Тексты
Руслан Муннибаев

Capella: "Куплеты никого не интересуют, главное — припев"

Как зарабатывать, продавая свои биты через интернет

Рома Capella — автор "Давай до свидания", "Тусы" и еще пары десятков песен, которые он написал разным участникам Black Star. Помимо этого он состоит в продюсерском объединении Diamond Style, занимающемся продажей битов по всему миру. The Flow поговорил с Ромой — получился интересный рассказ продюсера-профессионала о том, как зарабатывать деньги на своей музыке.

Какие проекты у тебя прямо cейчас открыты?


Сейчас “ГТО” Тимана и L’One. Это будет EP — мы написали туда пять треков вместе с Сашей JF и Will Shine. Будут такие неожиданные сэмплированные композиции.

Советские сэмплы берете?


Не совсем советские, просто русские песни. Вот знаешь “Show Me Love” — хаус такой старый? Его DJ Mustard засэмплил, а изначально это "толерантный" хит был. Мы так же взяли песню “Улетели навсегда“ Никиты. Там очень крутой бит получился, но не знаю, возьмут ли его. Мне кажется, политика лейбла не одобрит такой подход (смеется).

А кроме “ГТО”?


У меня альбом недавно вышел. А сейчас, думаю, каждую неделю буду выкладывать по синглу. Вот у Сэта проект Cosmostarz, в нем девочка поет, Надя. Мы сделали вместе с DMNDZ свою версию песни — она выйдет синглом в мае. Потом будет релиз еще одного трека, англоязычного. Полтора года у меня лежал. Ну и много сайд-проектов, названия которых я вообще не имею права оглашать.

Даже когда они выходят? Это распространенная практика вообще?


Ну да, довольно часто. Либо гострайтинг, либо когда просто не светишься. Гострайтинг — не словесный, а музыкальный.

А в чем смысл? Люди хотят, чтобы все думали, что они эту песню написали?


Да. Очень многие в России сами ничего не пишут. Я не осуждаю их за это (смеется). Я понимаю, что они не музыканты. Может, они хорошие диджеи, но не музыканты. Они не кичатся тем, что “ууу, мы бас с бочкой сводили 15 часов”— такого нет. Заплатили за трек — и выступают с ним. Но не поднимают тему того, кто это написал. Интеллигентно умалчивают подобные вещи.

За такую услугу прайс выше, наверное?


Конечно! Очень высокий прайс, Потому что нет резона делать его маленьким. Мое имя же тут не работает нигде. Другое дело, если мне звонят по поводу трека, чтобы он вышел у другого артиста — но все равно там указано мое имя, как продюсера. Идут разговоры, чтобы это не было в стол написано, чтобы были ротации — тогда да, тогда это интересно всем обоюдно.

“15 часов сводить бочку и бас” — это необходимое условие твоего подхода?


Нет. Я считаю, что количество времени здесь вообще ничего не решает. Вот у нас вышел сингл Марсель “Предубеждение и гордость”, отличная работа. Мы ее написали всю за полчаса. Есть у меня песни, которые я год пишу, но в основном нравится писать быстро. На одном дыхании. А когда начинаются бодания “а давайте здесь поменяем, а давайте здесь” — ну я к этому так отношусь… Лучше другую напишу. Зачем тупо тратить время, сто раз перерабатывать один и тот же материал?



С таким количеством проектов у тебя тайм-менеджмент не страдает?


Я же человек, который занимается продакшном, аудиодизайном. Я выступаю, может, раза два или три в месяц. Но в основном я работаю 24/7. Иногда, конечно, делаю выходной себе, когда все уже надо выключить и пойти погулять. Но у меня нет какого-то нормированного момента: я постоянно сижу, делаю, делаю, делаю. В отличие от директора нашей конторы — у него доска на стене висит, там планы-планы-планы. А мне звонит Тиман в 4 утра: “Через час нужен такой-то бит”.

Это нормальная ситуация?


Да, нормальная. Он просто понимает, что я тоже не сплю в это время. Еще у него такой график, что он больше по “той стороне” континента живет. И в 4-5 утра мы с ним обсуждаем все дела по Facetime.

C Black Star у вас такой плотный коннект давно завязался?


Начиная с “Давай до свидания”. Мы познакомились давно. В этой ситуации помог DJ M.E.G, за что ему большое уважение. Но некоторые люди из окружения Тимана вообще думали, что мы американцы. У нас на сайте в то время было 16 миллионов посещений за год, а скачиваний в несколько раз больше. Мы встретились, познакомились и начали работать. Увидели, что люди не просто песни в стол пишут, а что есть у песен история, продажи, ротации.

