Тексты

Big L: к 40-летию

Андрей Березин — о самом недооцененном рэпере Нью-Йорка, которому в этом году могло бы исполниться 40 лет.

Текст: Андрей Березин

В этом году могло бы исполниться 40 лет рэперу Big L — одному из самых недооцененных талантов, которые подарил нам Нью-Йорк. The Flow вспоминает героя. Андрей Березин, наш постоянный автор, рассказал, за что его стоит любить, и выбрал 5 лучших треков.

В архивах хип-хопа полно музыки безвременно ушедших артистов, знакомство с которой может поднять начинающего рэп-фаната повыше в глазах знатоков. Не много нужно эрудиции, чтобы знать имена 2Pac или The Notorious B.I.G., а вот свободное ориентирование в репертуаре гарлемского самородка Big L — это уже уровень.

Ламонт Коулман, родом из классической нью-йоркской клоаки Гарлем, был в семье младшим братцем из трех, поэтому в детстве его звали как раз наоборот — Little L. Будучи еще подростком, Эл смог добиться пары секунд времени у одного из заметных нью-йоркских "старых школяров" Lord Finesse во время его автограф-сессии в музыкальном магазине, зажарил для него мощный фристайл, тут же получил его визитку и вскоре стал самым молодым участником его банды рэперов и продюсеров D.I.T.C. (Diggin In The Crates).

Тогда парня с нескончаемой жаждой баттлить каждого встречного-поперечного знакомые звали уже Big L, уважая его за способность рубиться у микрофона круглые сутки и за наглейший язык — с первых же своих сочинений Эл умел метко и нагло оскорбить оппонента, залепить пушечный панч в каждой второй строчке и безбашенно начхать на любую норму морали.

Молодым артистам скоро заинтересовались на Columbia Records, предложив контракт. В первом промо готовившегося дебюта была среди прочих песенка "Devil’s Son". Биг Эл не стал прятать своих намерений в отношении соперников-эмси: текст написан от имени шарахающегося по ночному Нью-Йорку маньяка, который грозится изрезать прохожих на части и изнасиловать выживших. Хорроркор тогда в хип-хопе только наклевывался, и такой вызов, подкрепленный мощной техникой с многосложными рифмами, не мог остаться незамеченным, хотя сам трек в итоге из-за такого текста на альбом не попал.

Альбом Big L "Lifestylez Ov Da Poor & Dangerous" вышел в 1995 и может считаться священным бычком для всех любителей трускула. Эл точно знал, что хочет записать идеальный "рэперский" альбом. Он безукоризнен и уперто однообразен в плане битов, потому что сделан одной командой продюсеров DITC. В каждом треке все, что есть — это хлопающие по ушам бумбэпные ударные, гулкий ведущий все за собою бас, да джазовые кусочки (как правило какая-нибудь дудка или пара клавишных аккордов).

 

Сам артист ведет себя нагло, по-хозяйски, одновременно представая серьезным рифморубом, аморальным гадом, кровожадным бандитом, бессовестным плейбоем и воинствующим атеистом. Big L олицетворил термин entertainment, т.к. его стихи настолько агрессивны и гипертрофированы, что переходят грань реальности и становятся театрализованным ужастиком, страшным до смеха. 

Вот он оценивает оппонента "Ты большой на вид, но гробы твоего размера тоже делают", чтобы затем "разнести его мозги по асфальту, чтобы было видно, о чем он думал перед смертью". Отдачи он не боится: "Пальни в меня, я рассмеюсь и выплюну пулю". Эл и без ствола горяч: "Я выбил всем столько зубов, что зубная фея должна обанкротиться", так что не подходи, ведь "баттлиться со мной — как бороться с гориллой в телефонной будке". Как итог – "в моем холодильнике нет еды, только части тел". Но занятнее всего собирать панчи Эла, когда дело касается с женским полом. "Мои девки заставят Тони Брэкстон выглядеть как Вупи (Голдберг)", "Парни злятся, ведь я больше девок отымел, чем они смогли разговорить", "И поскольку я клевый и карманы вот-вот раздует, мне нужна хирургия, чтоб снять баб со своего…", "Если у Эла будет СПИД, каждая милашка в городе его получит", "Я имею больше секса случайно, чем все ниггеры намеренно".

