Тексты

Что Юрий Бардаш рассказал в интервью Дудю

Распад группы Грибы, бил ли он Луну, конфликт с Бастой.

Сегодняшний гость шоу Юрия Дудя — один из самых непубличных и влиятельных людей отечественной поп-сцены. Поэтому и вопросов к нему набралось немало.

Если вас отпугнул хронометраж видео (2 часа 14 минут) или вы не смогли пока освободить это время в напряженном графике, мы сделали текстовую выжимку ярких моментов.






ОН РОС В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ

Я был в детдоме до четырех лет. Не помню, сколько раз [меня возвращали приемные семьи обратно в детдом], но пару раз было. Помню это фрагментами. Были вспышки, люди, потом новые люди, потом снова приют, еще какие-то родители. Воспоминания, которые идут через всю мою жизнь, это ноги матери. Думаю, что ее. Длинные красивые. Помню и жизнь с какой-то бабушкой. Ей под 90. Как она меня купала в деревянном корыте. Я стою в нем маленький, а она старая, как смерть, меня моет.

В 4 года [меня взяли в семьи, в которой я вырос]. Это был город Алчевск. И мать, и отец на заводе работали. Отец был мастером спорта по биатлону. А встретив жену, маму мою, уехал в Припять. Мама, если что, работала на четвертом реакторе. В день [катастрофы на Чернобыльской АЭС] ее начальник смены заменял, а она не пошла. Начальник смены так и не вернулся.



КАК УВЛЕКСЯ БРЕЙКОМ

Народным танцам я обязан всем. Там я получил культуру. Я прозанимался 5-6 лет, пока не увидел по телевизору клип группы Music Instructor, где тип крутился на голове. Для меня это было так, как если бы сейчас ты взлетел и сказал мне: “Смотри, я летаю”. Тогда я сошел с ума. Какие народные танцы, але? Начался брейк.



КЛИП “PRAKTIKA” СТОИЛ ОКОЛО 50 ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ

Когда начинаешь чего-то ожидать от творчества, твоя жизнь превращается в нервный тик. Я понял: творчество — это когда ты от него ничего не ждешь. Иначе это превращается в рынок. Я сейчас говорю про свой проект Youra. В своем проекте я не продюсер. Будь я продюсером, я бы не продал свою машину огромную, джип Toyota Sequoia, и не снял бы на эти деньги клип. Сказал бы: “Чо? На тебе пятерку, сделай!” Тачку я продал за 44 тысячи долларов. Клип стоил даже чуть больше.






"В УКРАИНЕ НАБЛЮДАЮ БЕСПРЕДЕЛ"

Последние пять лет я наблюдаю в Украине беспредел. Часто слышу такое выражение как “типичное донбасское быдло”. Но что я знаю об этом “быдле”? Это люди, которые работают. Всегда. Их жизнь — работа, завод. Да, они суровые и не такие культурные, как в столице... Сейчас запретили русские школы. А в Украине много русскоговорящих, которые впитали русский язык. Украина для них — родная страна, но язык русский. Чувствуется давление на таких людей. Травля. У меня дед воевал, возил крупнокалиберные снаряды, я рос со знанием, что мой народ — победитель. А сейчас тут памятники сносят, улицы называют фамилиями людей, которые помогали немцам, когда они сюда пришли. [на вопрос “Как думаешь, что в Украине будет с тобой после этих слов?”] Если в этой жизни ты не имеешь права высказаться, зачем вообще жить?



КАК РОДИЛАСЬ ГРУППА ГРИБЫ

У меня есть группа Quest Pistols, ей уже 12 лет, и я над ней постоянно произвожу эксперименты. Пришло время чего-то нового. Влад Фишез — мой партнер по шоубизнес-делам и режиссер клипов Грибов — принес мне музончик и говорит: “Можешь кому-то из своих сказать, чтобы сделали так же? Вот такими должны быть новые Quest Pistols”. Я иду к диджею Жене Pahatam (участник группы Ивана Дорна — прим. The Flow). Он делает разрыв: качает хаусец, басок, очень круто.

