Марьячи, сэмплы и кексы: гид по альбому Kendrick Lamar "GNX"
Альбом-сюрприз всех поставил на уши. Кендрик о нем ничего не рассказывал ни до премьеры, ни после — поэтому рассказывать придется нам
Kendrick Lamar — герой года. С рэп-хитом года. Победитель самого громкого бифа года. "Но как он может претендовать на титул "рэпер года", если он так и не выпустил альбом в 2024-м?", — шипели хейтеры. Теперь и этого аргумента их лишили. В пятницу вечером Kendrick Lamar неожиданно для всех выпустил альбом "GNX". Автор о нем ничего не рассказывал ни до премьеры, ни после — поэтому рассказывать придется нам.
ОТКУДА ТАКОЕ НАЗВАНИЕ И КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ ОНО ИМЕЕТ К ДРЕЙКУ (ОСТОРОЖНО, ФАНАТСКАЯ ТЕОРИЯ)
Свой заголовок лонгплей получил в честь автомобиля Buick Regal Grand National Experimental. Это на его багажник Кендрик Ламар опирается на обложке. GNX — очень редкая модель "бьюика", созданная в партнерстве с McLaren, с турбированным шестицилиндровым двигателем мощностью 235 лошадей.
Почему эта тачка так важна для Кендрика?
Во-первых, эта модель “бьюика” была выпущена в 1987-м, как раз в год рождения Ламара.
Во-вторых, Кендрик рассказывал, что именно на такой машине отец забрал его с мамой из роддома.
“Когда я родился, папа забрал меня из госпиталя на Buick Regal 1987 года выпуска. По дороге батя слушал Big Daddy Kane”, — рассказывал Кендрик в интервью 12 лет назад.
“Так и причем тут Дрейк?”, — спросите вы. Фанаты создали теорию, что назвав альбом "GNX", Кендрик вновь неявно противопоставил себя Дрейку.
Когда GNX вышел, автожурналисты называли его конкурентом Ferrari. Надувная “феррари”, летающая над сценой, была одним из элементов оформления тура Дрейка в поддержку альбома “Scorpion”. Уже настоящий, а не надувной автомобиль этой марки появлялся в прошлогоднем клипе Дрейка “Jumbotron Shit Poppin”. Ну и до кучи вспомнили, что у автоконструктора Энцо Феррари было прозвище “il Drake”. Скорее всего, никнейм был образован от итальянского “drago”, то есть “дракон”.
Кендрик давно давал намеки на то, над каким альбомом работал. В своем личном finsta-аккаунте еще в марте Кендрик постил фото только что купленного “бьюика”. “The best thing you can do is find GNX” — теперь-то ясно, что он по-настоящему подразумевал этой фразой.
А еще в октябре он дал интервью изданию Harpers Bazaar — и угадайте рядом с какой машиной он позировал в съемке?
ОН СЛАВИТ ВЕСТКОСТ И ПОДСВЕЧИВАЕТ МОЛОДЕЖЬ
Этот альбом сложно воспринимать в отрыве от оглушительного успеха “Not Like Us”, да и вряд ли нужно. “GNX” выглядит как эпилог этой песни — это касается как общего триумфального настроя, так и ярко выраженного регионального звучания Западного побережья. Вот вам флоу в стиле Drakeo The Ruler, вот хайфи-саунд в стиле района Залива или трек, построенный на музыкальной петле из песни Тупака (об этом ниже). А еще толпа ноунеймов на фитах, про которых, возможно, не слышали даже люди, живущие с ними на одной улице.
Гостями пластинки стали певица SZA, растерявший котировки автор хита “The Box” Roddy Ricch, а также восемь (!) фрешменов. Вот эти имена: Dody6, YoungThreat, Wallie The Sensei, AzChike, Hitta J3, Peysoh, Lefty Gunplay и Siete7x.
Альбом по всем параметрам выглядит как работа человека, который относится к рэпу как к “культуре” — со своей родословной, региональными традициями и будущим, которое отражено в этих восьми именах.
