Тексты
Текст: Владимир Аладьин

"Фундаментально несмешной фильм". Мы посмотрели "Бэтмена против Супермена"

Рецензируем главную супергеройскую кинобитву года

В первой части серии, в "Человеке из стали", Супермен и его враги в своём противостоянии околобожественных сущностей крушили мегаполис. Для обычных людей столкновения таких сил, по сути, не отличимы от природных бедствий — разрушения чудовищны, возможности на что-то повлиять никакой. Оказавшийся неподалёку от заварушки и спасавший в её процессе горожан миллиардер Брюс Уэйн тёмной стороной своей личности (он же — Бэтмен) начал вынашивать идеи о том, что против и таких стихий нужно изобретать средства борьбы.

Режиссёр Зак Снайдер не в первый раз снимает про героев, в глазах обычных людей предстающих богами. В "300 спартанцах" на эту роль метил царь Ксеркс, и весь фильм воины бросали вызов его безграничному могуществу. С известным результатом — все умерли, но показали, что и непобедимой мощи можно дать отпор. В "Хранителях" бог родился из научных неудач и одним своим фактом существования перекроил геополитические карты Земли. Настроение, с которым герои кино отнеслись к сверхчеловеку, лучше всего описано в комиксе-первоисточнике: "Бог существует, и он американец". Если эта фраза по некотором размышлении начинает вас пугать — не тревожьтесь: возникающее чувство религиозного ужаса говорит о том, что вы ещё в здравом уме.

Вопрос, который хочется вращать в голове, не прилагая усилий нагуглить ответ — насколько в действительности религиозен Зак Снайдер. Потому как и в "Бэтмене против Супермена" он продолжил совершать подходы с новых сторон к ситуации явления народу богоподобных друзей.



"Насколько уютным останется первый мир, если тому сообщат, что с ним живёт персонаж, способный в дурном расположении духа испепелить всё человечество. Какой у этого соседа юридический статус" — общественность пытается нащупать своё отношении по данным пунктам. Удалённый от общества Бэтмен смотрит на воплощение абсолютной власти и, как известный параноик, начинает видеть в нём абсолютное зло. В это же время у другого миллиардера (Лекс Лютор) начинает коротить извилины от понимания, что и Суперменом можно управлять. А при мысли, что если есть бог, то можно создать и дьявола, сквозь череп начинают пробивать электрические дуги.

С одной стороны, уже несколько абзацев, а про фильм вообще толком ничего не сказал. С другой, именно с позиции идей и ощущений от них такие картины и должно обсуждать. Потому как менее всего хотелось воспринимать это кино в тех рамках, в которые зрителя загнали комиксо-фильмы Marvel — смешные, с бойким экшном, забавными героями и яркой картинкой.

"Бэтмен против Супермена" фундаментально несмешной фильм. За два с половиной часа две шутки. Всё-таки ни один из богов Снайдера не обладал чувством юмора — смех как инструмент преодоления не нужен тем, кто и так может всё. Ни один из персонажей не проходит по разделу прикольных или забавных. В фильме нет ни грамма самоиронии. Потому что самоирония — вторая трусость. А это кино о людях, изживших страх.

На монументальной серьёзности строится и видеоряд. Абсолютно стандартный для Снайдера подход — каждый кадр картина, способная залить пафосом и величием среднего размера тронный зал, будь она помещена на стену. Киноязык почти отрицает устную речь — герои хоть и разговаривают, но без удовольствия, будто бы научились этому недавно, не по своей воле и через палку. Даже страхи и чаяния Бэтмена передаются через картинки снов, а Супермена — посредством видений наяву. Что, к слову, поднимает вопрос — нужны ли сны богам. Мечтают ли суперлюди о супер-овцах.



Актёрский состав столь же буквален. Более очевидного Бэтмена, чем Бен Аффлек, ещё не придумали. Галь Гадот в образе Чудо-женщины (спасибо, что никнейм героини в кино не звучит) неотразима. Айзенберг как Лекс Лютор странноват, но обаятелен — это даже чудовищный российский дубляж не вымарал. В общем, каждый, до последнего, актёр выбран так, что после просмотра невозможно представить, будто бы можно было взять на роли кого-либо ещё.

И безупречно красивый экшн. Под музыку Ханса Циммера — главного, как ни крути, кинокомпозитора современности.

Вообще, на фильм хотелось бы повесить ярлык "Вторые Хранители", но это, конечно же, будет изрядным перегибом. Сценарий "Бэтмена против Супермена" — отнюдь не шедевр. Не вполне высокоинтеллектуальный опус. А патетика происходящего на экране несколько теряет в цене, когда персонажи время от времени заняты глупостями. И даже не хочется думать, что произойдёт с серией, когда в действие внедрят Аквамена, Флеша и Киборга. А о том, что это грядёт неминуемо, в фильме заявляют напрямик и с некоторой, показалось, досадой.

Но это будет потом. А как нас учит фильм, будущее не предопределено, а люди могут побороть даже богов киноиндустрии. И да окупится "Бэтмен против Супермена". И да продолжит снимать мессия-Снайдер. И да будут его фильмы пафосны, величественны и бесконечно красивы.

Возвращение Пошлой Молли, альбомы Славы КПСС, Voskresenskii — главный фрешмен
Тут подводят итоги года и составляют планы на следующий
Выбрать самых стильных в русском рэпе непросто, но мы это сделали. В нашем топе — те, кто диктует моду прямо сейчас, и те, кто определял ее чуть раньше
Десятка артистов, которым 2024 год существенно пошел на пользу