Итоги 2019
26 декабря 2019
Текст: Николай Редькин, Леша Горбаш,
Андрей Недашковский, Кирилл Бусаренко,
Максим Саблин, Владимир Завьялов
Андрей Недашковский, Кирилл Бусаренко,
Максим Саблин, Владимир Завьялов
50 отечественных альбомов 2019. Часть четвертая
Пять дней подряд мы перечисляем лучшие отечественные альбомы, каждый день — новая десятка. И вспоминаем, каким был музыкальный 2019-й для русскоговорящего слушателя.
50-41 | 40-31 | 30-21 | 20-11 | 11-01
20.
М "Так вышло"
"Так вышло" — самый цельный релиз М. И заодно самый доступный из его альбомов. Здесь артист разбавляет привычный для себя IDM конвенциональным хип-хопом сегодняшнего дня, экспериментами с автотюном и даже заходом на территорию uk garage ("Повеса"). В остальном — это всё та же манера, за которую мы полюбили песни Михаила: песни 30-летнего мужчины о поиске своего места в большом городе, построенные на самокопании, злободневном подходе к окружающему миру и внимательному отношению к слову. Здесь всё ещё много отсылок к мировой литературе, футболу и максимально едкие песни об отношениях: и мимолётных ("Мне стали вкатывать дурочки в кои-то веки"), и серьёзных, но сложных ("Знал, что брошу тебя, как только меня кинешь").
Музыка М — по-прежнему лучшая возможность отключиться от бытовых проблем и лишний раз подумать, всё ли ты правильно делаешь: может, пора сменить работу, выйти из токсичных отношений и сходить уже на футбол?
19.
Недры "Бивни"
“Я считаю, за ним будущее русского рэпа”, — говорил Юрий Бардаш в интервью Дудю. А этот человек точно шарит за лютый движ.
"Сожги этот альбом" — музыкальный хаос, смешивающий рэп, трэп, автотюн и тяжёлую гитарную музыку, чтобы написать картину не менее хаотичного внутреннего мира Ромы, которого волнует, кажется, абсолютно всё: положение дел в стране, личная жизнь, отношения с близкими и фанатами. Судя по лентам его соцсетей и происходящему на концертах, фан-база Loqiemean, сама себя называющая "стая", — не просто любители его музыки, а люди, видящие в фигуре Loqiemean как минимум моральный ориентир, как максимум — главного героя своей юности. В декабре 2019 Роман писал в твиттере, что начал ходить к психологу; мы не знаем точно, но предполагаем, что раньше справиться с давлением мира ему помогала только музыка — настолько в ней много боли и травмы.
Кажется, нагляднейший способ объяснить, куда пришел русский рэп в 2019-м — поставить альбом “No Label” лондонского рижанина и участника объединения РНБ Клуб Lil Krystalll. Что здесь: обязательный дорогой продакшн, мелодии и хуки без ошибок и изъянов. Ну, и конечно, описание трэп-будней как выходных: бренды через запятую, броские англицизмы и все, что блестит, сверкает и дорого стоит, но достается спорным путем.
Но что действительно ставит важный чекпойнт в жанре — так это беззастенчивый рэп-новояз участников РНБ Клуба, который у Lil Krystalll выражен едва ли не насыщеннее одноклубников. Здесь Lil Krystalll и гости альбома (Feduk, Платина, OG Buda, Lil Morty) с удовольствием курят жирный член, не смущаются строчек вроде “На мне страпон, на нем страпон: мы не твои братаны”, соревнуются в остроумных и абсурдных панчлайнах, уважают фейсситтинг и предлагают ”выпить все соки”. Сам артист, кстати, частенько здесь называет себя “Кристиной”. Так что “No Label” — если не драйвер, то точно символ снятия в русском рэпе стигмы со старых общественных табу.
Но что действительно ставит важный чекпойнт в жанре — так это беззастенчивый рэп-новояз участников РНБ Клуба, который у Lil Krystalll выражен едва ли не насыщеннее одноклубников. Здесь Lil Krystalll и гости альбома (Feduk, Платина, OG Buda, Lil Morty) с удовольствием курят жирный член, не смущаются строчек вроде “На мне страпон, на нем страпон: мы не твои братаны”, соревнуются в остроумных и абсурдных панчлайнах, уважают фейсситтинг и предлагают ”выпить все соки”. Сам артист, кстати, частенько здесь называет себя “Кристиной”. Так что “No Label” — если не драйвер, то точно символ снятия в русском рэпе стигмы со старых общественных табу.
Из двух сольников, которые вышли в этом году у участников дуэта Miyagi & Andy Panda, именно последний выступил с позиции хранителя стиля группы. Здесь есть все, за что массы ее полюбили: восточная созерцательность, напевы редкой красоты, отдаленность от внешнего и концентрация на внутреннем.
