Я провел 20 часов за игрой Death Stranding от Кодзимы. Что там происходит
8 ноября на Playstation 4 вышла Death Stranding — новая игра заслуженного геймдизайнера и автора Metal Gear Хидео Кодзимы. Возможно, наиболее ожидаемая в этом году и точно одна из тех, что заставляют взглянуть на индустрию по-новому.
Почему ожидаемая? Потому что вплоть до выхода об игре было известно экстремально мало, а та инфа, которую Kojima Productions все-таки сливала, подавалась при помощи ну очень кинематографичных трейлеров. Звучали даже обещания ни много ни мало создать новый жанр.
Коробку с диском Death Stranding мне доставили в первый же день продаж — и уже потом этот способ покупки показался самым логичным. Потому что Death Stranding оказалась, грубо говоря, симулятором... курьера. С бюджетом не самого уродского голливудского блокбастера (точных цифр найти не смог, если Кодзима где-то говорил, поделитесь ссылочкой в комментах).
Скажу больше: если отсутствие консоли или минимум свободного времени — основные причины, почему за год вы от силы проходите только одну игру, то в 2019-м Death Stranding — это та самая игра.
ТАК МНОГО ГРОМКИХ СЛОВ. ЧТО ЭТО ВООБЩЕ ТАКОЕ?
Действие игры разворачивается в мире будущего, пережившем большой взрыв, в результате которого, если упростить, в мир людей проникли создания из мира мертвых. Остатки человечества ушли в подземные бункеры, которые потеряли связь друг с другом. Соединяют их между собой только одиночки-курьеры, осуществляющие обмен ресурсами.
Мы играем за Сэма Бриджеса, одного из таких курьеров, который еще и приходится приемным сыном президенту США. Вот только такой страны как США больше не существует. И наша задача — объединить базы сепаратистов по всей Северной Америке, проводя что-то типа интернета и увеличивая торговую зону.
Такой сеттинг вполне в духе Кодзимы. Его самая известная франшиза посвящена опасности ядерной войны. А жанр "стелс" он, по легенде, вообще придумал случайно. На момент разработки первого Metal Gear мощности техники не позволяли создавать на экране бои с участием нескольких врагов, и поэтому он сделал задачей игрока не участие, а избежание конфликтов.
Но вернемся к Death Stranding. Создается ощущение, что сюжет намеренно упрощали, как бы подчеркивая: игра про другое, смотри между строк.
И ПРО ЧТО ЖЕ ОНА?
Это игра о гуманности и о том, что человеку нужен человек. Подключая новые базы к хиральной сети (об этом ниже), каждый второй администратор говорит Сэму что-то типа: “Жизнь совсем не отличима от смерти, если ты один”.
В одной из первых кат-сцен звучит фраза “Америка мертва”, а центральный женский персонаж считает своим долгом вернуть стране то, что так любил отец — чувство сплоченности, движение к общему будущему. Сложно в этом не увидеть регулярно звучащий троп про президентство Трампа и связанные с ним социальные нюансы.
Традиционным инструментом сторителлинга в любом виде искусства является раскрытие темы с помощью инструментов противоположного характера. Хочешь поговорить об инклюзивности социума? Покажи объятый огнем Готэм, спичку к которому поднес всеми отвергнутый клоун. Хочешь показать, как важно жить в мире? Покажи ужасы войны. Death Stranding же — это игра о преодолении одиночества (это подчеркивается даже фобией героя — он не любит, когда к нему прикасаются), но вы в ней всегда один.
НО ВЫ ПОСТОЯННО ОЩУЩАЕТЕ ПРИСУТСТВИЕ ДРУГИХ ИГРОКОВ
Здесь реализована система асинхронного мультиплеера, знакомая фанатам Dark Souls. Мы не сможем встретить в пустошах другого геймера, зато видим, как он влияет на мир.
Игроки могут оставлять послания друг другу, ставить предупредительные знаки типа “впереди зона темпорального дождя” или “глянь, какой видон” — и эти знаки будут видны другим. Можно и нужно развивать инфраструктуру регионов, прокладывая хайвэи и возводя мобильные базы. Строения со временем разрушаются от токсичных дождей. Чем востребованнее постройка, тем чаще она будет появляться в мирах других игроков. И тем больше лайков будет получать.
Лайки здесь выдают за все — за доставленный в идеальном состоянии груз или проложенную горную тропу, облегчающую соединение между базами. Звучит просто, но это работает — когда вы, спасаясь от монстров, карабкаетесь на высоченный утес по кем-то заботливо оставленной лестнице, то в следующий раз захотите, чтобы кто-то так же был рад оставленному вами объекту. А найдя обход, вы облегчаете жизнь не только себе, но и какому-нибудь Мулякетдинову286458, у которого она тоже станет помечена на карте.
Дизлайков, кстати, в игре нет. Кодзима убежден, что в реальном мире и так много негатива. Лайк!
ЭТО РЕАЛЬНО СИМУЛЯТОР КУРЬЕРА?
Прикинь! Как “Дальнобойщики”, но без фуры и “Арии”. Как “S.T.A.L.K.E.R”, но без болтов и калаша.
Сделав ходьбу основным элементом геймплея, Кодзима насытил этот процесс таким количеством нюансов, чтобы удачному переходу через реку мы радовались сильнее, чем успешной посадке в самолетных симах. Придется в буквальным смысле заново учиться ходить: складывать груз так, чтобы центр тяжести был более-менее по центру (см. скриншот, перевес в ту или иную сторону отображается крестиком под ногами персонажа), зондировать типы почвы, потому что каждый обладает своей степенью проходимости, носить на карабине запасную пару обуви и даже разминать ноги, если герой устал.
