Тексты
Текст: Максим Саблин

“Черная вдова”: не в том месте, не в то время

Сольный фильм о шпионке из команды “Мстителей” задержался почти на 5 лет, он не исправляет прошлых ошибок и лишь заменяет героиню Йоханссон на нового персонажа.

Осторожно: присутствуют умеренные спойлеры “Черной вдовы” и “Мстителей: Финал”.


Почему "Черную Вдову" ждали

Черная Вдова давно требовала собственного фильма. С ее появления в "Железном человеке 2" прошло больше десяти лет, и все это время она оставалась одним из двух героев первых "Мстителей" без отдельной истории.

С одной стороны, она стала заложницей нежелания Marvel делать проекты о людях без удивительных сверхспособностей или без особенной популярности в комиксах. С другой, ее сольные два часа случились спустя долгие 22 фильма. Даже пародия в Saturday Night Live на "Черную вдову" опередила саму картину на 6 лет.

Раньше истории Романовой на экраны попали не связанная с Мстителями Капитан Марвел, драма появившихся лишь в "Эре Альтрона" Ванды и Вижна и даже сериал о паре друзей Капитана Америки. Не говоря уже о россыпи других телепроектов со спорным отношением к кинофраншизе.





Что с Вдовой было не так

При первом появлении Наташи Романовой в "Железном человеке 2" Пеппер Поттс называет ее "очень дорогим тикающим иском о сексуальных домогательствах". И в будущих фильмах Черной Вдове также доставалась лишь роль спутницы Капитана Америки, Соколиного глаза или Брюса Бэннера.

Говоря о связях Вдовы с другими героями "Мстителей", Джереми Реннер и Крис Эванс вдвоем назвали ее "шлюхой". И если Эванс позже извинился за эти слова, Реннер пояснил: "Если бы вы спали с четырьмя из шести Мстителей, вас бы тоже назвали шлюхой".

В "Эре Альтрона" история Романовой была тесно связана с драмой Халка — историей о монстре внутри человека. В диалоге с Бэннером она признается, что в детстве у нее удалили половые органы и что Халк может быть не единственным монстром в команде. Этот эпизод в фильме многие восприняли негативно — получалось, будто Наташа чувствует себя монстром, потому что не могла иметь детей. Для самоназванного феминиста, режиссера и сценариста вторых "Мстителей" Джосса Уидона это был лишь первый неприятный момент в череде событий.


"Черная Вдова" — это хоррор Наташи Романовой

В первую очередь, "Черная вдова" — это личная трагедия Наташи Романовой. Зрителя коротко проводят через ужас проекта Вдов. Он представляет собой торговлю девушками-сиротами, из которых российская разведка выбирает генетически перспективных и превращает их в безвольных убийц, а остальных уничтожает. Куратор проекта генерал Дрейков мелькает на кадрах то рядом с Горбачевым, то с Ельциным, то с Путиным и собирает личную армию шпионок, готовых перевернуть мир по нажатию кнопки.

Абьюз, совершенный над Романовой в проекте, здесь выпячивают. Например, безэмоционально рассказывают о том, как происходит женское обрезание у Вдов. Или долго показывают, как Дрейков избивает Наташу. Чтобы наконец-то победить его, мстительница должна стать другим человеком (здесь уместно вставлена отсылка к "Миссии невыполнима") и буквально сломать себя. "Боль делает сильнее", — повторяют в такие моменты герои фильма.

Происходит и обратное. Романову на протяжении фильма преследует ее собственное мрачное прошлое. В своей мести Дрейкову она действительно оказывается злодеем. Чтобы обнаружить старого врага, Наташа использует дочь генерала и взрывает целое здание вместе с ней. Осознанное убийство маленькой девочки уравнивает Вдову с оппонентом и становится событием, которое она не может простить себе очень долгое время.

Как в прошлом двойного агента, американское правительство считает ее предателем из-за участия в побеге Зимнего Солдата и убийства старого короля Ваканды. Кроме США на Наташу охотится отряд Вдов — универсальных солдат Дрейкова, прошедших через аналогичную тренировку, но лишенных воли. Самый сильный из ее оппонентов — Таскмастер с маской в виде черепа и вибраниумным щитом — комбинирует боевые стили сразу трех Мстителей.