Слышал историю, что когда тебе предложили засэмплировать “Давай до свидания”, ты сначала отказался — а потом передумал.


Немножко другая история была. Я должен был уезжать из Москвы куда-то. Мне позвонил Лева, говорит: “Такая тема, видел, что у Муз-ТВ случилось?”. Я говорю, да, видел. Он такой: “Нужно из этого трек сделать”. А я уже все вещи собрал, упаковался. Говорю: “Я не могу сейчас”. Кладу трубку, а мы сидим вместе с Честом, он спрашивает: “Что такое?”. Я рассказал, он: “Блин, Роман, надо!”. Я перезвонил Леве, распаковался, мы поменяли билеты, написал бит. Потом уже отослал ему все, они записались, я опять упаковался. Они звонят, говорят: “Давай приходи на клип!” — а я уже сел в поезд!



Ожидал такого успеха?


Ну я же по первому образованию рекламщик-пиарщик, так что прогнозировал подобные вещи. Тимати же довольно социально активный человек — и за ним пресса наблюдает. Я знал, что это выстрелит стопудово, потому что подобной практики у нас не было. Он заварил классический сюжет медиаскандала, ну и привлек людей из другого мира, которые могут весомо его поддержать. Если ты хоть немножко маркетолог, ты понимаешь, почему все вот так случилось. Почему были приглашены именно эти люди.

Приглашая Нела и 5Плюх, он что, хотел респект у рэперов получить?


Не то, чтобы респект. Протекцию. Я думал, он понимал, что нужно расширять свою целевую аудиторию. Я про это ничего не знаю, могу только делать выводы.

Показать, как будто бы за ним есть хип-хоп?


Даже не “как будто бы”. Я думаю, если бы они не хотели, они бы не пришли. Это был обоюдный плюс для всех — для них и для нас. Но я ни копейки не получил за эту песню.

А часто ведь бывает: смотришь новости — и какой-нибудь Mannie Fresh судится с лейблом Cash Money, говорит: “Я ничего не получал”. Разве это нормально?


Нет, гонорар-то я получил. Я имею в виду какие-то последующие проценты, рингтоны. Этот вопрос не поднимался. Это был наш пробный момент. Мы не знали, как себя вести в той ситуации. История была до конца непонятной, все получилось стремительно и быстро.

Почему не поднимал этот вопрос?


Если ты делаешь бизнес и кто-то с тобой работает, то этот труд должен быть оплачен. Учитывая и опыт людей, с которыми работаешь, и их понимание рынка. Потому что, по большому счету, продюсеры просят не очень большие деньги. По-нормальному знаешь, как мы должны работать? Есть артист, мы делаем ему композицию. Его выступление, к примеру, стоит миллион. И мы говорим: “С тебя миллион”. То есть он одно выступление работает “в ноль”. Это нормальная мировая практика. Сколько стоит одно твое выступление — столько стоит наша работа.

А вдруг ты напишешь этому артисту 7-8 песен, а ни одна из них не станет хитом?


Это не моя ситуация. Если бы мы сидели и писали с ним эти песни — тогда да. А часто артист готов выбирать инструменталы, но он сам понимает что эти песни не вывозит. Это не его. Как если бы Алла Пугачева заказала мне EDM-щину экспериментальную. Бит будет круто звучать, но она его не победит!

Что больше — бит или остальная составляющая?


Важно изначально, чтобы у песни был костяк. Чтобы она звучала стильно, современно или наоборот — с ретро-уклоном. Крутой грув. И самое главное — припев. Куплеты сейчас никого не интересуют, все ждут, чтобы начался “О боже, мама, мама, я схожу с ума”.

Ты — человек, который слушает передовую музыку. Но она же до широкой аудитории с опозданием доходит.


Ты русский рынок имеешь в виду? Мы-то, по большому счету, все равно работаем на мировой. В России не так много ребят, которые готовы работать профессионально, даже в вопросе денег. Очень большое уважение Касте — и Влади в частности — за эту работу. Он работал с нами очень профессионально: грамотно, верно, правильно. Также уважение пацанам из группы Грот. Ребята реально знают, чего хотят. Они понимают, что это не рынок базарный, знают, сколько это стоит. “Давайте так и так, давайте работать”. Они работают, слушают каждый звук и готовы платить за это. Понимают, почему обратились к нам.



Как они вам это объясняют? “Мы хотим от вас” — чего?


