Тексты

Трип-репорт: The Flow едет на Flow

Московский staff этого сайта бросает все и едет смотреть на Outkast и прочих — но обещает вести дневник

Андрей Никитин, 7 августа, 16.10, терминал D аэропорта "Шереметьево"


Конечно же мы знали! Ну а как иначе?

Когда мы придумывали для сайта имя The Flow, мы знали, что в Финляндии есть такой одноименный фестиваль. (Кажется, в каждой стране есть что-нибудь одноименное). Странно было бы писать о музыке и не знать про фестиваль Flow.

Я бы даже так развил эту мысль: странно не только не знать, странно не ездить на фестиваль Flow. Особенно если ты базируешься где-нибудь в Петербурге. Загибайте пальцы: Хельсинки рядом — на дороге экономишь. Билет на фест — не самый накладный в Европе. Четкий масштаб — фестиваль маленький, бутиковый, значит, всех увидишь и все успеешь. Четкий лайнап — он, напротив, с толпой больших звезд и небольших, но интересных артистов. Идеально!

Тем не менее, ни один из моих питерских знакомых на Flow в этом году не едет. А я еду. И вся московская часть редакции The Flow едет.

В идеальном мире нас там было бы пятеро. Мы, кажется, даже обсуждали такую поездку еще в реалиях того сайта, у которого летом должен был быть десятилетний юбилей, а потом он, как в "Ералаше", пара-пара-пам, фью! Словом, Леша Горбаш будет нам виртуально помахивать с другого берега Балтики, из Юрмалы. А Андрей Недашковский у себя в Украине переживает сейчас историческое время со всеми вытекающими — нет почему-то сомнений, что и в России сейчас наступают те дни, о которых потом будут писать, — или, напротив, умалчивать, — в учебниках. Только это тема другого разговора.

Поэтому мы едем втроем: Андрей "Никогда ничем не доволен" Никитин, Коля "Я люблю людей и вообще этот мир" Редькин и Руслан "Show me the money" Муннибаев. Я уже стартовал — вот это я начал писать, естественно, в бургерной, продолжаю из аэроэкспресса, а отправлю из Шереметьево. Потому что, как белый человек, я лечу самолетом. Руслан сейчас в Латвии и reportedly поплывет в Хельсинки на каноэ. Коля, вагабунд навсегда, выбрал сложную, но почетную схему road-trip — плацкарт, товарняк, дальнобойщики.

Вот так, самолетом-поездом-машиной (и на каноэ) мы собираемся добраться до Хельсинки. А чтобы немного оправдать этот массовый побег с рабочих мест, собираемся вести походный дневник, в которым будет все: победы и факапы, концерты и запои, Outkast и Joey Bada$$, сложности путешественников и лакшери-лайф по-фински. Вестись он будет хаотично, но регулярно; каждый будет строчить веселую отсебятину, что даст на выходе сумбурный, малопредсказуемый, зато живой, натуральный и на сто процентов настоящий результат. Фестиваль? Да, напишем и про фестиваль. В числе всего остального.

Прежде, чем отправить это, проговорю еще два момента.

1) Нам нужны ваши вопросы. Направляйте ход истории в нужное русло. И нам нужны ваши советы. А то опять все замкнется в бермудском треугольнике Сенатская площадь, Эшпланада, Дизайн-дистрикт и магазин, сука, Стокманн.

2) А еще нам очень, очень нужен хэштег, по которому вы сможете оперативно видеть все свидетельства нашей активности в инстаграме. Что-то типа #flow2flow? #flowontour? #flowmobb? #прилетеликнамграчипидорасымосквичи? Нам нужна пара гениальных идей!




Руслан Муннибаев, 7 августа, 19.20


Господин главред соврешенно не интересуется жизнью своих коллег — в Латвии я был на прошлой неделе и всю рабочую неделю провел в первопрестольной. Так что красивая легенда с каноэ канула в небытие, лечу завтра самолетом.

К Финляндии у меня особое отношение. Девять лет назад я впервые выехал зарубеж и именно туда. И тогда это был музыкальный туризм — в то время я был без ума от бельгийской певицы Zap Mama, которая должна была выступить в Хельсинки. Нищие, но энергичные, мы с другом обманули доверчивых финнов и аккредитовались на концерт от журнала Invox, в котором тогда подвизались. Нам удалось даже сделать с ней интервью, но оно нигде не вышло, хотя добрые финны и писали нам после: "Хей, ребятушки, ну как там с публикацией?!" В этот раз за публикацией не заржавеет!




