Итоги 2018
Текст: Николай Редькин, Кирилл Бусаренко,
Леша Горбаш, Андрей Недашковский, Владимир Завьялов

50 отечественных альбомов 2018. Часть 4

До конца 2018 года осталось совсем немного. Но нам хватит, чтобы вспомнить все лучшие отечественные альбомы этого года. Вспоминайте с нами, вспоминайте лучше нас.



Итоги 2018 года The Flow подводит при поддержке YouTube Music. Это новый стриминговый сервис, который создан для любителей музыки и обладает всеми достоинствами YouTube. Подписаться на YouTube Music Premium можно здесь. До 1 января действует специальное новогоднее предложение: все новые пользователи получают три месяца YouTube Music Premium бесплатно.




20.

OFFMI "Страха нет”


Мы долго не могли подобрать заголовок к летнему интервью с OFFMi, в итоге озаглавили его "Дикий вайб", потому что это правда очень взбалмошная и диковатая музыка, с особенным грувом. Битмейкеры тут не просто работники невидимого фронта, а полноправные соавторы, среди них — Bad Zu! и SP4K. Но это не значит, что сам OFFMi не нужен альбому "Страха нет". Его тексты, хаотичные и абстрактные, которые сложно разобрать, но которые идеально ложатся на эти инструменталы, окончательно превращают все в немного нетрезвую вечеринку. В центральной песне “Больше” поется: "Меньше п***ди, больше танцуй" — неплохая формула, в общем.







19.

КРОВОСТОК "ЧБ"


Носители статуса абсолютного культа как для аудитории рэпа, так и за ее пределами, на этом альбоме не позволяют себе отклоняться от однажды взятого курса бытописателей метафизических бродяг на теле застрявшей в лимбе страны. Их герой безжалостен, запас цитат неиссякаем, а чувство юмора ядовитее водоема у завода.

О чем бы Шило, Фельдман и Фантомас не рассказывали в своих песнях — о токаре, который, впечатлившись в детстве книгой о Буратино, стал править не поленья, а людей, о рейдерских захватах или войне бандитов за передел территории — всякий раз получаются “античные трагедии в русских славных лицах”, сообщающие о временах, в которые мы живем, что-то такое, чего не в силах сформулировать больше никто.





18.

СМОКИ МО "День первый"


Сейчас многие и не вспомнят, но Смоки Мо одним из первых принес сюда новую волну рэпа (10 лет назад его альбом с 808-ми драм-китами и песнями про сук сильно рвал шаблон тру-слушателю — примерно как сейчас Элджей). Годы идут, а он по-прежнему не устает следить, наблюдать и впитывать новое. “День первый” выполнен в стилистике сдержанного трэп-минимализма, при этом настолько качающей и нешаблонной музыки Смоки не записывал давно: то тут возникнет фламенко-перебор, то там — неожиданный автотьюновый припев, то на смену биту придет одинокий гитарный бой. А в середине тут вообще обнаруживается реггетоновая “Стать дымом” — вот уж того, что мировую моду на латинскую танцевалку у нас первым подхватит Смоки, точно никто не ожидал.





17.

THOMAS MRAZ "Hangover"


Первый альбом, который обладатель одного из самых мощных голосов в новой русской поп-музыке выпускает в качестве артиста Booking Machine. Надо сказать, что в этом году, в отличие от прошлого, Thomas Mraz был крайне плодовит: выходу “Hangover” предшествовали еще девять синглов. Среди них — “Stereocoma” и “Sangria”, записанные с Oxxxymiron и Markul соответственно, имеющие гораздо более выраженный потенциал для стриминг-платформ и радиоэфиров, чем большинство альбомного материала. Впрочем, не похоже, чтобы автора заботили такие материи. На “Hangover” он борется со стрессом от высоких ожиданий публики, стремится к творческой свободе (цитата: “Ты не должен всем нравиться, будь собой, найди себя”), и будто ребенок, взявший за руку Питера Пэна, летает по дивным мирам и пересказывает жизненные события как сказку (Thomas и на обложке “Hangover” изображен в образе джинна). Это альбом-калейдоскоп, где нет прежней целостности “May 13”, державшейся на фигуре симпатичного и понятного героя, зато есть ураганное чувство свободы.

Если раньше и получалось Алмаса протаскивать по категории “новое R&B”, то теперь — упс, не выйдет. Ведь этим тегом, как правило, обозначают нечто подражательное, пересадку чужеродного стиля на местную почву в надежде, что тот приживется. По такой схеме у нас до сих пор работают многие. А “Hangover” — принципиально другой уровень.






16.

LIZER "Teenage Love"


2018 был прорывным, но сложным год для Lizer — если кратко, то его очень много обвиняли в отсутствии самобытности. Настолько, что он даже переделал свой альбом "Teenage Love", чтобы "убрать все моменты, которые могли бы быть на кого-то похожи". Это сработало. На альбоме Lizer грустит, радуется, кричит и местами говорит много высокопарных фраз, которые работают (“Я свободный, потому что молодой”). Все это — под самую разную музыку, от бодрого электропанка (“На сцене” и “Пойдем гулять”) до хмурой “Пачки сигарет”, к которой в гугле ищут аккорды. "Teenage Love" — песни выкрученных на максимум эмоций и сильных перепадов настроений. Послушайте “Птицы улетают на юг”, самую нетипичную по звучанию песню на альбоме, почему-то вызывающую сравнения с Ласковым Маем. И попробуйте не согласиться, что в своем образе отвергнутого миром молодого человека Lizer предельно органичен.