Ко мне в офис постоянно приходят разные артисты. И вот я познакомился там с огромным типом Ильей 4atty. Я ему говорю: “Ты же рэпер. Напиши мне текст, вот у меня группа есть”. Он уходит, а через дней 10 скидывает мне “Мы типа Грибы, типа Грибы”. Я говорю: “Супер, мэн. На тебе твои $500”. Я слушаю, понимаю, что это конченный бред, но просто разрыв.

Иду к Quest Pistols, они записывают, я слушаю — и меня не качает. Прихожу к 4atty, говорю: “Дядя, на тебе трек. Это должен быть твой трек, потому что это очень круто”. А он мне: “Я один не буду это делать, потому что это зашквар. Я — рэпер. А это какой-то хаус. Давай со мной”. Я говорю: “Ты шо, дебил? Я продюсер, какое “со мной”!” 4atty отвечает: “У меня есть еще один кент классный, Симптом, давай вместе делать”. Так и получилась группа Грибы.






КТО В ГРИБАХ ПИСАЛ ТЕКСТЫ

4atty был духом Грибов. Тех смыслов, которые он привносил в тексты, не было нигде. Симптом только свои тексты писал, я ничего не писал, только музыку продюсировал, собирал ее конструктором. Как получился, например, трек “Велосипед”: я пришел к Pahatam, принес три трека и сказал: “Хочу, чтоб ты из них сделал один”.

Мой куплет в “Тает лед” тоже 4atty написал. Я говорил, что [там должно быть], а он рифмовал.



“ТАЕТ ЛЕД” — ГЛАВНЫЙ ТРЕК, КОТОРЫЙ Я СПРОДЮСИРОВАЛ”

Когда мы поняли, что надо собирать альбом, 4atty говорит: "У Симптома есть еще песня. Его кто-то попросил за $300 написать песню. Он написал, но песня не подошла". Я сказал: "Ну, киньте мне демку". Она была такой же, как и та, что везде крутилась, просто звук стал лучше. Я понял, что это просто разрыв. Потому что первые три клипа — это всё ок, стилек. Но когда запустилась песня "Тает лед", первый или второй день — и в каждой машине играет эта песня.

Это самый важный трек за все время существования русского интернета. Потому что все социальные группы сделали на него свою версию — зэки, врачи, рабочие.

[Песня всем так зашла,] потому что все хотят мира. Это же второй смысл, “между нами тает лед”. Мы выпустили это в период жесткой эскалации конфликта между соседними государствами. Но людей не обманешь: делаешь песню — и поют ее все.



КОРПОРАТИВ ГРИБОВ СТОИЛ 50 ТЫСЯЧ ЕВРО

Мы за секунду стали стоить столько, что другие 10 лет идут к такому ценнику. 50 тысяч евро за мероприятие.



ПОЧЕМУ ЗАКОНЧИЛАСЬ ГРУППА ГРИБЫ

Когда появилась группа Грибы, все захотели рядом с ней погреться. Kyivstoner для людей стал символом Грибов. Симптом — главный рэпер. Я — продюсер. А про типа в маске, 4atty, никто вообще не говорит. Кое-кому не хватило солнца, света и тепла. И полилась грязь.

Ян Блок из группы Метель мне как-то показывает переписку, которую ему телка прислала. Там 4atty бабе пишет и на меня сыпет просто максимальный ад. Я Илье показываю этот скриншот перед концертом в Одессе, а он говорит: “Я не буду перед тобой извиняться”. Не будешь? Ок, тогда мы стопаемся.

Больше всех в Грибах кому досталось славы? Мне как продюсеру. А Илья был идеологом проекта. Именно он принес философию, которая вкладывалась в текст... Я бы мог по-отцовски его понять, но я не захотел этого делать. Потому что когда за глаза несется, в этом нет улицы.

Я раз 10 пытался вернуть этот движ. Есть куча музла, со временем уже ребята говорили: “Окей”. С 4atty у нас уже разговор идет. Но мы стали той разбитой вазой, которую не склеить. Наладиться общение у нас не может, потому что я на 10 лет их старше. Состоялось это все, будто бы по волшебству, так же и закончилось.



КАК ДЕЛИЛИ ДЕНЬГИ В ГРУППЕ

Я забирал на 10 процентов больше пацанов. Например, у них было по 20, у меня было 30. [Дудь: Куда еще 30?] Куда-то уходили. Продакшн, все же это делалось. Вопрос в лаве не стоял, если ты об этом.