Чаще всего в России это так: “Тимбалэнд написал новую песню, сделай нам такую же”. А они не хотели Тимбалэнда, не хотели Дэвида Гетту или Скриллекса. Они хотели, чтобы мы сделали им песню. У нас есть онлайн- и оффлайн-каталоги, которые рассылаются по всяким лейблам, по артистам. Мы сейчас очень плотно работаем с ребятами с Запада, пишем им песни, потом их через пять-десять рук передают на мейджор-лейблы. Но нам нужен один хороший большой мировой сингл. Сейчас мы плотно работаем над этим. У нас есть энное количество ребят, которые пишут мелодику, фонемы, текст…

То есть нужно, чтобы это на уровне фонем звучало?


Да, конечно. Смысл потом подгонится, главное — фонемы. Это старая практика, еще The Beatles так писали. Просто на непонятном языке напеваешь какую-то мелодию, а потом переводишь и добавляешь смысл. Так пишется популярная музыка.

Ты давно уже говорил, что сделал песню со Снуп Доггом.


Саундтрек к фильму “Одноклассники”, да. Мы же написали его, на альбом Тимати “Reload”, который вот скоро уже должен выйти на мировом рынке. Была большая работа в Лос-Анджелесе, писались синглы с известными людьми. Но я думаю, это все скоро увидит свет.

Я правильно понимаю, что до прихода Кристины Си на Black Star, вы ее продюсировали?


Паша Мурашов писал ей песни. Потом мы с ней познакомились, на тусе Soul Kitchen. А я работал вместе с Phlatline как диджей. Они постоянно ходили на наши тусовки, я услышал ею песню “Начинаю забывать”. Сделал свою версию, ей очень понравилось, мы задружились и записали несколько синглов. Вместе сидели у меня дома, все писали. Даже другим артистам мы с ней написали несколько песен. Написали ей “Зиму” — и после нее очень большой заказ пошел на композиции подобного плана. А потом у меня была встреча с Тиманом по поводу нового сингла, и я ему сказал: “Есть такая девочка — может, вы найдете общий язык”. Я считаю, что у нее голос уникальный, и, на мой взгляд, ей надо петь песни, а не читать рэп. У нее неплохо получается читать, но может раскрыться в более серьезном ключе.



Вот есть Кристина — а почему больше нет классных девчонок, которые читают рэп? Где они все?


Они есть, но у них нет запала такого, как у парней. Вот есть две каких-то девчонки, они мне скинули свои песни. И там реально нормально! Удобно слушать, уши не вянут. Зовут Hardy, можно послушать на облаке.

А не было у тебя продюсерских амбиций в отношении Кристины?


Да нет, у нас просто человеческие отношения. Впоследствии, конечно, было бы круто перерасти в лейбл, аккумулировать вокруг себя артистов. Но помимо этого, нужно же этим плотно заниматься. Нужен большой штат людей, на мой взгляд. А мы сейчас больше профориентированы на музыкальную составляющую. А здесь нетворческие дела, мне кажется, у всех голова полопается. Мне не нравится продавать музыку, я такой человек. Я знаю, кто сколько стоит и почему. Но не люблю все это — пиарить, договариваться с сайтами, со всеми познакомиться, со всеми поручкаться, каждому написать. Даже когда я свой альбом выпускал, то тупо потратил на это неделю. Просто чтобы он вышел везде в одно и то же время. Для меня это адский труд!

Ну и если ты работаешь с лейблами западными, нужно быть очень социально-активными с ними. Найти подход, пообщаться. Они скажут: “У тебя вот есть песня, все круто, но там в ней сэмпл — и он нам не нравится”. Вам не нравится, а мне, сука, нравится! Это же моя композиция! Я вот слышу человека — и у него в песне, допустим, бочка клипует. А может, это его задумка! Почему все в один момент решили, что надо так и больше никак. Музыка — она разная должна быть. Есть миллион опровергающих фактов — Flying Lotus, вся лоу-фай сцена. Они реально выезжают из-за того, что у них уникальное звучание. А я слушаю большинство EDM-треков и не отличаю артистов, потому что все звучат одинаково. Эта история мне не очень понятна.

Кто в отечественной музыке обладает уникальным звуком?


Влади. Он им точно обладал и безумно на меня повлиял как хип-хоп продюсер. BMB — у него уникальное звучание.

Оно доступно для простого слушателя?


Ну есть у него композиции, которые не сильно далеко куда-то заходят в плане грува. Есть очень мелодичные вещи. Кто еще? Марат, группа Krec. Своя стилистика, свой подход к сэмплам. Из электронщиков наших — Teddy Killerz. Это драм-н-бейс ребята, они на коннекте со всеми мировыми лейблами. Выступают на всех крутых фестивалях бейс-музыки. Звук у них — топ! Вот есть Noisia, а есть Teddy Killerz, и их легко можно поставить в одну линейку. Что касается хаус-музыки…

Рома Бестселлер?