15.

IC3PEAK "Сказка"


В этом году об IC3PEAK говорили очень много — в основном из-за случае срывов их концертов силовиками. Есть какая-то невеселая ирония в том, что группа начала петь на русском только в 2017 году. И если послушать альбом “Сказка”, частично становится понятно, почему у них такие проблемы — неподготовленные люди просто испугались такой музыки.

Творчество IC3PEAK и раньше не было дружелюбным, но “Сказка” выкрутила этот показатель до предела — это очень темный альбом, где в текстах встречаются строчки вроде “Я из страшной русской сказки, все равно откуда ты” и “Я всегда бью в ответ, мои шрамы — амулет”, а сами песни больше напоминают саундтрек к хоррору. В этом очень большая заслуга вокалистки Насти, которой с одинаковым успехом удается гипнотизирующее пение и речитатив, стилизованный местами под детские считалочки (а одна из песен так и называется). Добавьте к этому сумасшедшие басы, дисторшн и жутковатую электроннику — получите седые волосы впечатлительных правозащитников.





14.

EIGHTEEN "Delight"


Даниил “Eighteen” Щеглов заходил в музыку долго (почти пять лет), но когда выпустил свой первый клип “Земной шар”, то сразу хотелось сказать: ого, вот новый герой — и переслать другу. Это было стилёво и необычно: пьянящий танцевальный хит, навеянный золотой эрой британского тустепа. Эту линию Eighteen продолжает на своем дебютнике: в прошлом танцор балета “Тодес”, он зовет всех на танцпол. В 2018-м танцевальная музыка была популярна в России как никогда, но в мачистском и негодяйском виде. “Delight” ведет свою родословную скорее от первого альбома Ивана Дорна: настолько в нем мало суровости и много кружащего голову грува.






13.

BIG BABY TAPE "Dragonborn"


“Go-go, Tape! Пум-пум, ту-ту-ту, гр-р-ра!” — так “Dragonborn” начинается, и так его хочется описывать целиком, потому что после первого прослушивания вы все равно ничего другого не запомните. И в этом нет ничего плохого. Эта музыка в первую очередь рассчитана на уничтожение ваших наушников, но если решите залезть на Genius за текстами — обнаружите, что весь этот сплав американского лексикона с русским языком работает на удивление органично. Так поступили многие, и в итоге песня “Gimme the Loot” с той самой строчкой про твою бу оказалась в топе.

“Dragonborn” — это ортодоксальный рэп в те времена, когда рэп окончательно сливается с другими жанрами. Песни по две минуты, час хронометража, почти полное отсутствие припевов, мощный бас, а еще шутеры, таты, лин, акаб, гуап, лут, бичес и группиз.






12.

ЭЛДЖЕЙ "Sayonara Boy X"


“Sayonara Boy X” — момент фиксации триумфа не только флегматичного негодяя с белыми линзами, но и всего дискотечного рэпа про порок и запрещенные вещества. Именно здесь — большой хитяра “Минимал” и та самая песня про биомусор, которая сделала краштест самоиронии у многих. А еще есть “Lego” и “Secret Chat”, которые закинули бы любого ноунейма в топы чартов, но у Элджея просто нашлись вещи похитовее.

Это точно не самый интересный с точки зрения звука альбом Элджея (следом вышел “143”), но точно самый показательный для артиста и жанра — такие называют визитными карточками, портретами и другими пошлыми словечками. Здесь Элджей предстает ровно в том виде, в котором мы его запомним. Если когда-то вдруг выпустят энциклопедию местного хип-хопа, то в главе про хаус-рэп самый большой абзац должен быть про “Sayonara Boy X”.







11.

RSAC "Голые факты"


Если сейчас просто взять и перечислить все проекты, которые были у Феликса Бондарева за 10 лет его карьеры, то можно спокойно занять этим списком абзац текста. “Голые факты” — страшно-представить-какой его альбом по счету, но сам он называет его дебютником.

Почему именно он привлек к проекту RSAC больше внимания, чем ранние работы? Сам Феликс, мастер ёмких определений, объяснял в интервью это так: “Если раньше меня можно было слушать в основном по пьяни, то сейчас можно и трезвым”. При этом нельзя сказать, что он как-то себе изменил: это по-прежнему похмельные самокопательные песни, где от меланхолии до танцев — один шаг. Просто в этот раз Феликс работает на максималках, по полной раскрывая свой талант сонграйтера.

Движком альбома стали ритмичные вещи “Твоя Россия” и “Заткнись и держи меня руку”. Но там припрятано еще много сюрпризов: нецензурная кричалочка “Неинтересно”, гитарный взрыв “0” и “Поезда” с элегантнейшим припевом, одним из лучших в этом году. Заканчивается все песней, где поется “Этот мир был послан нами н***й, этот мир послали мы в п***у”. Короче, перед вами правдивая и полная жизни пластинка о любви.






Установить приложение YouTube Music для iOS или Android можно ниже.



Первое за долгое время интервью лидера Пошлой Молли — об экспериментальном альбоме, ночи, проведенной в КПЗ, и запрете въезда в Евросоюз
Из чего состоит вселенная ATL? Рассказываем в новом видео
Кто написал лучшие песни этого года по версии The Flow
Toxi$ и Gensyxa расстались, треки Платины попали под запрет, Дрейк судится с Кендриком