Тексты
Текст: Владимир Аладьин

"Форма воды". У него больше всех номинаций на "Оскар". Но так ли он хорош?

Очередной фильм Гильермо дель Торо, в котором он создаёт уродливую красоту, обличает красивое уродство и строит новый мир на этих нехитрых оксюморонах.

Дель Торо — вечный подросток. Из волны невзрослеющих творцов типа Бёртона, Гондри и иже. В творчестве для них первостепенны искренность и эмоциональность, передающие внутричерепные миры создателей на экраны. Первостепенны — как для любого, в принципе, старшеклассника любой, в принципе, эпохи. Высказывания могут быть не такими стройными, как умеют взрослые, но зато от сердца, а не как у предков и учителей.

Перевалив за совершеннолетие, обычно люди начинают-таки догадываться, что искренность несколько переоценена — её предложение в мире сильно, с перебором на порядки, превосходит спрос. Каждый нафонтанирует искренностью изо рта на первого встречного, дай только повод. И честность с открытостью — это немаловажно, но не ключевое. От души можно и полное говно выпускать.

И с возрастом ценности смещаются у кого куда. И... Действительно сложно не превращать разговор о "Форме воды" в кухонный эрзац психотерапии. Потому что происходит в ней совсем п****ц.





Дель Торо как всегда напыщенно метафоричен, погружён в образы, отделывает декорации мелкими интересными нюансами — в его подаче видны огромна любовь к процессу и его несомненный гений как рассказчика. Но сама история, которую должен донести режиссёр, рассыпается на части, даже будучи весьма простой по сути.

Персонажи, любовно выводимые со старта ленты вдруг начинают вести себя вопреки своим характерам, чтобы образовался конфликт. Умные люди совершают безобразные глупости, чтобы финальная сцена оказалась мощной. Сама кульминация обессмысливает всю "Форму" лишь затем, чтобы обеспечить эмоциональный всплеск. Сценарные ходы банальны и просты до полного, буквально отупляющего дурновкусия. А дель Торо продолжает и продолжает искренне и от всего сердца повествовать.





И весь предыдущий абзац мог бы быть каплей неважных претензий к хорошему кино, если бы не жанр. Стиль и язык режиссёра были гармоничны в "Лабиринте Фавна" — ведь там главной героиней была маленькая девочка, что усиливало сказочность происходящего — и кино работало. Работал "Хеллбой" — ведь комиксы вообще близки сказкам. Любовная мелодрама с межвидовым сексом под соусом шпионского детектива с одноклеточными интригами не работает. По-моему, фильм, описанный предыдущим предложением — вообще крайне уродливое зрелище, которое не нужно смотреть.

Зато всё искренне и с любовью к процессу. Что картину, конечно, сколько-то сносной не делает, но это уже индивидуально — у кого куда с возрастом сместились ценности.

В первом выпуске обсуждаем борьбу Моргена с “Рифмами и Панчами”, новый альбом Платины и другие заметные темы недели
Песни про Родину и нефть, рыбалку и глупость, большую попу и любовь
Даша Прибищук — режиссер, сценограф и креативный продюсер музыкальных выступлений. Она работала с Хаски, OG Buda, Soda Luv, Miyagi & Эндшпилем и Obladaet. Ее монолог расскажет об этих проектах.