Два сингла с альбома смогли войти в двадцатку горячих рэп-синглов Billboard, сам диск продался количеством 200 000 копий. Эл в результате разуверился в возможностях мейджоров продвигать хип-хоп "без припевов" и смог к 1998 открыть собственную компанию. Там он планировал выпустить альбом "The Big Picture", когда все очень быстро закончилось.

Big L не зря сыпал в текстах угрозами и открытым гангстеризмом — оба его старших брата были бандитами. В феврале 1999 года, когда оба они сидели, средний брат дал своим корешам задание разобраться с каким-то гадом, и Big L стал мишенью обиженных в этой разборке: не достанем вас, так пусть получит ваш меньший братец. Ламонту Коулману выстрелами в упор разнесли лицо в клочья на той самой улице, про которую он писал в песне "Danger Zone" и на которой провел все свое детство. Произошло это через неделю после того, как Эл успешно завершил переговоры о контракте с Roc-A-Fella Records.

 

После смерти Big L вышло только два диска, где можно найти актуальные записи его голоса. Это собранный по кускам альбом "The Big Picture", который хоть и ничего особенного музыкально не представляет (хотя среди продюсеров там DJ Premier, Pete Rock и Ron Browz), зато заработал золотой сертификат. Это альбом коллектива DITC, где и состоял Big L, и его куплетов там достаточно на целый добротный соло-ЕР. Все остальные посмертные диски — обычная сборная солянка из обрезков, хотя обрезки Big L по качеству и силе рифм будут покруче хитов многих здравствующих ныне звезд. Он не успел оставить след столь же значимый и громкий, как его земляк The Notorious B.I.G, и мы не знаем, кем он был бы сегодня, будь он жив.

Но дебютный альбом талантливого гарлемского парня Big L с целой кучей одетых во все черное злобных парней на обложке всегда будет наготове, когда захочется показать миру, каким жестким, техничным и опасным может быть хип-хоп.


5 лучших треков Big L

"Put It On"

Первый сингл с альбома, первый успех, совсем незлобный Биг Эл непринужденно знакомит публику со всеми своими ипостасями, отгружает достаточно запоминающихся панчей, слегка злоупотребляет даблтаймом. Припев, состоящий из воплей диджея Kid Capri, к концу песни повторяет любой слушатель.


 

 

"Danger Zone"

Классический эловский хорроркор. Душегуб из Гарлема возвращается, чтобы убивать и резать розочками от бутылок. Каждый раз при прослушивании убеждаешь себя, что это всего лишь слова молодого пацана, но холодок по спине все равно бегает. Мог бы кое-что процитировать, но в интернете писать такое по-русски вредно для собственной безопасности.  В эту же категорию попадает еще одна вещь "All Black", только там поменьше сумасшествия и побольше простого бандитизма.


 

 

"Street Struck"

Блестящий воздушный бит, Эл выходит из образа, чтобы от собственного лица поведать о гибнущих в гетто детских душах и безысходности уличной жизни. Трек был сделан специально, чтобы уравновесить маньячное начало альбома, но получился естественным и наивным.


 

 

"Da Graveyard"

Я люблю хип-хоп, когда он такой — бьющий, как говорят омские рэперы, не в бровь, а в нос. Агрессивный бит просто выбивает стекла. В песне целая куча негров, у Эла всего один куплет (зато как всегда, бесподобный), плюс еще здесь можно услышать совсем молодого Jay-Z.


 

 

"Let ‘Em Have It “L”

Завершающий трек, один из самых качающих и наглых. Эл напоследок спускает с цепи свой образ самоуверенного микрофонного нахала, а панчей насыпает столько, что собирая их, чувствуешь себя волком с корзиной из советской электронной игры. Блестящий финал альбома, так сейчас не делают.

 

Он был другом Энди Картрайта
Дисс на Буду от Lildrughill. Дисс на Lildrughill от 163onmyneck. Реакция Kai Angel, Lovv66 и Voskresenskii
Считает ли он себя артистом для артистов и почему с ним сотрудничают музыканты намного известнее него