Вспоминаем путь Децла в 10 песнях
От хитов, которые знала вся страна, до андеграунда в андеграунде — в годовщину смерти Кирилла Толмацкого мы вспоминаем, как эволюционировала его музыка.
![](/uploads/images/resize/830x0/adaptiveResize/02/31/34/72/91/a50f93c40cd7.jpg)
“Пятница”
1999
История “Пятницы” чуть ли не пошагово задокументирована в разных интервью. Продюсер Александр Толмацкий увидел, что его сын Кирилл увлекся рэпом, и отправил его заниматься брейкдансом к Владу Валову. В качестве подарка на день рождения 16-летнему Кириллу подарили песню (текст написал Лигалайз на коленке в метро), сняли клип и, используя связи Толмацкого-старшего, отдали его в ротацию MTV. Дальше — история: песня стала хитом, в офис MTV полетели письма, у Децла началась музыкальная карьера.
“Вечеринка”
2000
Весь первый альбом Децлу написали рэп-звезды того времени — Влад Валов, Лигалайз и другие, которые как могли старались вжиться в роль 16-летнего подростка. Текст “Вечеринки”, с которой альбом начинался, писал Валов (его флоу узнается довольно быстро) — и именно это легкомысленная вещь определила образ Децла на долгие годы. Впоследствии он менялся, менялась и тематика треков Кирилла, но большая часть публики все равно знала его как исполнителя песни своего детства — про то, как все двигают попами под музыку хип-хопа.
“Письмо”
2001
Лезвие и рукописный дневник крупным планом в клипе, припев “Я хочу разобраться, в чем дело”. Нет, это не Lizer, а Децл — и еще один его большой хит. С одной стороны, он о том, что если музыкальная повестка меняется, то подростковая — вечна. С другой — контекст эпохи тоже передан хорошо: в школе учатся сплошь “нацистские уроды”, “сексуальные меньшинства” перечисляются через запятую с упомянутыми скинхедами, “фашистами”, “коммунистами” и “фанатиками”, а если узнают, что ты слушаешь рэп Децла — “изнасилуют и закопают”.
В “Письме” находится немало параллелей с эминемовским “Stan”, но когда заходили разговоры о байте, и Валов, и Кирилл это отрицали, утверждая, что их песня была написана сильно раньше.
“Legalize”
2003
Когда Децл записывал второй альбом, он уже увлекся раста-культурой и начал отращивать дреды. Уйдя от отца и став самостоятельным артистом, он еще сильнее погрузился в тему. Появилась и марихуана. Много марихуаны. Вот интервью Кирилла 2004 года: “По жизни ганджа очень помогла. Она помогла мне построить вокруг себя такой кокон, в который я никого не пускал, находился в своем мирке, куда пустил только любимую девушку”.
Песня “Legalize”, вышедшая на третьем альбоме Децла “Aka Le Truk”, задает вечный вопрос: “Почему можно бухать, а курить нельзя?”. К ней был нарисован мультипликационный клип — Кирилл любил рассказывать, что из-за тематики его запретили к показу на MTV.
“Потабачим”
2004
Помимо увлечения раста-культурой, самостоятельный Кирилл тонко уловил надвигающийся тренд на гламуризацию. Через три года “В клубе” и “Будущие мамы” сформулируют настроение набитой нефтяными деньгами Москвы, а пока Децл делает “Потабачим”, будто бы нарочито фристайловую зарисовку о становлении клубной жизни столицы, где рифмует “реально” и “не виртуально” и объясняет, что “сюда приходят веселиться с ночи до утра, здесь тратят бабки все до последнего рубля”.
Помимо прочего, “Потабачим” — это последний заход Децла в мейнстрим.
“Сладкий туман”
2006
На момент выхода “Тумана” Децл и Смоки воспринимались пришельцами из разных миров: один — человек из мира шоу-бизнеса; рэпер, которого знает даже твоя бабушка. Второй — звезда подземки, автор мгновенной классики "Кара-Тэ". Необычный фит привел Кирилла Толмацкого к работе с тусовкой Def Joint и обозначил его уход из мейнстрима в рэп-андеграунд.
Благодаря этой песне многие смогли посмотреть на Децла по-новому, отбросив старые стереотипы.
“Лед”
2010
Еще больше андеграунда: снова фит со Смоки, но теперь на сэмпл песни Егора Летова.
Необычное прочтение сибирского панка случилось благодаря Юлии, гражданской жене Кирилла. Из его интервью: “Смоки часто, когда приезжает в Москву, остается у нас, а жена моя Юля очень любит Гражданскую Оборону и часто слушает. И он как-то взял их диски, уехал в Питер, а когда вернулся, привез ремейк их песни”.
“Пробки, стройка, грязь”
2015
"Ого, это Децл? Который про вечеринку пел? Вот он молодец!", — писали в фейсбуке образованные москвичи за тридцать в 2016 году. Это их реакция на клип Кирилла "Пробки, стройка, грязь", премьеру которого устроили на "Медузе" — из этого контекста уже можно догадаться, о чем песня: буквально о пробках, стройках и грязи, а еще о “трудном детстве”, “нищей старости”, “голодных людях” и “сытой власти”. Неудивительно, что после этой песни Кирилла стали часто приглашать на "Радио Свободы" и "Эхо Москвы".
Одним из продюсеров трека, кстати, был молодой битмейкер Витя БЦХ, сейчас более известный как автор музыки к хитам Монеточки.
“Favela Funk"
2016
Децл никогда не был чужд исследовательских опытов: в “десятых” он ездил записываться в Америку и на Ямайку. EP "Favela Funk" был записан после путешествия в Бразилию, его автор говорил, что по звучанию это лучшее, что он записал после "Кто? Ты". В заглавной песне оттуда — ровно то, что и следует ожидать от такого названия: "голландский сканк" рифмуется с "бразильским фанком", звучит карибская полиритмия, а Кирилл попутно замечает, что "там" те же проблемы, что и у нас — "мусора" и "нищета".
"Новый бэнгер"
2018
При всей критике Кирилла в адрес новой рэп-школы, он порой и сам пытался осваивать новый звук. Характерный пример — песня "Новый бэнгер": под стрекот басбустед-хэтов (продакшн здесь — от электронного коллектива Oligarkh) Децл повторяет строчку "новый бэнгер — новый хит" что твой Lil Pump. Как будто это и правда новый бэнгер.
ЧТО ЕЩЕ ЧИТАТЬ:
Самое популярное за неделю