Николай Редькин, 7 августа, 19.40


А у меня даже есть сумка с прошлогоднего Flow — с ней я, естественно, и поеду. Год назад там было много всего интересного, но концерт Alicia Keys не забуду до старости: абсолютно лучшее, что видел в жизни!






Андрей Никитин, 8 августа, 1.10, хостел Vuokrahuone


Mother Russia проводила меня грозой над аэропортом. Так я узнал, что иногда самолеты с рассевшимися внутри пассажирами по часу стоят в очереди, ожидая разрешения на взлет. Появилось время, чтобы написать чуть больше о цели поездки — если считать, что у таких поездок может быть цель.

Главный козырь в колоде организаторов — группа Outkast, ненадолго воссоединившаяся и выступающая этим летом на 40, что ли, фестивалях. Смешно тут то, что прямо на следующий день после того как твердое решение ехать я подкрепил покупкой билета, на глаза попался заголовок «Как все исправить в реюнион-туре Outkast». Из шести пунктов. Естественно, стало интересно, что же там нуждается в починке.

Ничего экстраординарного в статье не оказалось: опять про то, что Andre 3000 и Big Boi давно уже не лучшие в мире друзья. И даже напротив, они куда лучше себя чувствуют порознь и не стараются особенно это скрывать. А большой реюнион-тур — это слишком хорошие деньги, чтобы отвергать их, когда мировая экономика демонстрирует шаткость и непрочность (вопрос, а когда она демонстрировала что-то другое?) На сцене эти два талантливых человека не пытаются притвориться, что у них опять морковь-любовь, а дежурно выполняют свою работу и расходятся по разным углам гримерок. Собственно, эту простую претензию журналист и размазал на шесть пунктов, — видимо, потому что заголовок с цифрой собирает на 38 процентов больше просмотров.

Расстройство было недолгим — в конце концов, про такие штуки лучше знать заранее. Ведь ничего не может испортить поездку на фестиваль, как завышенные ожидания. Ладно фестивали, знал я людей, которым завышенные ожидания всю жизнь испортили.

Итак, гвоздь — Outkast, кто гвоздики? The National, не приехавшие в августе в Москву из-за санкций. Неожиданно на главной сцене Mos Def — это вообще зачем? Он же в последнее время слегка того. Рэперам — Pusha T и Joey Bada$$, нарикам — Skrillex и Die Antwoord, фанксоулбразерам — Janelle Monae и Jungle, всем порядочным меломанам — Darkstar и Jamie xx. Никто не в накладе.

Целиком "времястол" фестиваля вы можете посмотреть вот где

Если в этом списке вам знакомо от 0 до 10 названий и имен, то вы здоровый человек и смотрите в будущее с оптимизмом. Если вы понимаете о ком речь, глядя на 10 и более имен и названий, будьте осторожны — похоже, музыка занимает в вашей жизни несколько больше места, чем положено нормальному члену общества. А если вы знаете все имена в списке, включая финские, то это означает, что вы как раз и организовали фестиваль Flow.

До встречи завтра, когда фестиваль откроет работу, а все наши съедутся. Хэштег в инстаграме — #flowgoeslow






Руслан Муннибаев, 8 августа, 10.15, Домодедово


В Додомедово все, как всегда. Все те 20% россиян, которые имеют загранпаспорт, хотят вылететь именно сейчас и именно отсюда. Бутерброды по 500, в бога душу мать, рублей. Назойливые работники Ситибанка, которых надо задавливать при рождении. Но все перевешивает это ощущение, которое всегда охватывает перед вылетом. Какое-то малообъяснимое, особенно для человека летающего раз 5-10 в месяц. Но это чувство приподнятости, обещающее что-то большее, чем просто перемещение в пространстве, я ни на что не променяю. А может, это просто 0,3 Magners с утра? Кстати, Ирландия под санкции попала?




Андрей Никитин, 8 августа, 11.25, все еще хостел Vuokrahuone


А вот как надо было на Flow ехать!






Андрей Никитин, 8 августа, 16.35, где-то на вписке


Мы условно живы, условно сыты, в Хельсинки летом сильно круче, чем зимой (да, я кэп), скоро все начнется — первый день, Pusha T и Skrillex, Bonobo и Jessie Ware, Jon Hopkins и Evian Christ, Mos Def и Peanut Butter Wolf, ну и Darkside.






Николай Редькин, 8 августа, 17.40, явка где-то в центре Хельсинки


Вагабунд по жизни включается в работу. Трип "до Петербурга в плацкарте, а потом на автобусе восемь часов" — способ веселый и крайне бюджетный (но если у тебя патологическая неспособность уснуть в поезде, это, наверное, все-таки не твое — так, напоминалка на будущее).

