Тексты
Фото: Камилла Ханапова

12 цитат из интервью Boulevard Depo для The Village

Как на альбом "Old Blood" повлияла книга "Русская средневековая эстетика XI–XVII века" и как он относится сейчас к "Champagne Squirt" и "5 минут назад".

Boulevard Depo — один из главных героев года в русском рэпе. Его последний альбом "Old Blood" вот уже четвертую неделю возглавляет альбомный чарт Apple Music.

В интервью для The Village он рассказывает, как книга "Русская средневековая эстетика XI–XVII века" повлияла на этот релиз, а также про интерес к русской культуре и истории. Здесь же — о зарождении YungRussia, о влиянии граффити на музыку Boulevard Depo и о его отношении к песням "Champagne Squirt" и "5 минут назад".

Целиком интервью читайте по ссылке.



1. ЧТО ОН СЛУШАЛ ДО ТОГО, КАК НАЧАЛ ЗАНИМАТЬСЯ МУЗЫКОЙ


Помню, мне попал в руки диск, который ребята перезаписывали. Куча странного экспериментального хип-хопа: там были 9th Wonder, M.O.P., несколько пластинок Madlib. Тогда я понял, что такое рэп.

А так, кроме русских артистов, я ничего не слышал особо: было скучно и на каждом шагу все то и дело плевались: "русский рэпчик". Ни вкуса, ни стиля, ничего, кроме подъездных тем и "жили-были". Было даже обидно: я видел, как в граффити Россия вообще не отставала от мира по актуальности. А в рэп-музыке такого не было — это хотелось исправить, сделать что-то не как у всех, не как у людей.

В 2006–2007 годах начали появляться интересные русские группы, которые отличались от всего рэпа, — Черная Экономика и Рыночные Отношения. Когда я услышал их, подумал: "О, у нас тут что-то интересное, по ходу, тоже намечается". И вот уже в тот момент мы подключились нашим уфимским синдикатом.



2. ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ МУЗЫКОЙ BOULEVARD DEPO И ГРАФФИТИ


Я от граффити взял подходы к музыке. Есть стайлер — тот, кто делает стиль. Ты можешь подолгу стоять на легальной стене, рисовать часов по восемь один и тот же шрифт, оттачивать фишки, оттачивать формы до идеала. А есть антистайлер — казалось бы, это тот, кто делает безвкусицу. Но нет: эта безвкусица эволюционировала в отдельное направление, в котором появились свои законы и фишки. В антистайле оценивается быстрота, гибкость линий. Антистайл — это авангард граффити.

Так и в музыке: есть продуманные и сложные вещи с богатым инструменталом, а есть трек "Gucci Gang". Это не композиция, а просто трек, потому что там никто ничего не выбирал. Просто фан, развлекуха, которая зашла за счет энергетики и за счет того, что под это можно проводить время с друзьями, не отвлекаясь на информативную часть. Подходы совершенно разные, но и тот и другой справедливы. Я же стараюсь миксовать, не заходить в дебри, но и не скатываться в безмозглый фан. Мне всегда нравилась золотая середина. И золото, в принципе, тоже.



3. КАК ТАК ПРОИЗОШЛО, ЧТО МНОГИЕ УЧАСТНИКИ YUNGRUSSIA — ИЗ УФЫ?


В 2012 году на горизонте появилась трэп-музыка, и мы с Федей i61 подумали: "О, прикольно, давай на это читать". Это было и весело, и тусово. Местами это просто приятно слушать. Мы начали это культивировать. Мы были маленькими артистами, которые сложились в большой формат YungRussia. Процесс соединения маленьких в большое и обратно был необходим — поэтому сейчас нас так много. Мы параллельно развивались, видели результаты общих трудов и каждого в частности. Это давало и запал, и какой-то соревновательный дух, позитивный, здоровый.

В Уфе нечем заниматься, поэтому мы занимались творчеством. А чем еще? Работы нет. Бухать? Ну, как-то скучно. Сейчас я могу сравнить, как выглядят изнутри Уфа, Москва и Санкт-Петербург: совершенно разные перспективы — как развития, так и заработка. Чем больше город, тем больше музыки, артистов, развлечений. Чем меньше город, тем больше хочется этого достичь.



