Тексты
Текст: Андрей Никитин, Анна Красюк

"А зачем такие деньги музыкантам?" — о чем с Оксимироном спорил Макаревич, а теперь и Моргенштерн

Моргенштерн не понимает, почему Оксимирон говорил, что музыка должна быть бесплатной. Вот и Макаревич тогда не понимал!

Сегодня, когда дописывается этот текст, исполняется 5 лет альбому "Горгород" — большой, важной и успешной рэп-записи. Но не только она сделала Оксимирона тем, кем он стал. Тот случай, когда за панчами стоит личность, а личностью овладевают сильные идеи: поздний Оксимирон увлекся политической и оппозиционной деятельностью, ранний — мечтал вдребезги разбить русский рэп. Был в его биографии этап, когда он оказался одним из рупоров другой яркой идеи: платить за музыку не обязательно, антипиратскую деятельность нужно свернуть, а копирайт запретить. Вспомним же об этом.

"Музыка — это товар. Люди в Рашке почему-то этого ещё не понимают. Вот Oxxxymiron говорил в свои золотые годы, что музыка должна быть бесплатной, а люди уже, если им нравится, ходят на концерты. *****, короче, какую-то нёс, ещё евреем себя называет…" — такими словами герой этого сезона Morgenshtern начинал разговор о доходах от альбома "Легендарная пыль". 10 песен, записанные в прямом эфире ровно за неделю, за первый квартал принесли Алишеру 12,5 миллионов рублей.

"В золотые годы" Оксимирона музыканты и вправду зарабатывали на релизах значительно меньше — переходите по ссылке прослезиться. И Мирон действительно заявлял, что бесплатная музыка — это то к чему нас привел прогресс; объяснял, почему лейблы больше никому не понадобятся, призывал музыкантов искать другие способы заработка и эпично спорил с Макаревичем о копирайте.

Да, время было совсем другое — даже некогда могучий американский звукозаписывающий бизнес находился в затяжном многолетнем кризисе. Физические носители медленно умирали, их продажи каждый год падали все ниже, поскольку интернет становился все быстрее и доступнее — и там можно было найти все.

А в России этот звукозаписывающий бизнес толком и не возникал!

Правообладатели и известные артисты видели решение в борьбе с пиратством. Но как это можно было сделать, если огромный ВКонтакте в то время представлял собой гигантскую базу бесплатной музыки и не платил никаких роялти артистам и лейблам.

Босс соцсети Дуров сопровождал издевательским комментарием удаление треков Сергея Лазарева по требованию правообладателя: "Культурная ценность аудиозаписей ВКонтакте резко выросла". И тем самым демонстрировал, что ситуация никогда не поменяется в пользу лейблов.

Прогрессивные взгляды на будущее звукозаписывающего бизнеса в России (и мире) высказывал Оксимирон. Звукозаписывающий бизнес предлагалось закрыть как отживший свое, от копирайта — отказаться, а зарабатывать на концертах.

В 2013 году журнал "Афиша" устроил дискуссию между Оксимироном и Андреем Макаревичем, занимавшим, как тогда казалось, архаичную и консервативную позицию. Макаревич заявлял, что концертные деньги он зарабатывает, играя на концерте. А запись музыки это другая работа, за которую нужно платить другие деньги. Вот что он говорил тогда.



1. Альбомы не будут продаваться — и это правильно. Есть концерты

"Так я считаю, что это правильно. Да, не будет продаваться. Но есть огромное количество альтернативных способов заработать. Я не хочу к вам лезть в карман, но думаю, что, учитывая легендарный статус Машины Времени, 150 тысяч евро отбиваются за один или несколько крупных концертов. ("Смеетесь?" — ответил Макаревич). Ну хорошо, пусть за 10 концертов. И вообще — почему вы так странно это разводите? Да, вы вложили — но вы отбиваете это концертами, другими типами отчислений".



2. На запись альбомов дадут деньги фанаты — это магистральный путь

"Первое — это краудфандинг. Он работает с каждым годом все лучше. У меня есть знакомый стендап-комик, он за неделю на Boomstarter собрал на свой проект 450 тысяч рублей. Би-2, насколько я знаю, оплатили запись своего альбома "Spirit" таким образом. Я думаю, это будущий магистральный путь в смысле заработка. Я постоянно гастролирую, издаю диски и замечательно зарабатываю".



3. Продажи альбомов останутся — но только на физических носителях и с автографом

"У меня вышел альбом два года назад. Я могу сказать, что на его продажах я заработал какую-то совсем мелочь. А вот распространяя те же диски с автографом на концертах, получил достаточно неплохие деньги. Та же история с футболками. Люди платят за то, что можно пощупать. Диск с подписью — да. Диск просто так — зачем? Это просто здравый смысл".



4. Оксимирон говорил, что альбомы теперь нужны только, чтобы рекламировать гастрольные туры

"Ситуация изменилась. Сегодня альбом — это промо концертов".



5. Оксимирон считал, что музыкантам больше не нужны миллионы — но не объяснял, почему

"А зачем такие деньги музыкантам, какие у них были 15 лет назад? Они обязательно должны миллионами ворочать?"




Оксимирон последовательно придерживался этих взглядов. Спустя два года после этого разговора он выпустил альбом "Горгород", просто опубликовав в VK ссылку на бесплатное скачивание.

Поразительно, однако, вот что: в 2013 году, пока Оксимирон на страницах самого популярного городского издания в стране разматывал Макаревича, шведский стартап Spotify уже запустился в Америке и набрал 24 миллиона подписчиков — из них 6 миллионов платных. А в 2015-м, когда Мирон выкладывал на бесплатное скачивание "Горгород", Эд Ширан стал первым артистом, чей трек набрал 500 млн стримов.

Куда мы все смотрели и почему игнорировали такой переломный тренд — гигантский вопрос.

Поменялась сама модель цифрового рекорд-бизнеса: вместо продажи контента — безлимитный доступ к нему за скромную ежемесячную плату.

В июне 2015 Apple Music был запущен на смену iTunes более чем в 100 странах мира. В 2016 году, после того как Дурова выдавили из ВК, соцсеть подписала контракты с лейблами, легализовалась и начала платить отчисления.

Дмитрий Коннов, глава Universal Music Russia, говорил в интервью The Flow, что в 2010-х лейбл вообще не подписывал русских артистов — из-за ВКонтакте: "Из-за суда с ВКонтакте мы договорились с владельцами, что пока есть такая проблема, мы русский каталог не развиваем".

Но как только эта преграда исчезла, и Universal, и другие мейджор-лейблы, входящие в большую тройку, стали активно подписывать локальных музыкантов. Благодаря стримингу американский рекорд-бизнес после 20 лет падения оттолкнулся ото дна и последние два года показывает рост. А в России этот бизнес по-настоящему только возник.

Оказывается, решением были не репрессии "пиратов" и не отмена копирайта. Вместо этого нужно было создать правильный сервис.


И все-таки, один из вопросов Макаревича Оксимирону, сегодня стал только актуальнее. Вот он:


"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"