В остальном, столица Финляндии встречает не по-августовски горячим солнцем, классными бутербродами с икрой и лакричными конфетами. А еще у финнов отличное чувство юмора: вот такую афишу, обыгрывающую логотип и название фестиваля, встретил на улице.



А Андрей забыл про Роя Харгрува — это такой крутой джазовый трубач, обладатель "Грэмми", которого считали за честь пригласить на запись Erykah Badu, Common, Macy Gray и другие, тысячи их. Уже через час примерно мы с Русланом (он сейчас напротив меня сидит) идем его слушать.




Андрей Никитин, 8 августа, 20.10


Пуша рубит мясо, здесь очень потно, я всех потерял, но пока все круто все равно, потому что millions millions in the ceiling, choppas choppas in the closet.






Николай Редькин, 8 августа, 20.30


На сцене сами понимаете кто. Весь в черном.






Андрей Никитин, 8 августа, 20.50


Начался Skrillex. Чудовищная, на первый взгляд, говнина.




Руслан Муннибаев, 8 августа, 21.50


Скриллекс, если и говнина, то самая мощная. Пуша молодец, держался солидно. У его бэк-мс были самые добрые глаза в мире.




Андрей Никитин, 8 августа, 21.55


Это тоже Flow — крутое место, необычные люди. Тут обычных встретить проблема.








Николай Редькин, 9 августа, 00.50


А ещё тут очень много красивых девушек, каждая напоминает мне любимую порноактрису (забыл, какую). И сидр вкусный. А когда закончился сет Скриллекса, майку, естественно, пришлось выжимать. Цитируя одну хорошую белорусскую группу, "после дембеля я так не веселился, жалко только, не крутили медляков".

В настоящий момент сет играет Evian Christ и нормально так дропает бас.






Николай Редькин, 9 августа, 01.49. все та же квартира в центре все того же города


Итак, после сета Darkside день первый смело можно закрывать: на сцену пустили дым, вышли две фигуры и час играли музыку красоты необыкновенной.

По дороге на них мельком глянул на главной (!) сцене Мос Дефа. Старый совсем выжил из ума, читает песни The Furious Five, LL Cool J и "Niggaz In Paris", невразумительно бормочет какую-то фигню и танцует. Печальное, конечно, зрелище — не ходите никогда на его концерты, если не хотите совсем уж разочароваться!

Стиль дня: вот это парень: непохожий на тебя, непохожий на меня.

Фото дня: Муннибаев сфотографировался-таки со звездами.




Руслан Муннибаев, 9 августа, 12.20


Беру свои слова насчет Skrillex обратно после посещения Jon Hopkins. По сравнению с ним сэт очкарика был что пьяная драка против битвы мастеров каратэ. Его техно (это ж техно было?) распиливало слушателей на аккуратные брикеты. Но лучшим моментом первого дня Flow назначаю сет Evian Christ. Этот застенчивый молодой человек, а на вид просто мальчишка, заставил троих редакторов The Flow, чей суммарный возраст составляет лет девяносто, скакать как Марио в компьютерной игре. От пробивающего наскозь баса обновлялась кожа и ускоренно росли волосы. Ближе к концу выступления он поставил музон, который может слышать только зуб, который прямо сейчас сверлят. Wicked! Wicked!




Андрей Никитин, 9 августа, 12.50, Kiasma Museum


Сижу в музее современного искусства, хочу пива, страдаю. Парни, вы там где?




Николай Редькин, 9 августа, 18.00, ямайская забегаловка на районе


Одну из улиц в центре Хельсинки перекрыли панки: у них тут свой слет какой-то, ежегодный. Играет характерный музон, есть какое-то подобие фудкорта, сами обладатели ирокезов и проклепанных курток нежатся на траве. Они, конечно, не похожи совсем на тех, которые у нас на Чистых бухают: все ухоженные, в модных кроссовочках, стрижки по фурфуру, никто не блюет и к прохожим не пристает. Все это охраняют улыбчивые полицейские. Выглядит как идиллия, не могу представить такое в Москве.

Я тем временем подрываюсь смотреть на How To Dress Well, думаю, будет томно и все девочки в радиусе ста метров от сцены взмокнут.




Андрей Никитин, 9 августа, 19.10


Не знаю, потекли ли девушки, но с меня второй литр пота стекает (вот что я называю flow). Black tent - филиал ада на земле. Вот и How to dress well одет так, словно шел на баскетбол (длинная футболка без рукавов, спортивные шорты), а попал на сцену.