"Черная Вдова" — это шпионский боевик о Елене Беловой

Из-за того, насколько холодной и отстраненной выглядит Романова, огромную долю симпатии забирает ее сестра Елена Белова. Героиня Флоренс Пью ("Маленькие женщины", "Солнцестояние") не уступает Романовой в боевых искусствах, но к тому же обладает самоуверенностью и обаянием, а еще много шутит. Например, едкое замечание об особенной боевой позе Наташи у Елены перерастает в микросюжет. Плюс для фильма Пью научилась без акцента по-русски произносить "сучка" и "да ладно" — и фильму это идет только на пользу.

Именно Белова сияет в шпионской части "Черной вдовы". В один момент она идеально выслеживает цель в бразильских фавелах, в другой — сохраняет самообладание за штурвалом вертолета и выводит его из снежной лавины, в третий — скрытно выполняет задание по захвату ампул с антидотом и спасает сестру от отряда Вдов.

Для "Черной вдовы" Белова — равноценная Романовой главная героиня. Мы знаем, что Наташа умерла в результате "Финала", поэтому в фильме она по сути передает сестре эстафету и никнейм своей героини. Для Беловой это первое появление в киновселенной, но не последнее — в конце года она должна присоединиться к Соколиному глазу в его сериале.







"Черная Вдова" — это семейная комедия Красного Стража

Третья составляющая фильма — это семейная комедия. Здесь нам рассказывают о прошлом Романовой, и много внимания достается ее близким. Фильм начинается с задания в Огайо 1995 года, в котором кроме Вдовы участвуют Красный Страж в исполнении Дэвида Харбора ("Очень странные дела") и Мелина, которую играет Рейчел Вайс из "Константина" и "Эволюции Борна". Их миссия представляет собой кражу данных из Щ.И.Т., но до этого они в течение трех лет играют примерную американскую семью, где 12-летняя Романова и 6-летняя Белова впервые пробуют гражданскую жизнь.

Для всех четверых это время становится самым позитивным воспоминанием в жизни, но после успешного побега из США разведка их разлучает. Стража отправляют в тюрьму, Мелина трудится над Красной Комнатой — той самой техникой подавления воли — а девушки становятся агентами Дрейкова.

Спустя 20 лет их воссоединение получается трогательным. Хотя Романова не испытывает семейных чувств и предельно сфокусирована на миссии, она поддается обаянию сестры и через какое-то время они уже тепло размышляют, какой могла бы быть их жизнь без постоянной войны.

Возвращение Стража к геройской роли тоже получается ярким. Эта советская копия Капитана Америки в тюрьме вовсю рассказывает сокамерникам о былых победах над капиталистским оригиналом, а после возвращения дочерей с радостью соглашается отомстить и пользуется шансом на воссоединение. Он помнит их любимые песни и чувствует большую вину за разрушение их семейной идиллии. Харбор же к этому добавляет по-хорошему батину харизму и интонации.


О месте "Черной Вдовы" в киновселенной Марвел


События "Черной вдовы" происходят где-то между "Капитаном Америкой: Противостояние" и "Мстителями: Война бесконечности". Так что к его релизу мы уже знаем, кем была Наташа Романова и как оборвалась ее жизнь.

При этом список персонажей фильма ограничивается лишь ее семьей и побежденными солдатами Дрейкова. Поэтому очень сложно сказать, какую именно задачу в киновселенной "Черная вдова" должна решить.

Скажем, "Вандавижен" дал зрителям возможность углубиться в отношения пары Мстителей, тизерил возможное появление "Людей Икс" и подготовил почву для возвращения Ванды в "Докторе Стрэндже 2", а "Локи" познакомил с концепцией мультвселенных.

"Черная вдова" же прощается с героиней Скарлетт Йоханссон и меняет ее на Белову, чтобы потом сделать ту персонажем еще одного проекта. При этом радикально для киновселенной ничего не меняется — все глобальные события происходят уже финала нового фильма, а его события просто проигнорированы уже выпущенными картины.


О призраках Мстителей и месте Черной Вдовы

Хотя никого из основных Мстителей в картине нет, их упоминания и сравнения появляются не раз.

То мы увидим знаки Щ.И.Т. на машинах, то окажется, что Дрейков тоже прячется в воздушной крепости. В фильме есть сразу две копии Капитана Америки и одна подделка под Черную Пантеру. Если Романову сравнят с напарниками по команде — и это будет не в ее пользу.

Когда рядом с Вдовой возникают призраки других Мстителей, это совсем не помогает Наташе обозначить собственное превосходство. Оказывается, что даже последнего появления Черной вдовы на экране недостаточно, чтобы сделать ее независимой героиней.

Шесть с половиной минут насилия
Скуфы и будущие скуфы