Интересно ли это делать на протяжение десятков часов? Не всегда. Зато очень любопытно познавать законы существования этого мира. Ну и вообще это метод в духе Кодзимы — концентрироваться на мелких и, на первых взгляд, второстепенных механиках.
ЧТО В МИРЕ DEATH STRANDING СТРАННОГО?
У меня так было с сериалом “Мир Дикого Запада”, где основным крючком был не столько сюжет, сколько выдаваемые по крупицам подробности о функционировании тематического парка развлечений и мира, в котором он возведен.
Мир Death Stranding напичкан странными устройствами и явлениями, непонятно как взаимодействующими друг с другом. Будьте готовы к тому, что в первый час не поймете вообще ничегошеньки.
Реплики, которые произносят персонажи, будут звучать как-то так: “Сэм, преследующие тебя МУЛы отстали. Их отпугнул темпоральный дождь. Активируй бридж-бэби, чтобы локализовать Тварей и не попасть в Шов”. Если что, это абсолютно осмысленная формулировка в мире игры. Просто помимо ходьбы придется учиться еще и говорить на языке Death Stranding.
ЧТО ЗА БРИДЖ-БЭБИ?
Молчаливый попутчик, сопровождающий вас всю игру. Он же — самый узнаваемый маскот Death Stranding: шестимесячный младенец, который плавает в колбе с особой жидкостью, установленной на груди Сэма.
Би-би (игроки, пополняем активный вокабуляр) является вашим локатором. Он ощущает присутствие мертвецов, которые набросятся на вас, стоит лишь подойти вплотную или забыть задержать дыхание, когда они рядом. Ребенок указывает расстояние к ним при помощи специальной механической “лапы”, закрепленной на плече у героя.
Иногда би-би может устать или испугаться, когда вы, не удержав равновесие, грохнетесь с горой ящиков на спине. Тогда вам нужно в определенной последовательности зажать три кнопки, чтобы отсоединить капсулу с би-би от костюма, взять ее в руки, а затем плавно покачать геймпадом, чтобы Сэм убаюкал ребенка. Если малому с вами будет комфортно, он пошлет пузырик в виде сердечка. Игра контрастов, что сказать.
ЧТО ЕЩЕ ЗДЕСЬ ЕСТЬ СТРАННОГО?
С чего бы начать...
Ну хотя бы то, что кровь главного героя отпугивает потусторонних существ, и ученые, узнав об этом, решают использовать жидкости, выделяемые телом Сэма, для создания оружия. Гранаты из фекалей? Легко! Обездвиживающие троссы с примесью его крови? И такое есть. Достаточно, посетив базу, сходить в душ — и опа! — арсенал пополнен.
Юмор у Кодзимы довольно специфический, так что будьте готовы и к тому, что помочившись на почву, из нее тут же вырастет грибок. И его даже смогут лайкнуть другие игроки, если будут пробегать мимо и обрадуются пускай и такому присутствию людей в особо забитой локации.
ЗДЕСЬ НЕСЛАБЫЙ ЗВЕЗДНЫЙ СОСТАВ
Внешность и голос главному герою подарил Норман Ридус из “Ходячих мертвецов”. Еще здесь засветились “девушка Бонда” Леа Сейду и актер Мадс Миккельсен, кинорежиссеры Гильермо Дель Торо и Николас Виндинг Рефн.
Если вы будете достаточно любопытны, чтобы облазить карту в поисках отшельников, то найдете Сэма Лэйка, ставшего прототипом для Макса Пэйна в первой части, и даже телеведущего Конана О'Брайена, который потом будет вам всякие хохмы на имейл писать.
И КРУТОЙ САУНДТРЕК
Группа-открытие — британцы Low Roar, чей меланхоличный авант-поп очень идет созерцательному темпу Death Stranding.
Там же — новые треки Chvrches, Major Lazer и Bring Me The Horizon. Слушайте компиляцию здесь.
Респект игрокам, которые не забывают вдали от баз строить музыкальные автоматы — гулять по выжженной пустыне с песней намного веселей.
В РОССИИ ИГРА УЖЕ СПРОВОЦИРОВАЛА ДВА СКАНДАЛА
Сначала сотрудник большой розничной сети за неделю до релиза утащил себе коробочку с игрой со склада, но залогинился с личного аккаунта и был быстро забанен, а магазин оштрафовали на миллион рублей.
Потом “отличился” и региональный офис Playstation, опубликовавший постер игры с цитатами из рецензий игровых изданий. Одна из фраз на нем была изменена так, что ее смысл кардинально исказился. Gameguru писал, что эта игра — “не тот случай, когда играть стоит всем и каждому”, а на постере в твиттере российского представительства Playstation (уже удален) почему-то было: “Тот случай, когда играть стоит всем и каждому”.
ПОЧЕМУ В НЕЕ НАДО ИГРАТЬ ИМЕННО СЕЙЧАС
Я далеко не первый, кто называет эту игру симулятором курьера или симом ходьбы. Но я не видел, чтобы детище Кодзимы хвалили за то ощущение первопроходца-экспедитора, которое она дарит сейчас и которое очень скоро может сойти на нет.
Ей еще нет и недели. До финальных титров большинство не добралось, а вики-туториалы, объясняющие, как и что в ней функционирует, еще не написаны. Игроки, развивающие вместе с вами инфраструктуру пустошей, как и вы, — участники первой волны экспедиции в пока еще не изученные земли Death Stranding. И это добавляет вашему путешествию отдельной привлекательности, которой обладатели ПК, где игра выйдет через полгода, будут, к сожалению, лишены. Давайте, что ли, мостов им настроим. Пусть, запустив Death Stranding впервые, они поймут, что не одиноки.