Тексты
Текст: Максим Саблин

"Он не приходит к христианству — он хочет его покорить": что говорят об альбоме Kanye West

Мы прочитали гору рецензий на "Jesus is King", чтобы вам не пришлось этого делать.

Ни одна рецензия на альбом Канье Уэста "Jesus is King" не обошлась без краткого пересказа событий из его жизни и обилия цитат.

15 лет карьеры Канье, которые вмещают два величайших и пять просто важных альбомов, а также феноменальный успех в фэшн-индустрии, оказались омрачены как бифами с Jay Z и Drake, так и серией ну очень неоднозначных политических заявлений.

Слова в поддержку Трампа вызвали непонимание, заявление о 400-летнем рабстве как сознательном выборе — шок. Его последствия не удалось сгладить до сих пор, несмотря на многочисленные попытки рэпера объяснить свою позицию.

Не изменило ситуацию и объявление Канье о биполярном расстройстве — ведь он также публично отказался от лечения, сообщив, что таблетки заставляют его набирать вес и лишают "суперсилы". Следующая порция критики, теперь за создание положительного образа болезни, не заставила Канье отказаться от сказанного.

Вышедший вскоре после тех интервью альбом "ye" отражал маниакально-депрессивную суть недуга: песне "Yikes", в которой Уэст кричал от радости, предшествовал монолог о фантазиях об убийстве супруги. Анонс следующего проекта "Yandhi" давал поклонникам надежду, что артист все-таки обрел внутренний покой и теперь все будет, как раньше. Но релиз так и не случился.

Вместо этого в начале года Канье занялся Sunday Service — серией шоу, происходивших за закрытыми дверями в шатре около дома рэпера, куда он приглашал друзей и членов семьи и где пел неизданные новые и переработанные старые песни в сопровождении хора и живых инструментов. Эти службы он называл способом лечения, упоминая об особом воздействии звуковых волн и о том, как Джон Леннон и Боб Марли с их помощью могли двигать песок.

В апреле такая служба прошла на фестивале в Коачелле, Уэст провел ее и в других городах США, а в интервью стал говорить о новообретенной любви к Богу, планах отныне делать только госпел и отказе от ругательств.

Госпел и вера всегда были частью музыки Канье. "Jesus Walks", одна из первых хитовых песен артиста, утверждала, что говорить в рэпе о вере — это нормально; трек "Ultralight Beam" на "госпел-альбоме, полном ругательств", как он охарактеризовал "The Life Of Pablo", прямо взывал к Богу с просьбой об очищении.

О силе и культурном значении госпела напоминает автор Pitchfork Равия Камеир, приводя в пример спасение группы черных верующих от ку-клус-клановцев с помощью методистского гимна "Father I Stretch My Hands To Thee", одно из поздних исполнений которого засемплировано в "Father Stretch My Hands P.1" и "Follow God". Однако его отношение к религиям было резко негативным: "Я не подчиняюсь никакой религии, говорящей, что кто-то должен гореть в аду. Я не верю в религию, настроенную против гомосексуалов. Или против мусульман. Или против буддистов. Я не верю в это. Я верю лишь в абсолютную правду".

Вышедший шесть лет назад "Yeezus" вовсе был объявлением Уэста новым богом. Будучи настолько эгоцентричным и создав себе соответствующий образ, для "Jesus Is King" Канье требовалось пройти и убедительно доказать радикальную трансформацию.

Похоже, с этим есть большие проблемы.




Первым заметным недостатком критики называют кажущуюся неготовность альбома, что отражено как в малой продолжительности песен, так и в их небогатом содержании.

Журналист Рошин О’Коннор из “The Independent” считает, что доделывавшейся в последний момент пластинке не хватило цельности, из-за чего "Jesus Is King" похож на коллекцию хорошо спродюсированных скитов, а не на альбом (оценка 2/5).

"В отличие от предыдущих альбомов, в которых было много гостей и сэмплов, в "Jesus Is King" Уэст сам выходит на первый план", — пишет Кэри Бэттан в The New Yorker” — "Рэп никогда не был сильной стороной Канье, а наложенные им на себя новые ограничения в виде отказа от сквернословия, сделали его еще более уязвимым. Порой все превращается в очень буквальное восхваление Христа, а попытки придумать метафору проваливаются с треском: "Закрыта в воскресенье, ты мой Chik-fil-a". В той же песне он говорит, что более не живет для культуры, что он ничей раб. Но если когда-то он стал богом, всего лишь назвав себя так, то его слова об освобождении уже не имеют былой силы".

Уилл Шуб из Complex задается вопросом, а кто аудитория альбома. На его взгляд, он скорее способен вызвать отчуждение у слушателей-атеистов (уже даже одним названием), но в нем недостаточно подлинной религиозности, чтобы привлечь обращенную к богу фан-базу.