Было такое, что прилетели в Ниццу, выступили, через два дня снова туда прилетели. [Всего было], может, двадцать корпоросов. Потому что цифра, все-таки. Группа вчера стала известна, а тебе говорят: "Пятьдесят". "Вы шо там, совсем с ума сошли?" Вывозили самые отважные.

Если бы не Грибы, я бы в жизни на сцену не вылез. 4atty сказал: "Вась, ты будешь с нами" — и в этот момент что-то произошло. Я с 21 года был продюсером. Канал на Украине, я петлял вопросы — кого куда ставить. А в 33 года мне говорят: "Ты будешь рэпером на сцене". Но зато я расслабился. Я начал читать, ушла скованность, благодаря пацанам. Это было золотое время. Знаешь, почему я это начал делать с ними? Потому что мы приходили ко мне в офис, по совместительству моя хата, и там могли десять часов ржать. Хавали пиццу, ходили по городу, все как в 16 лет. У меня это все произошло с Грибами. Это было прекрасное время. И это крутые типы. При том что желчь какая-то, обиды.

Когда мы выходили на сцену, круче нас не было никого.



ЧТО ДУМАЕТ О GREBZ

Ничего не думаю. Я думаю, что Грибы это не просто название, а еще и целый мир. И мне непонятны ни Grebz, ни вот этот движ. Мне было бы понятно, если бы они начали сольные карьеры. Симптом — великий.

Я подумал что типы [в Grebz] не будут делать то же самое. Я не думал, что это произойдет. Они меня не поставили в известность. Я когда Youra выпускал, я им звонил, приглашал их, вот мой движ. И тут просто мне говорят: "Дядя, ты видел, шо они сделали?" Ну и все — дальше я не могу это обсуждать.



ВЕРОЯТНОСТЬ РЕЮНИОНА ГРИБОВ

Какой сейчас, 19-й закончился? 2030-й.

Перед людьми немного неудобно, потому что я чувствовал кожей благодарность людей за группу Грибы. И неудобно перед ними, что мы как говноеды скомкали это все и разорвали. Столько всего крутого могло случиться у этой группы! 4atty еще не исписался, музла килограмм был, все было. Не так как артисты выжимают из себя — нет.



ПРО КОРРУПЦИЮ

Мы когда-то жили с Мишей Крупиным в одной квартире в Москве. И он под гитару просто… И я говорю: "Миш, какой рэп, о чем ты говоришь? Ты будешь людей успокаивать своей песней. Их души будут петь вместе с тобой". Миша может принести этому шоу-бизнесу, который максимально адский, водяра льется, дичь несется — он может принести ему куль-ту-ру! Скрипка. Гитара. Пианино. Все красиво, спокойно, интеллигентно.

Михаил, Миша, это один из самых достойнейших артистов современности. Этого никто не видит за этим шумом. Тип так красиво своим бархатным голосом льет песню — я первый его фанат. Но я также и продюсер. Знаешь, что такое продюсер? Он взрывает всех. Он создает ситуацию. И у нас с Мишей максимально братский движ. Мише никогда никто не сядет на шею. Там, где сядет, там и встанет. Миша еще тот типок. Но то, как мы с ним сошлись, и то, какие у нас с ним отношения, — я благодарю судьбу, потому что мне довелось работать с гением.

Я смотрел фильм "Модильяни", там менеджер подходит к художнику: "Ну напиши картину", а тип просто нищий. И он менеджеру пощечину: ба-а-ах! Вот это состояние, когда настоящему творцу, гению, ничего не надо кроме рисовать. Паганини — за ним носили сундук с золотом, который он везде забывал. И я это вижу в Мише. Я не вижу, чтобы он выпрыгивал из трусов, чтобы кем-то стать. Я помогу ему, чтобы его услышали все.






ПРО НЕРВЫ

Этот мальчик, [Женя Мильковский], я его на улице подобрал. У меня тогда не было сына. И я вложил в него все. Он в интервью сказал: "Бардаш вкладывал деньги". Ты ебанулся? Какие деньги? Я свое сердце ему отдал.

Потом он сделал поступок… и меня отключило. Он определенно меня предал. Я не буду говорить это. Он потом извинялся и все нормально, я хорошо к нему отношусь. [на вопрос: "Поступок связан с твоей женой?"] Да.