Андрей Никитин, 9 августа, 21.10


Иногда редколлегия выглядит вот так:



Тем временем Neneh Cherry оперативно очаровала публику на своей не очень-то большой сцене. А скоро Joey Bada$$.








Николай Редькин, 10 августа, 02.40, та же конспиративная квартира


Порейвили под одной крышей, в качестве диджея выступал Jamie xx (это вместо группы The National, коллега Недашковский, который ее поклонник, наверняка такой растраты фестивального времени не поймет). До этого еще был Joey Bada$$, оставил смешанные впечатления (вот вроде у него песни обычно задумчивые такие, созерцательные, а вживую он натурально орет хриплым голосом, просит сделать немного факин нойза, все прыгают, руками машут — короче, ощущение, будто на дворе год 1992-й, группа House Of Pain выступает).

Надо еще похвалить Flow за организацию: я по фестивалям так себе ходок, и Никитин по приходу подтвердит или опровергнет, но ничего лучше в плане обустройства пространства не видел. На входе нет очередей, в туалеты тоже, в палатки с едой если и есть, то всегда можно просто отойти на другой фудкорт. Понятная навигация, много сцен, где происходит какая-то arty движуха. Но моя любимая называется Balloon Stage — она 360-градусная и вокруг расположены сидячие трибуны, а сверху большой подсвеченный шар. Рассказываю я сейчас, наверное, не очень красиво, но на этой сцене обычно проходят милые, полукамерные концерты — сегодня вот Neneh Cherry сделала почти идеально.

Ладно, чего я все про Flow да про Flow. В августе здесь и другие мощные фесты будут.








Руслан Муннибаев, 10 августа, 10.00, пролетарский район Каллио


Второй день фестиваля, да и вообще бодрой туристической поездки, всегда тяжел. Организм, хорохорившийся вначале, "врешь не возьмешь", сообщает все, что он думает о многочасовых пеших прогулках и нелепых телодвижениях, именуемых танцами, К счастью, и программа Flow вчера была попроще, бегать пришлось от сцены к сцене заметно реже.

На How To Dress Well я заглянул буквально на минуту - лично мне этот страдальческий тренд, что у мужчин, что у женщин, уже поперек горла, надоело. Но судя по количеству людей, пришедших на его концерт, это личное мнение можно засунуть себе в зад - людей много и они довольные. Не меньше было и на Joey Badass. Щегол был бодр, боек и раскачал толпу, как будто лет 19 этим занимается, Помогал ему Static Selektah. Мне все понравилось, но в голову закралась крамольная мысль: на прогрессивные фестивали давно не зовут непрогрессивных M.O.P., или House of Pain, или Naughty by Nature, но толпа почему-то реагировала на их треки, исполненные Joe по чуть-чуть, активнее, чем на его собственные, Ладно, дело наживное.

Также был великолепный концерт Neneh Cherry, которую у нас помнят только по "7 Seconds", а она этот период пережила давным-давно. Тетя была одета по трэпу (белое, кожа, блестит), но вела себя очень непосредственно и душевно общалась с залом. И танцевала в свой полтинник как молодуха, а уж читала - Azealia Banks может и дальше заниматься своей ерундой.

День закончился сетом Jamie XX. Он играл такую музыку, что сразу было видно человека интеллигентного, с образованием, а то и с двумя. Танцы для совместного выпускного института благородных девиц и физико-математического. Удовольствие деликатного свойства, хоть и в компании пьяненьких потных людей - и сам таков.

Жду сегодняшнего дня с радостью: Outkast с легкостью входит в топ-5 моих любимых груп и есть подозрение, что больше их не увидеть. Ну или еще лет через 10 с очередными ностальжи-туром.




Андрей Никитин, 10 августа, 10.34, за утренним ведерком кофе


Если и есть на Flow что-то плохое, так это то, что фестиваль когда-нибудь закончится. И даже не когда-нибудь, а прямо сегодня. В остальном все очень и очень хорошо. Вот и сейчас закрываю глаза и вижу, как Jamie xx заканчивает свой сет треком "All Under One Roof Raving". Эмоций намного больше, чем адекватно отражающих их слов в русском языке, поэтому я попробую выразить их картинками.




















Андрей Никитин, 10 августа, 16.47

Сегодня на Flow самый жаркий день и в тон ему — самый солнечный лайнап. Идеальный маршрут обязан включать в себя Blood Orange, Jungle, Janelle Monae и Outkast, музыку светлую и яркую, фанк, диско, ритм-н-блюз и хип-хоп. Двигаться, правда, лучше в энергосбрегающем режиме, потому что солнце плавит так, что можно превратиться в плавленный сынок. С другой стороны, всем бы такие трудности!