4. КАК ОН СЕЙЧАС ОТНОСИТСЯ К ХИТАМ "5 МИНУТ НАЗАД" И "CHAMPAGNE SQUIRT"


Старые песни имеют свойство надоедать. А эти мне надоели еще быстрее и сильнее, потому что их активнее форсили и обсуждали. Отношение-то к ним у меня все равно осталось позитивное. Например, "Сhampagne Squirt" придумал не я и не Pharaoh, а Паша Топский. Мы ехали в машине, раздували и ржали на эту тему. А я такой: "Хм", и все, раз-два — сделали песню, раз-два — клип сняли. А "5 минут назад" мы написали в телеграме, биты скидывали друг другу. Тогда я на какое-то время вернулся из Питера и жил в Уфе, а Глеб Геннадьевич в Москве был.

[Когда они выстрелили], я радовался, думал: "Классно, мы что-то сделали с москвичами, круто получилось". <...> Без улыбки [на них] до сих пор не взглянешь, и это я еще мягко выражаюсь. Меметичность зашкаливала. Сейчас могу сказать, что это было сделано специально.



5. СЧИТАЕТ ЛИ ОН СЕБЯ ОСНОВОПОЛОЖНИКОМ НОВОЙ ШКОЛЫ


Я не отношу себя к какой-либо школе, но в одном из треков упомянул, что "я старая школа в новом рестайлинге". Новая школа — это внешняя оценка. Меня считали новой школой, потому что это было новым для общественности. Для меня же это новым не было: я просто делал то, что мне нравилось. Спустя десять лет картина не сильно поменялась. Я так же делаю то, что мне нравится, и для кого-то это — глоток свежего воздуха.

Saluki меня вообще дедом называет. Это пограничное состояние, потому что для кого-то я отец русского рэпа, а для кого-то — "покажите паспорт, пожалуйста, если хотите сигареты купить".



6. ПЕСНЯ "ТОПСКИЙ ПАВЕЛ" — ЭТО РЕПРЕЗЕНТ, НАПИСАННЫЙ ДЛЯ ДРУГА ОТ ЕГО ИМЕНИ. ТАКИМ ПРИЕМОМ BOULEVARD DEPO ПОЛЬЗОВАЛСЯ НЕОДНОКРАТНО — И ОБЪЯСНЯЕТ, ПОЧЕМУ


Еще в 2012 году мы сделали трек "Iraq", где я читал: "Я Линдси Лохан, сын, я Рик Джеймс, сын". В итоге концепция пошла дальше. Появился трек "Павел Топский", но Павел Топский — это не мое альтер эго, это мой друг. Я читал, что я крутой, но по факту это репрезент для моего кореша. Долгое время все думали, что меня зовут Павел Топский. Весь ВКонтакте был забит клонами Топского, и даже был смешной момент, когда в баре Паше Топскому не поверили, что он Паша Топский.

Ратмир Шишков — тоже существующий персонаж, но мне показалось, что классно написать сольный многословный реперезент. Я вроде как о себе, а вроде как нет — получается сдвинутая парадигма. Прикольно, когда свое сознание ты пропускаешь через призму восприятия другого человека, переносишь на текст и понимание вещей и начинаешь даже рифмовать другими словосочетаниями — с этим интересно играть.



7. СОВЕТ МОЛОДЫМ АРТИСТАМ ПО ПОВОДУ СОТРУДНИЧЕСТВА С ЛЕЙБЛАМИ


Когда я заходил на Warner, я видел возможность делать более качественный и дорогой контент — я видел в этом развитие, а не аванс. Мне было сложно из своего кармана, своими силами повышать уровень работы, делать хорошие клипы.

Всей юридической подоплекой занимался мой менеджер Вадим. Мы обсуждали, разговаривали, договаривались, приходили к консенсусу и в итоге нашли его. У меня с Warner выстроились четкие взаимоотношения и понимание. Претензий вообще нет — наоборот, все стало куда легче. Они мне сильно помогают, например, найти разных специалистов. Я не могу знать всех, невозможно отвечать за все и за всем усмотреть.

Меня удивляет, что у кого-то возникают сложности, кому-то якобы деньги не выплачивают. Это значит, что вы сами недосмотрели и не поняли, либо просто врете. Надо читать внимательно то, что подписываешь, и все будет в порядке.