МИЛЬКОВСКИЙ ПОЛУЧАЛ 6% ОТ ЗАРАБОТКОВ НЕРВОВ?

Вполне возможно. Может, меньше (смеется) Мы не жили доходами, мы жили расходами. И когда у тебя расходы, не идет разговор, кто сколько получает. Идет разговор о том, чтобы запустить ракету в космос. Вот, чем мы жили. Я его одевал, обувал, все бабки уходили в движ, в клипы.

[на вопрос "Да во что там вкладывать? Первый хитовый клип был дешевым"] А ты что думаешь, он появился и полетели концерты? Смотри, когда к тебе приходит артист с больной мамой, которую ты лечишь, лечишь, все знают, что она умрет, врачи говорят: "Все уже, заканчивайте". Но ты смотришь на этого малого и ты понимаешь, что ты не можешь ему сказать "Слышишь, вася, она и так умрет". И знаешь, сколько аспектов? Миллион. И я о них рассказывать не стану. Потому что это недостойно.

У нас никогда не стоял вопрос про деньги. Вопрос становится, когда группа турит, движ несется, а у тебя люди на копейках. А когда ты вкладываешь…

Я не говорю, что мы миллионы тратили. А знаешь, откуда эти деньги шли? От группы Quest Pistols. Все артисты, которые у меня качнулись, им обязаны. И даже не у меня: Дорн, Monatik, все обязаны. Они питались энергией артистов, танцоров, у которых даже голоса на тот момент не было.

И Quest Pistols тоже получали такие же деньги. Все бабки уходили на эксперименты. Потому что, так чтобы ты понял, [у меня] ни замков, ничего, зато есть целый шлейф огромных сделанных дел. И вони артистов, которые сыпят на тебя потом. Но такая движуха.






ПОЧЕМУ УДАЛЯЛ С YOUTUBE КЛИПЫ И ЗАБИРАЛ ИМЯ У ГРУППЫ НЕРВЫ

Да я вложил в этого типа всё. Это боль души, ты понимаешь какая? Понимаешь, что не стоит вопрос о холодном расчете?

Помню, Баста звонит: "Давайте, песня "Крылья", давайте с Нервами делать, мне они нравятся". Приезжаем в Газгольдер, знакомимся, классные пацаны. Проходит время, мне звонит Баста: "Я в Киеве, подъеду сейчас". Я подумал: "Наверное надо снять ему клип". Лечу! Тем более, я очень сильно респектовал. А тип мне говорит: "Я подписал твою группу". Среди продюсеров есть определенная солидарность. Артисты всегда бегают туда-сюда. Нет, "я подписал их", говорит, "давай будешь помогать их продюсировать". До свиданья!

Я не у него забрал [название группы]. Я не для того вложил туда свою душу, чтобы Газгольдер начал этим пользоваться. Конечно, я запретил — никто юридически не имел права, это был мой товарный знак. Потом прошло время, у них там все было настолько херово. А мне эти Нервы ни к чему. Мне во сне пришло: "Тебе нервы не нужны, успокойся". И я Жене [Мильковскому] позвонил или написал: "Забирай свой товарный знак, будь здоров".



ЖЕСТКАЯ РУКА ПРОДЮСЕРА НУЖНА АРТИСТУ?

Ко мне его [Мильковского] привели мальчиком с "Фабрики звезд". Он взял гитару, спел — и спел какой-то кал. Я говорю: "Вась, ты шо, конченный? Шо ты поешь? О чем твоя жизнь?"

Он мне рассказал, о чем его жизнь, я говорю: "Иди и напиши нормальную песню". На следующий день он пришел с песней "Туман". Так это жестко я его заставлял или не жестко?

Чтобы ты понял, я человек, который давал вектор. Первый альбом — все хиты. А что у него потом случилось, ты мне скажешь? Поэтому всегда нужна жесткая рука. Это работа. Художника нужно вдохновлять, чтобы у него что-то происходило.