По его мнению, очень показательным является трек "Use this Gospel", где воссоединяются Pusha T и No Malice из Clipse, а компанию им составляет другая удивительная фигура Kenny G. Получается так, что Канье — четвертый по степени интересности игрок на своем собственном треке. "Возлюби ближнего своего, но не дай ему угнать свою тачку", — подытоживает Шуб, далее отмечая, что этот альбом "ок", но ему не хватает изобретательности, с которой прежние релизы Канье раздвигали границы, создав артисту его репутацию. Это такой альбом, который не отбивает интерес к следующему релизу, но вызовет только скуку при попытке переслушать его полгода спустя.

Равия Камеир из Pitchfork много рассуждает о том, что такое христианство для Канье: "Если не брать в расчет поверхностные библейские отсылки, тут практически нет указаний на то, что для него значить следовать за Иисусом. Кроме, пожалуй, того, чтобы сидеть и ждать, пока Он даст тебе обложку Forbes и кроссовочный бренд стоимостью в миллиард. Уэста сложно принимать всерьез, пока проблемы, с которыми он сталкивается — это лайки в инстаграме и высокий процент налога. Открытия последних недель — о том, что он сделал выговор своей жене, за то что та носит слишком обтягивающую одежду, попросил коллабораторов воздержаться от добрачного секса и начал вести христианскую карточку, которая включает в себя лимит на два ругательства в день, — заставляет предположить, что его интерпретация веры скорее догматическая. Именно то, как Канье выставлял напоказ собственные слабости и моральные недостатки, сделало его настолько неотразимым артистом. Но новый альбом не отличается подобной комплексностью (7.2/10)

Спенсер Корнхабер в The Atlantic считает, что альбом бросается из крайности в крайность, но при этом является удивительно пустым. "Почти все, что вас может напугать в проповедующем Канье, тут присутствует", — пишет он, в частности, о треке "Selah".

"В "Jesus Is King" мы видим не духовный путь человека, а его комплекс Мессии, пусть он и притворяется достигшим смирения, — пишет Корнхабер. — Он не приходит к христианству, он приходит его завоевать. "Это не о чертовой религии, Иисус принес революцию” — говорит Канье в "God Is", а в "Hands On" диссит христиан, которые сомневаются в нем. Уэст хочет сделать Церкви редизайн — точно так же, как ранее он хотел изменить хип-хоп, сникеры и доступное жилье".

Получился ли у Канье госпел-альбом? С этим тоже есть сложности. Например, критик Slate Карл Уилсон считает, что нет, потому что, по его мнению, для этого Канье стоило бы более полно использовать хор, а он на самом деле продолжает писать альбомы Канье Уэста. Кроме того, для госпел-музыки нужен опытный проповедник, а музыканту пока не хватает религиозной мудрости. Даже хор у него — это еще один музыкальный инструмент или сэмпл, который Уэст режет, ускоряет, включает и выключает, чтобы добавить музыке огня и динамики.

Начав с подробного и увлекательного экскурса в историю госпела, Крейг Дженкинс на Vulture напоминает читателям, что это коммуникативная музыка: исполнитель и аудитория разделяют одну веру и вступают друг с другом во взаимосвязь, рождая магию госпела — и отмечает, что увидеть ее можно как на церковной службе, так и в классических документальных фильмах ("Amazing Grace" с Аретой Франклин, снятый Сидни Поллаком; "The Gospel According To Al Green", соответственно, посвященный Элу Грину или "Say Amen, Somebody", рассказывающий об истории жанра). И укоряет его за дух эксклюзивности и лимитированности, который привнес в свои службы, словно вера для него это еще одна линейка кроссовок или коллекция одежды.



Что еще прочесть про "Jesus Is King":

"Забытое: что мы потеряли в госпеле Канье" на NPR — профессор теологии и афроамериканской и африканской культур университета Вирджинии Эшон Кроули рассуждает о черной церкви, превращении искусства в пропаганду и том, как Канье очищает госпел от политики и неравенства.

"Канье Уэст, "Jesus Is King" и ни слова о биполярности" на Vibe — колумнистка Киана Фитцджеральд строит теорию о повороте музыканта к Богу, но на самом деле пишет об опыте жизни с биполярным расстройством, религии и опасности избегания терапии.

“Канье сделал довольно неплохой госпел-альбом — возможно, это его величайший троллинг” на The Ringer — Роб Харвилла ищет подвох в полноценном “Jesus Is King” экспириенсе и немного пересказывает фильм для тех, кому не хочется идти в кино ради 35-минутного артхауса от Канье Уэста.

"Иисус, это я": Александр Горбачев — о новом альбоме Канье Уэста "Jesus Is King" — если вы настаиваете, что в подборке должен быть хоть один материал на русском языке; если и не настаиваете, все равно ознакомьтесь с четырьмя трактовками этого альбома.



Что он рассказал в большом интервью про наркотики и зависимость
Белая Чувашия, новый артист Газа и сайд-проект Дельфина
Платиновый выпуск
Что посмотреть на выходных. Без спойлеров