8. АЛЬБОМ "OLD BLOOD" НАПИСАН ПОД ВПЕЧАТЛЕНИЕМ ОТ КНИГИ "РУССКАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЭСТЕТИКА"


Когда я начал понимать, что получается более классическая тема относительно современного хип-хопа и рэпа, я решил усилить эффект с помощью красной обложки с позолотой. Половина альбома была сформулирована, когда мне в руки попала книга "Русская средневековая эстетика XI–XVII века" Бычкова про искусство, иконы, устройство церквей. Ее обложка один в один совпадает с обложкой альбома, она задала тон, на нее наложилось название и звучание. Эта книга стала отправной точкой к моему второму дыханию, любознательности, интересу к русской культуре. Во время карантина я начал читать, что пишут историки и культурологи. По факту я оформил альбом как книгу: отсюда треклист как главы, интро — "Введение". <...> Я возвращаюсь к корням, пытаюсь найти в себе отражение прошлого, ищу себя в своих предках. "Old Blood" — старая, древняя кровь.



9. КАК ЗВЕЗДЫ РУССКОГО РЭПА РАЗВЛЕКАЮТСЯ В ТУРЕ


В туре команда в 100 раз сплоченнее, а после него приятно вспомнить кучу курьезных историй. Однажды у нас был спор на то, что я кувырками доберусь от гостиничного лифта до номера в конце коридора. Дверь открылась, я покатился кубарем вперед, и уже возле номера звукач Виталик закричал: "Тема, это не твой этаж был". До своего этажа я поднялся по лестнице.



10. ПОЧЕМУ ЕМУ НРАВИТСЯ СОВЕТСКАЯ КЛАССИКА


Я пришел к ней, когда начал сам писать песни, когда смог оценить текст, подумать, какие приемы там есть и как бы написал я. Я начал по-другому слушать обыденные для всех песни — и теперь я их слышу. Наша культура очень богата: нужно обращать внимание еще и на то, что есть кроме Цоя и Высоцкого — у Марка Бернеса, например, тоже есть классные штуки. Еще у нас есть куча сельских церковных хоров, которые поют песни на древнерусском языке. Если они будут дальше существовать в современной культуре, будет круто — такого должно быть больше.

Когда ты сам музыкант, найти что-то интересное проблемы не составляет. С помощью переделок мне хочется привлечь дополнительное внимание к таким вещам. А ко мне оно все-таки приковано: новый альбом, современная рэп-музыка… Но в ней ты попадаешь на кучу локальных русских отсылок. В том, что можно добавлять их, и заключается прикольность концепции альбома. Когда читаешь про старую культуру, проникаешься ею, и это накладывает отпечаток на всю музыку.



11. ОБ УВЛЕЧЕНИИ РУССКОЙ ИСТОРИЕЙ


Я понял, что вообще ничего не знаю, как там у нас раньше было и почему случалось. Начал выяснять, теперь даже говорю: "То, что у нас происходило за последние столетия, гораздо интереснее, чем любой Marvel".



12. О КОНФЛИКТЕ ПОКОЛЕНИЙ И ЦИТАТЕ АЛСУ, КОТОРУЮ ОН ИСПОЛЬЗОВАЛ КАК ИНТРО К АЛЬБОМУ


Поначалу я удивлялся, когда меня лично знакомили с условным начальником службы безопасности в Екатеринбурге, который стоял и слушал весь концерт, что я несу, а он жал мне руку и говорил: "Блин, респект, красава". Какой только жести он в своем клубе ни повидал, так что, если говорит, что это круто, я реально верю. При этом он же может сказать: "Только я вот этой ***** не понимаю", а я отвечаю: "Вот так, мы не такие, как вы, мы другие". Со мной никогда нравоучительных бесед никто не проводил, у меня только интересовались.

Я думаю, самый красноречивый ответ дала Алсу в интервью с Ксенией Собчак, когда ей поставили мою песню: то, что она ответила, — это средний знаменатель того, что думают люди. Я использовал часть этого интервью в моем интро про стайл и такие взгляды. Опять-таки это четко соотносится с клипом "No Flag" — еще одна параллель между релизами. С этой мысли я захожу в альбом, а дальше показываю, что все не так плохо и депрессивно, как пытается донести более взрослое поколение.

Я считаю, что это несправедливо. Вокруг нас куча молодых талантов, которые делают классные штуки. Нужно просто вникать и понимать, почему у нас такие формулировки, почему клипы такие, а не другие. Не все взрослые люди, не все издания и мнения со стороны учитывают это — интересно показать обратную сторону.



Что главное в жизни? Ответ в этом выпуске
Тот случай, когда интервью с человеком, который смешит, может вызвать слезы
Здесь шутки за двести про основные музыкальные новинки