ПОМЕНЯЛОСЬ ЛИ ОТНОШЕНИЕ К БАСТЕ

Прикинь, Баста для меня в какой-то степени был старшим братом. Потому что я слушал его песни — и у меня перед глазами Алчевск. Альбом Ноггано — все круто. И когда он говорит: "Подъедь", а потом: "Я тут подписал твоих артистов", то у меня (изображает взрыв). Ну вот все наше отношение с Бастой.



ЗНАКОМСТВО С ЛУНОЙ

Познакомились на тусовке, потом она снялась в клипе Quest Pistols. Через три месяца наших отношений я сказал ей: "Давай сделаем ребенка". Она сказала: "Давай". И у нас родился желанный сын. Я горжусь этим периодом максимально.

Представить ее певицей не мог. Не мог и не хотел. И скорее всего, мне нужно было посвятить свою жизнь, чтобы качать ее. А я шел своим путем, у меня были проекты, голова забита делами своими. Хотя она говорит во всех интервью: "Я сама" — ну как сама? Стартовые два года ее качала моя компания. "Крокусы", шмокусы, клипы, весь движ. В нее, кстати, очень сильно верили. В моменте она про всех забыла: "Я сама". Ну сама так сама.






ПОЧЕМУ РАЗОШЛИСЬ

У нас первые три месяца все было прекрасно, а потом семь лет ада. День, когда мы не ссорились, мы смеялись: "Сегодня у нас все классно". [на вопрос: “Зачем такие отношения?”] Ситуации бывают всякие. И надо бороть ситуации, мне так казалось. Мы все это переборем и будет ровный движ.



ЧТО ПРОИЗОШЛО ЛЕТОМ 2018 ГОДА, ЗНАМЕНИТЫЙ ПОСТ В ФЕЙСБУКЕ

Я не обвиняю ее ни в чем. Я так и написал в этом посту. [Дудь: "С бабы спросу нет!"] Да (улыбается). Этот пост был обращен к ее типу, который сейчас с ней.

Я когда об этом узнал, мы уже год не жили вместе. Но я содержал ее. И она мне говорила: "Чувак, у меня никого нет". Я ей “порш” [купил]. А потом мне рассказывают люди чужие: "Как, ты не знал?" И у меня просто... Я настолько идиот, получается, я настолько верил в ее ангельский движ…

Потому что я лично максимально был неправ. Как только какая-то проблема, я уходил из дому. Пытался в каких-то телках найти спокойствие. Утолить свою душевную боль. Это все мои слабости, сто процентов. Я себя вообще не выгораживаю.

Но когда я это узнал (после паузы), у меня было состояние суицида. Я редко обращаюсь к людям. И в тот момент мне пришлось это сделать, иначе мне был бы пиздец. Я это написал — ко мне враги пришли домой меня поддержать. Это был крик души. Это не нужно было делать. Но что сделано, то сделано.

[Дудь: "А ты рассчитывал, что женщина живет отдельно год и у нее никого не будет?"]

Дело не в “никого не будет”. Этот тип — мы с ним вместе в футбол играли. Работал в моей компании, я платил ему зарплату, он рассказывал мне, что так плохо, он пойдет работать менеджером в продакшн, я говорю: "вась, ты что, конченный, ты музыкант. Ты музыкант!" И первый проект, который я ему дал, это Андро. Знаешь такого артиста? "Санта-Лючия", он тогда был маленьким цыганом — а сейчас в чартах, прикинь!

Поэтому у меня просто была пацанская тема засадить ему как можно глубже нож в его сердце. Вот что мне хотелось сделать. Она имела полное право, к ней вопросов нет. Но тип — он должен был прийти и сказать: "Слышь, тут такая тема. Ничего не мог поделать, вот Кристина, у нас чувства". Что я могу, я был бы полным мудаком… Я сам виноват во всем, что происходило. Но когда это тело не просто не пришло, он и до сих пор живет с ней, с моим сыном. В моей голове это просто трус. Чистый трус и все.

Каким бы я не был, это я ей сиськи разминал, когда она ночью вставала, а у нее просто камень — когда она кормила. Это я круглосуточно вместе с ней держал малого на руках. Это я ее качал и финансами, и всем. А это тело просто спряталось под юбку к ней и сидит там. Приди по-мужски, поговори! Развяжи этот узел. Но в современном мире это не считается нужным.

Он мне просто написал: "Ты ее бил, сам во всем виноват". Какое твое дело, что мы делали в наших отношениях?