Во всем мире бирка "интеллигентный хип-хоп" используется в том смысле , что автор такой музыки выступает еще и как рэп-активист, говорит сложно о сложном. У Энди эта интеллигентность выражается в том, как он размышляет об отношении к слушателю, в том, как он уважает свою музыку и себя в музыке. Свои песни Энди называет "грубыми мантрами" — и пускай брутальности в них как раз немного, они способны ввести в состояние умиротворенности. Под такой рэп можно любоваться оранжевым закатом (неспроста же последняя песня так и называется, отсылая к старому хиту Энди) и "жарить сосисоны".
Лучшие моменты "Superworld" — песни "Цветком" и "Пульс". Действие обеих проходит на вечеринках, но призывает слушателя не веселиться, а немножко погрустить. В первой Basic Boy признаётся, что не умеет подкатывать к девушкам, во второй — хочет поскорее оказаться дома в понедельник, потому что он "человек, а не машина". Это хорошо отражает и общую линию альбома: "Superworld" как раз о том, что бесконечная вечеринка — это, конечно, хорошо, но куда важнее то, что происходит в твоей жизни и голове в остальное время.
Союз ответственны за самый грустный и самый курортный альбом этого года одновременно. Трое тихих минских музыкантов с опытом игры в местных инди-группах за плечами записали набор очень кинематографичных песен, расцвеченных тропикалией, босса-новой, джазом и так далее, но скрепленных общей грустью — даже голос вокалиста как будто упрятан за слои аранжировок, спрятан в своей собственной капсуле. У Союза пока скромные аудитория и залы, но их музыка, наследующая всему сразу (“Чем первобытнее информацию ты используешь, тем она свежее” — это из интервью), проскакивающая мимо жанровых ярлычков, печальная и прекрасная, способна пробить на эмоции почти моментально.
МС Сенечка придумался как доброе альтер-эго Семена Лисейчева, где он читал беззлобные фристайлы и треки, например, о жизни таракана. Такой настрой он объясняет желанием тем, что из русского рэпа пропало все веселое. На дебютном альбоме Сенечка показывает, что прежде всего этот позитив и ирония помогают ему справляться с давящей реальностью, где нет работы, а есть отчисление из универа, нереализованные ожидания и внутренние барьеры. Однако девиз "Всё будет круто /Всё будет так, как я хочу" спасает его от всего ужаса повседневности.
Он специально сыграл будто бы против всех правил, взяв за музыкальные ориентиры электро и джи-фанк — и внезапно в руках 18-летнего парня они зазвучали суперсвежо. Из-за этого Сенечке, например, респектовал питерский ветеран DJ 108, хотя в его музыке, если разобраться, нет никакой назидательности, что, мол, надо не забывать о корнях — из того времени он прихватил разве что много веселья (того самого, которого не хватало). Оно, а еще самодостаточность и оригинальность помогли Сенечке записать сильное высказывание о музыке вообще: тут есть дисс на автотюн и описание дня битмейкера.
11.
Marselle "2008"
Группа Marselle вернулась, чтобы подарить всем чувство ностальгии. Только не дешёвой, сделанной просто, чтобы вы сказали "а вот было время". Нет, Леван и Nel искренне любят тот период и ту музыку. Приджазованные инструменталы, рассказы о своей бытовухе, бесконечные признания в любви к хип-хопу нулевых — это трогает, потому что это честно. Претензии в духе "а чего это Леван только сейчас вспомнил о своём кореше" разбиваются о простой факт: Nel всегда был где-то рядом и спродюсировал большую часть финального альбома L'One "Пангея".
В конце года вышел ещё один альбом, озаглавленный годом прошлого десятилетия. Но если Скриптонит писал свой альбом "2004" на аналоговом оборудовании и сделал всё, чтобы передать дух той эпохи, Marselle пошли по-другому пути: здесь используют приёмы и из 2019 года: притрэпованные ударные, автотюн-припевы — участники дуэта не звучат пришельцами на празднике жизни ньюскула, а служат уверенным мостом между двумя эпохами.
В конце года вышел ещё один альбом, озаглавленный годом прошлого десятилетия. Но если Скриптонит писал свой альбом "2004" на аналоговом оборудовании и сделал всё, чтобы передать дух той эпохи, Marselle пошли по-другому пути: здесь используют приёмы и из 2019 года: притрэпованные ударные, автотюн-припевы — участники дуэта не звучат пришельцами на празднике жизни ньюскула, а служат уверенным мостом между двумя эпохами.
Самое популярное за неделю