Николай Редькин, 10 августа, 17.30


Перед третьим, решительным днем забежали на финский пляж — поэтому чувствуем себя свежо и бодро. Сейчас вот уже 20 минут сижу на трибуне любимой 360-градусной сцены, занимал место, чтобы услышать печальную группу Real Estate. И правильно сделал, потом не протолкаешься туда. Прости, Blood Orange!




Николай Редькин, 10 августа, 19.30


А вот так проходят концерты Janelle Monae. Жаль, некоторые вместо того, чтобы поддерживать звезду (в прямом смысле, руками), сразу же начинают фигачить на фоне нее селфи.








Николай Редькин, 10 августа, 23.25, уже почти ставший родным диван


Ладно, большой пост про то, что группа OutKast живьем — это скучно. Я в принципе не бог весть какой поклонник (и в творчестве до альбома "Aquemini" откровенно плаваю), поэтому претензия одна: реюнион великой группы могли бы и помасштабнее обставить.

То есть понятно, что концерт, который начинается песней "B.o.B", а заканчивается "Intl Players Anthem", плохим быть не может, но все равно есть какое-то ощущение, что тебя немного надурили. Можно ведь было живой бэнд хотя бы собрать, шоу какое-то устроить (а тут главным шоу были задницы на экранах и внушительный бюст бэк-вокалистки). Вместо этого вышли два человека, которые полтора часа скучно читали великие песни. И которым эти великие песни надоели до чертиков.

Короче, у коллег может бьть другое мнение, а мне не хватило на их концерте праздника. Заливаю печаль сидром, встретил тут пацана знакомого. Бородатого.




Руслан Муннибаев, 11 августа, 9.40, на пути в аэропорт


Грустно, что все закончилось, но закончилось, как надо, то есть хорошо. Janelle Monae задала отличное настроение своим четким, суперпрофессиональным выступлением. Она была королевой и относилась к себе с должным уважением. Все участники группы были одеты в черно-белое и только алая помада певицы вносила немного легкомыслия. В общем, было видно, что Janelle нравится быть артисткой.

Чего, к сожалению, сложно было сказать об Outkast. Нет, как бы оно все хорошо было, но осадочек какой-то остался. Все хиты прозвучали, видеоряд в нескольких местах был отличный (но вообще — не очень), Sleepy Brown выходил несколько раз, да и мужчины выглядели прекрасно. А все-таки какое-то ощущение формальности повода, по которому мы тут все собрались, было. Впрочем, как сказал мыслитель, наши ожидания — это наши проблемы. Двадцать лет продержаться вместе настолько разным (даже внешне) рэперам дорогого стоит. Услышать вживую "Ms. Jackson" — бесценно.

Ну а самым веселым концертом третьего дня был бенефис Action Bronson. Концертом это назвать сложно — похожий на попа в белой горячке рэпер отсутствовал на сцене больше половины своего времени, расхаживая по залу и оттуда читая отрывки из сочинений. Еще минут десять на сцене провел его друг Mayhem Lauren — вот, наверно, удивлялись люди, заходящие в зал на этом моменте в ожидании рыжебородого толстяка, а получившие здоровенного негра. Было ощущение, что гвоздь программы не рассчитал силу своих легких и перебрал с травой, оттого и провел концерт в состоянии некоторого о**евания. Но разве не этого все и хотели?

Итоги, наверное, подведет главред, а я скажу только одно — оставайтесь молодыми, езжайте на хорошие музыкальные фестивали. Египетский загар пройдет, как с белых яблонь дым, а полоска незагоревшей под входным браслетом Flow Festival кожи останется в памяти навсегда.




Андрей Никитин, 11 августа, 10.25, Хельсинки, хипстерштрассе


Все разъезжаются, а я здесь до вечера и вот что хочу сказать. Несмотря на то, что я по поводу и без вслух удивляюсь, что за эти два года в Хельсинки побывал уже четырежды — а вроде делать тут особо нечего; несмотря на то, что в комментариях нам пишут, что финская столица — город на два посещения; несмотря на это все и многое другое, не вижу ни одной причины, чтобы не ехать сюда в следующем году — на Flow.

Читаю концовку заметки Руслана, рукавом утираю слезу, fuckin shit, все правда. Смотрите сами:











Первое за долгое время интервью лидера Пошлой Молли — об экспериментальном альбоме, ночи, проведенной в КПЗ, и запрете въезда в Евросоюз
Из чего состоит вселенная ATL? Рассказываем в новом видео
Кто написал лучшие песни этого года по версии The Flow
Toxi$ и Gensyxa расстались, треки Платины попали под запрет, Дрейк судится с Кендриком