Да, конечно. Если брать его поп-историю, то мы преклоняемся. Сделал очень круто, нетленки! Вот он всю жизнь будет тем человеком, которые сделал Ваню Дорна. У него есть вкус, есть чувства, есть интересное звучание. Мне очень нравится.

Вы же в Diamond Styles вместе работаете. В каких моментах ты знаешь, что сделаешь ты, а что, скажем, оставишь Саше?


У меня очень мощный компьютер, человек на Луну, наверное, с меньшими мощностями летал (смеется). И вот когда проект уже начинает зависать, тут нужен Саша. Я ему отсылаю вавку. Он такой: “Щас мы тут гитару, сюда еще больше барабанов!”. Так и гоняем проекты, по сто дорог получается.

То есть нет какой-то специфической штуки, которую он лучше делает?


Если нужно что-то EDM-истое, бейс — то это я. Живаго — это все он. Он гитарист, играет на инструменте, прописывает все живые партии. А я по синтезу и саунд-дизайну.

Я от него слышал, что русские захватили Soundclick. Обрушили там цены и гегемонию свою установили.


Наш директор Will Shine когда-то давно был одним из первых, кто пришел на эту платформу. И написал целую статью, как там работать и зарабатывать деньги. Чтобы русские пошли туда. И все они ринулись. До него никто в России подобного никогда не делал. Он придумал всю историю.

Он это с нуля придумал или все уже так работало?


В тот момент была определенная специфика, чтобы можно было на этом зарабатывать. Была одна уловка — и он ее описал. А то, что касается русских… ну сейчас прут туда, да.

Вы там по-прежнему хорошо представлены?


Мы сейчас по большей части качаем свой сайт. Пять лет он писался. Сайт, магазин, вся музыка там представлена. Нажимаешь “купить” — и все сразу у тебя на почте, моментально. А на Soundclick мы в топе. Не среди российских, а в принципе. Jonny Juliano, SuperStar O, Diamond Styles — вот это точный топ 2012 года. На данный момент я не знаю, какая там активность, не мониторю. Все на сайте. Вот последняя была история, пишет нам человек. Он записывает альбом, у него есть Garage Band, поет на айфон, присылает нам какие-то фонемы, а мы все дописываем поверх. Получается инструментал.

Это профессиональные артисты или просто хобби у людей?


Есть профессиональные. Есть те, кто хочет ими стать. “Вот у меня завтра встреча с Warner Music, и нужны две песни, чтобы показать менеджеру”. У них это все серьезно, у нас нет такого уровня. Ты приходишь на лейбл, там куча охраны, тебя всего обшмонают, чуть ли не кредитную историю твою посмотрят. Если человек пишет песню, он рассчитывает всю его историю. А у нас просто пишет песню.

Ты много выступаешь как диджей?


Хотелось бы чаще, но и так устраивает. Я не тот человек, который любит туры. Вот как L’One — он может жить в гостинице, спать в самолете. А я не летаю самолетами, боюсь. И состояние поездки для меня морально и физически угнетающе. Когда я в большом городе, Москве или Петербурге, у меня бывает за ночь по три выступления. Бывало, что за ночь я играл девять часов подряд — и промежуток между сетами был по полчасика. И потом еще афтерпати было. Я люблю играть музыку, всегда буду это любить — все-таки 15 лет диджеем работал. Но тур из 25 городов бы не вывез.

Вам не мешает то, что все вы в разных городах? Саша вот вообще в Кургане.


Нет. Интернет же! Позвони в Facetime — и на коннекте будешь, обсудишь все. Открываешь виртуальный диск, скидываешь все файлы туда. Это быстрее, чем если бы мы сейчас сидели, все на флэшку перекидывали.

Ты как артист не собираешься сольно двигаться?


Ну смотри, у меня вот есть коммерческая история с мои продакшном. А есть та музыка, которую я делаю, потому что она мне нравится. Она может больше никому не нравиться — но я ее писал для того, чтобы самому слушать. Помню свой альбом “2012: Space Odyssey”: я просто писал ту музыку, которую сам хочу слушать. Особенно круто, когда ты его написал, послушал, вот он готов — и эта целая история. В ней есть месседж. Потом ты забыл об этом на месяц, а после этого послушал — и все открывается совсем по-иному.

Первое за долгое время интервью лидера Пошлой Молли — об экспериментальном альбоме, ночи, проведенной в КПЗ, и запрете въезда в Евросоюз
Из чего состоит вселенная ATL? Рассказываем в новом видео
Кто написал лучшие песни этого года по версии The Flow
Toxi$ и Gensyxa расстались, треки Платины попали под запрет, Дрейк судится с Кендриком