то вот из закладок ВКонтакте уж точно. Оставалось только выпустить дебютный альбом, чтобы закрепить положение. Получилось с оговорками.

“ЭЙА” — это именно то, чего и стоило ожидать от Matrang: гипнотический хаус-рэп, существующий будто на грани сна и яви, морская тематика в большинстве песен, а еще преобладание формы над содержанием — весьма простые тексты в его исполнении наполняются магией. Исполни то же самое кто-то другой, эффект бы пропал. Иногда даже кажется, что Matrang записывал их под водой.

Вот только это по сути повторение одного и того же приема, пускай и очень самобытного. Сейчас он работает, а вот не превратится ли в шаблон — узнаем в следующем году.






38.

GSPD "Rave Epidemic"


"Я заядлый попсарь, и буду делать все, что в моде", — говорил GSPD в нашем летнем интервью. Там же Давид назвал себе королём нового рейва — и к концу года это заявление очень похоже на правду: у него с солдаутами проходят концерты в больших клубах. Музыка GSPD — это быстро и бодро, беспощадный и бессмысленный русский рейв. На альбоме "Rave Epidemic" есть песни с названием "Евродэнс" и "Бумер", а рядом с ними — "Катя Кищук" и "Uber Black". На слиянии настроений разных эпох и строятся песни петербуржца: новое — это хорошо забытое старое, а самые модные треники — те, что были у твоего отца. Примечательно, что специальными гостями на московском и питерском концертах GSPD были легенды "колбасы" нулевых XS Projeсt — это к вопросу о преемственности поколений.





37.

BIG BABY TAPE "Hoodrich Tales"


EP "Hoodrich Tales" вышел в конце весны — и тогда казалось, что это идеальный летний альбом. Почти весь его Big Baby Tape спродюсировал самостоятельно (для этого у него есть отдельное альтер-эго DJ Tape), сделав крайне чилловый звук. Это по-прежнему попытка перенести в московские реалии свой трэп-хаус, но обилие остроумных строчек (барсов, сказал бы автор) сводят на нет любую критику такого подхода. Большой успех пришел к Tape благодаря совсем другим вещам, в которых минимум мелодики и максимум резкости, но и в своей расслабленной ипостаси (“Hustle Tales”, “Trap Medals”), с вальяжным снупдоговским флоу, он крайне хорош.





36.

ЛУНА "Заколдованные сны"


Если "Маг-ни-ты" и "Остров свободы" — это оммаж поп-музыке 90-х, то "Заколдованные сны" — прыжок в сторону нулевых. С одной стороны, это более проработанная именно в звуковом смысле запись (столько живых инструментов у Кристины не было никогда, а на лайвах с ней играет рок-группа и совсем нет ощущения, что музыканты отбывают номер), с другой, этот альбом — скорее про атмосферу, чем про мелодии и песни, и этот сомнамбулический флер явно музыке Луны идет.

Главное, что удалось Луне (и не удалось некоторым из этого списка) в этом году — выпустить крепкий альбом, притвориться, что некоторых проблем в личном/творческом тандеме не было вовсе, и снова перевести свою фигуру исключительно в музыкальный контекст.






35.

БАКЕЙ "Nagchampa"


Минчанин Бакей — удивительная белорусская экзотика. Возможно, эта самобытность пока и мешает его конвертировать в Россию. Но для альбома “Nagchampa”, плотно замешанного на дэнсхолле и танцевальной музыке, и правда сложно подобрать какие-то аналоги. После выхода мы писали, что это “музыка эмодзи”: Бакею порой хватает одного строчки / меткого панчлайна, чтобы передать настроение того или иного трека — и когда он начинает повторять эту строчку, как мантру, эффект получается сильным. Настроение песен на альбоме меняется от дурашливого (“White Monkey Flow”, “Хэй май герл”) до суицидального (“Разбитые”), где от многократного повторения “Я разбитый, ты разбитая” становится и впрямь очень тревожно.






34.

PHARAOH "Phuneral"


Ни один альбом Глеба Голубина не был выдержан в едином стиле, это всегда был слегка хаотичный поток жанров и идей. "Phuneral" — снова калейдоскоп. В нем рядом стоят треки, которые сложно было бы представить на соседних местах в треклисте другого музыканта. Вот тихие тревожные распевные песни ("Последний трек на стене", "Лантана"), вот агрессивные бэнгеры ("Смарт", "Шипучка"), а вот гостевые куплеты Сергея Шнурова — вспомните, когда он в последний раз записывался с рэпером?

Звучание Глеба наверняка разделится на "до" и "после" "Phuneral": вскоре после выхода этого релиза Dead Dynasty покинул целый ряд артистов, помогавших Pharaoh создавать свой звук, среди них — White Punk и Noa.





33.

NOA "Stranger"


Михаил “Noa” Домбровский начинал в метал-тусовке (посмотрите составленный им список альбомов-2018, никаким рэпом там и не пахнет). Потом впечатлился музыкой Pharaoh, примкнул к Dead Dynasty и под крылом объединения начал записывать альтернативный R&B. Сложноустроенный, без мата, грязи и “сук”. “Stranger” сильно расширил палитру, теперь это не столько R&B, сколько новый поп (представьте, что Монатик помрачнел и увлекся стихами символистов), крайне профессионально спетый и спродюсированный. Тут, впрочем, есть и минусы — такой эстетский подход сразу урезает аудиторию в несколько раз. Но как можно понять из его интервью, Noa вполне готов к тому, чтобы работать только для ценителей.





32.

MIYAGI & ЭНДШПИЛЬ "Hajime 3"


Осетинский дуэт может без стеснения называть себя отцами хаус-рэпа — песня “I Got Love” (кстати, один из самых просматриваемых клипов из России) год назад вывела шаблон, по которому работают десятки подражателей. Видимо, поэтому на третьей части альбома “Hajime” он пошел от противного: под эти песни особенно и не потанцуешь. Хип-хоп (“Колизей”), раггамафин (“Fire Man” и “Fuck The Money”) и даже реверансы в сторону неосоула (заключительная “Listen To Your Heart”) — сейчас Miyagi & Эндшпиль звучат очень разнообразно. Одно неизменно: им всегда удаются припевы. И их музыка чувствует себя очень свободно — в том числе от географических и языковых границ.






31.

КРЕМ СОДА "Красиво"


В этом году Крем Сода — до этого времени дуэт, сочинявший клубную электронику — взял к себе в состав певицу Анну Романовскую. Соответственно, в его музыке появился голос (и какой!). Первая же песня на новом альбоме группы называется “Потанцуй со мной”, на обложке красуется диско-шар — если до этого времени кому-то было непонятно, про что эта музыка, то тут уже все объяснено предельно доходчиво. Звук "Красиво": максимум теплого и живого при почти полном отсутствии холодного и отстраненного (выбиваются разве что песни “Странник” и заглавный трек). Как будто давние меломаны достали с полок бережно хранимые пластинки с танцевальным наследием прошлого. И на их основе соорудили саундтрек для вечеринки мечты.




Установить приложение YouTube Music для iOS или Android можно ниже.



"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"