Конечно, многие написали: “Ну и мудак”. Но другая половина сказала: "Вот это тип!" Мне написали те, кто в жизни бы не написали. Люди меня спасли тогда, потому что я летел вниз.



БИЛ ЛИ ОН ЛУНУ

Конечно, нет. Еще раз говорю: Quest Pistols “Забудем все”, где Кристина сыграла главную роль. Все смотрим эту работу (в клипе Кристину бьют по лицу, — прим. The Flow). Я режиссер. Вся моя жизнь в моем творчестве. Все это было.

Я вообще в шоке, с какого все это движения началось. Я понимаю, что подруге надо просто оттолкнуться от моей головы, стать героиней. Но я же отец ее сына, я очень его люблю, и все это знают.

“Муж и жена одна сатана” — слышал такую пословицу? Я себя ангелом не считаю. Я никого в жизни пальцем не тронул. Те чувства, которые у нас с Кристиной были — их нельзя описать. У нас в жизни были наркотики. Знаешь, что такое наркотики? Это когда сначала хорошо, а потом ухода. Так вот, наркотики разрушают отношения всегда. Психику они разрушают. И в этом всем движе мы жили.

— Ты хочешь сказать “не бил, но дрались”?

“Бил” — это Крис Браун Рианну бил. Вот это “бил”: когда у телки синяки, вот такое лицо.

— А ты что? Просто дал пощечину.

Что-то было. Мы дрались. В чем прикол: женщина может или возвысить мужчину до уровня Бога. Или превратить его в Сатану. Потому что женщина сильнее психологически мужчины в семь раз.

— Ну просто, есть же запрещенные приемы.

Нету ничего запрещенного! В жизни ничего запрещенного нет!



НА ВИДЕО ЮРИЙ ЧИТАЕТ ОБРАЩЕНИЕ КИЕВСТОУНЕРА К БАРДАШУ “НЕ НАДО ДУМАТЬ,ЧТО ВСЕ ВОКРУГ ТЕБЯ ПИДОРАСЫ. ИНОГДА НУЖНО ДУМАТЬ И О ДРУГИХ”. В КОНЦЕ ПИСЬМА КИЕВСТОНЕР ИЗВИНЯЕТСЯ

Пидарасами я людей не считаю. У меня есть такое: я люблю высказаться негативно в глаза, если у меня есть эмоции. Что сейчас большая редкость. Я пытаюсь выяснить отношения, но в обществе это называется “заносчивость”.

Я принимаю его извинения, но мы виделись с ним пару раз и, конечно, было бы классно, чтобы у него хватило смелости подойти и сказать мне это. Я этого не чувствую сейчас в современном обществе! Честного разговора так мало, этого просто нет!



ЛЮБИМЫЕ РЕЖИССЕРЫ И ФИЛЬМЫ БАРДАША

Шукшин. Данелия мне нравится. Я люблю фильмы, после которых я встаю и хочу жить, а не после которых я хочу повеситься.

[последний фильм, который оказал такой эффект] “Одержимость”. Я хотел понять этого лысого, этого типа (главный герой фильма — фанатичный учитель музыки, терроризирующий ученика — прим. The Flow). Мне близко это состояние. Знаешь, вот Quest Pistols — то, как я этих людей уничтожал, такого никогда больше не было. Они такую школу прошли. Перед ними я бы хотел извиниться, потому что вся лють типа голодной безнадеги того времени, страхи, зверство — там это все было. Там был вот этот фильм.



ЛУЧШИЕ РУССКОЯЗЫЧНЫЕ АРТИСТЫ В ВЕРСИИ БАРДАША

Мне нравится Manizha, шикарная просто. Ее песни лечат.

Из рэпа что меня вдохновило последнее — это Ваня Недры. Я считаю, за ним будущее русского рэпа. Мы встретились, смотрели друг другу в глаза, у нас был ровный разговор, я не увидел в нем обмана. Он честный и он насыпает очень мощно. Флоу — просто разрыв. Я бы хотел, чтобы такого рэпа было больше.




В ТЕМУ




Что главное в жизни? Ответ в этом выпуске
Тот случай, когда интервью с человеком, который смешит, может вызвать слезы
Здесь шутки за двести про основные музыкальные новинки