Тексты

Фильм недели: "Исчезнувшая"

Разбираемся, почему новая картина Дэвида Финчера — это худший выбор для свиданий. И один из лучших фильмов года

Текст: Рома Баранюк

Вот так бывает: идете вы на фильм Финчера — режиссера Дэвида Финчера, подарившего нам "Семь" и "Бойцовский клуб" — и по вполне понятным причинам ожидаете увидеть Большой триллер о Большой тайне. Не надейтесь.

Первый час хронометража режиссер активно играет мускулами, как бы говоря, что не зря ему снова доверяют бестселлер (а я тут окинул взглядом фильмографию Дэвида — сплошь ведь экранизации). Если видели его прошлый фильм, перенос на целлюлоид шведского бестселлера "Девушка с тату дракона", то понимаете, чего ожидать: тот же сумрак, холод кадра, неуютная атмосфера и давящая на мозг музыка (по всему видать, Трент Резнор снова унесет домой "Оскар"). Но если "Девушка" еще придерживалась рамок детектива, то в "Исчезнувшей" Финчер шалит по-взрослому.

Стоит оговориться: книжный оригинал я не читал. Но слышать приходилось, что дрянь бульварная та еще. Если так — Финчер совершил невозможное. И снял прекрасное кино. Если и вправду достойная книга — получите соответствующую экранизацию. Кто-то метко назвал "Исчезнувшую" лучшим фильмом для первого и последнего свидания. Так и есть: тема препарирования отношений, съедаемых бытом, — почва более чем благодатная и для киносвиданий отнюдь не подходящая. Но с такой стороны к ней еще не подбирались.

Так, надо, наверное, два слова о сюжете ввернуть. Ник Данн — альфонс из Миссури — живет в доме, арендуемом женой, ходит в бар, ею приобретенный, по утрам любит пропустить стаканчик и залипнуть в "Battlefield". Откуда деньги на игры и выпивку говорить вряд ли стоит. Спустя годы брака лавочка прикрылась: супруга исчезает, оставив после себя цепь подсказок, и не знаешь, то ли это подарок к годовщине, то ли в самый раз бить тревогу.

Понять что к чему, Нику помогает пара копов, один из которых уверен, что простой ответ самый верный, вторая — что не всё так просто, как первому копу кажется. Кто из них прав догадаться не трудно: и не потому что это Финчер, а потому что Аффлек, с глазами щенка и ямочкой на подбородке, просто не может быть бэд гаем.



Начавшись как нео-нуар, фильм резко меняет крен в сторону семейной драмы, ближе к концу вынуждая давиться смешком. Но если кто видит в этом замысловатый стёб, пожалуй, слишком оптимистичен в отношении реальности.

Жонглируя жанрами, Финчер намеренно избегает выводов. Его интересует не конкретное, но явное, то, что есть в каждом, но у каждого своё. Как если бы импульс, двигавший "Зодиаком", оказался не таким уж далеким и зеркально отразился там, где его совсем не ждешь. Ну, скажем в рядовой супружеской чете.

В дежурный конфликт "герой-злодей" вторгается вихрь обстоятельств, по нескольку раз меняя роль охотника и жертвы. Одна история — две версии, две стороны медали. Муж, не до конца честный и оттого малосимпатичный, жена — любимица Америки — жертва, созданная прессой. Детектив поэтапно сменяет триллер, триллер — смешная во всех смыслах история кто кого перехитрит. Единственная, по сути, претензия: когда высказались оба, напряжение спадает. Границы обозначены, акценты расставлены — остается ждать логического завершения. Но брак — материя тонкая и логика здесь у каждого своя.

Во время сеанса молодожены пару раз посмотрят друг на друга косо. Парочки постарше в недоумении скривят рот. И только прожженный сединой старик самодовольно хмыкнет, мол, и не такое было. Финчер, разменявший шестой десяток, видимо тоже решил высказаться. В его интерпретации брак это не столько пытка, сколько изощренная игра в кошки-мышки. 

Режиссер Ричард Келли, к своим 40 годам всё еще "подающий надежды", сравнил "Исчезнувшую" с "Широко закрытыми глазами" Кубрика. Тот же кризис, снедающий супругов, те же холод и отчуждение, возникшие из ниоткуда. В целом, не согласиться трудно. Но если Крузу, чтобы понять что творится в голове у жены, достаточно было её накурить, то у Аффлека, как следует из первых слов фильма, только один выход — раскромсать в фарш её череп.



ПРЕДЫДУЩИЙ ФИЛЬМ НЕДЕЛИ: "Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать"

"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"