Тексты

Фильм недели: "Превосходство"

Владимир Аладьин — о новом фильме с Джонни Деппом, где тот буквально стал богом

Текст: Владимир Аладьин

 

Может подвести память, — чай не цифровая — но, кажется, в школе литераторша не любила литературу и обожала спрашивать: "О чём это произведение, что хотел сказать автор?". А в истории есть очень мало хороших книг или, неважно, фильмов, после которых можно внятно и коротко ответить на подобный вопрос. После "Превосходства" — легко.

Банда неолуддитов с, конечно же, философствующей бабой во главе препятствуют изобретению сильного искусственного интеллекта. Просто затем, что Бог из квантовых процессоров не имеет ничего против абортов, хочет сделать мир лучше и может существовать — то есть возмутительный, вульгарный, неправильный Бог. В процессе борьбы со светлым будущим террористы ранят пулей с полонием эксперта по ИскИнам (Депп). В отчаянной попытке спасти того хоть в каком-то представлении его личность оцифровывают. Успех революционного эксперимента обеспечивает правило "Если что-то не работает — выключи, а потом включи" — и это единственное здравое правило, которого придерживаются герои картины.

Вступление в "Превосходстве" занимает едва ли не половину двухчасового хронометража. Толком, действо не разгоняется и к финалу. Фильм вообще напоминает лекцию, а в педагогике высыпать к кульминации трёхэтажных формул на всю доску просто ради катарсиса — такое не приносит желаемых результатов. В смысле, зрители, само собой,... хм, удивятся, но урок-то не усвоят.

Почти каждую минуту представляется, что вот-вот кино скатится в триллер-страшилку об умных властолюбивых компьютерах. Ощущения подкрепляют трейлер фильма, который был выполнен именно в описанной канве, и наличие персонажа Моргана Фримена — тот почти наверняка должен вынести в финале мораль и всем всё объяснить.

Но расширив фенотип до всего интернета и набрав могущества, сетевой разум начинает развивать науку, помогать простым горожанам и, в перспективе, всему человечеству — т.е. ведёт себя исключительно добропорядочно. Но люди, которые важные и что-то решают, в прошлом предложении замечают только слово "могущество". Профессоры, спецагенты и долбанное правительство спрашивают у ИскИна, осознаёт ли тот себя, и пугаются из-за утвердительного ответа. Хотя седеть бы была пора, если неврологическая бюрократия машину не сдерживала — интеллект не обязан коррелировать с сознанием. Докапываются, есть ли у машины эмоции, но приходят в бешенство, когда та убеждает в этом, раскладывая эмоции на нейрохимию. Требуют от Бога пройти тесты, с которыми справляются сегодняшние чат-боты. В общем, тотемная стихия людей как фракции — Глупость.

И в этом, в Глупости, нет ничего плохого (но только на экране — дети, это жизненно важно!). Потому как разворачивающаяся история — едва ли не библейский эпос о том, как люди всё упустили. Рассказ про то, как Иисуса новой эпохи осудили по себе; поступки разума, который нельзя постичь, свели к низменным позывам, признали опасными и поступили из соображений тупого быдла, у которого своё правильное мнение с восклицательным знаком на конце. Но в отличие от бестселлера последних двух тысяч лет, в "Превосходстве" пророк прозелитам не навязывал веру во что-то — просил только включить мозги. Возмутительный, вульгарный, неправильный Бог. Чего захотел.

До того же, к чему стремились авторы. Вероятно, сказать, что пока морализаторствующие тугодумы из Золотого миллиарда продолжают без устали разводить сопли, мол, цифровое общение убивает радость, интернет — мораль, а компьютеры — шахматных гроссмейстеров; единственное чего будет заслуживать человечество — Каменный век с немытыми жопами. А тот факт, что “Превосходство”, свой режиссёрский дебют, постоянный оператор Нолана Уолли Пфистер снял целиком на плёнку, превращает картину в манифест, привет из прошлого будущему, рукопожатие — вопреки всем приметам — через порог, отделяющий сегодня от завтра.

Очень правильное и хорошее, пусть и не достаточно динамичное для ста зелёных миллионов бюджета, катастрофически и удивительно зря провалившееся в прокате кино.


 

ПРЕДЫДУЩИЙ ФИЛЬМ НЕДЕЛИ: "ТЕОРЕМА ЗЕРО"

 

"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"