А еще это, пожалуй, самая расслабленная и заряженная на концертную работу пластинка — без сложных концепций, из-за которых многие так и не смогли полюбить “Mr. Morale”, и без экспериментов. Чисто батя берет слово за столом, всех благодарит (и себя, в первую очередь, — этому здесь посвящена одна из лучших песен релиза “man at the garden”), и 40 минут, пританцовывая, раздает музыку для лоурайдеров.
НО ГЛАВНАЯ ГОСТЬЯ — ЭТО МЕКСИКАНСКАЯ МАРЬЯЧИ-ПЕВИЦА ДЕЙРА БАРРЕРА
Ее партии звучат в треках “wacced out murals”, “reincarnated” и “gloria”. Пение Барреры для альбома так же важно, как ритмические сбивки танцоров-степистов на “Mr. Morale”. Каркас, на который нанизано все остальное, и который пунктирной линией проходит через весь релиз.
Баррере 49 лет, она исполнительница мексиканской народной музыки. Пишут, что рэпер услышал ее, когда она открывала матч его любимой бейсбольной команды “Доджерс”.
Спустя несколько дней она уже была на студии с командой рэпера, они ставили ей альбомные биты и объяснили, чего от нее хотят. “Я не понимала, как мне это сделать. Я пою марьячи, я не читаю рэп. Они сказали, что им нужен мой голос, мой стиль. Я не представляла, как в итоге это зазвучит на альбоме”.
Баррера вспоминает, что во время студийной записи к ней пришел познакомиться Кендрик. "Он поприветствовал меня, был так добр. Сказал: “У вас прекрасный голос. Спасибо, что пришли”. У меня пропал дар речи. Ламар — гений, маэстро”.
Ее участие — еще один способ репрезентации региональности Лос-Анджелеса и его музыкальных традиций.
Ламар, видимо, уже давно вынашивал идею подобной коллаборации. В 2012 в х/твиттере он писал: “Это и есть Лос-Анджелес. Любовь всем моим людям из латиноамериканских семей. Их традициям, их культуре. Это и есть Калифорния”.
ЕЩЕ ОДИН ЧИСТО ВЕСТКОСТОВСКИЙ МУВ — ВЗЯТЬ СЭМПЛ ИЗ ПЕСНИ ТУПАКА
Покойная рэп-легенда — важная фигура для мифологемы Ламара. Кендрик когда-то рассказывал, что захотел стать рэпером, когда еще ребенком попал на съемки клипа “California Love”. В финале альбома “To Pimp A Butterfly” между Ламаром и призраком Тупака происходит очень драматично обставленный диалог. А теперь — еще и в песне с названием “reincarnated”, — Ламар читает на петлю с фортепианным проигрышем из песни Тупака и его крю Outlawz “Made Niggaz”. Именно на этот трек Шакур снял свой последний прижизненный клип.
Еще одна рэп-легенда, которой Ламар салютует, но уже не так прямолинейно, — это Nas. О нем здесь напоминают сразу два трека.
Первый — “man at the garden”. Этот трек музыкально очень похож на “One Mic” Насира Джонса. Такой же пульсирующий бит, такая же драматургия (трек начинается с тихой читки, чуть ли не шепотом, а к финальным строчкам Ламара уже чуть ли не на крик переходит).
И другой трек — это “Gloria”. Песня, в которой Ламар читает о своей любимой, которая сопровождает его всегда и везде, — и только в самом финале мы понимаем, что он все это время читал не о своей женщине, а о ручке, при помощи которой создавал свои песни и свое наследие. Nas делал что-то подобное в 1996-м в треке “I Gave You Power”, когда читал от лица пистолета.
ДИССИТ УЭЙНА И СНУПА
Кстати, про Снупа. Ему Кендрик посвятил несколько строчек — и в не самом респектовом регистре.
В первом же треке Ламар вспомнил, как дядюшка Снуп постил в сториз трек Дрейка “Taylor Made” (это тот трек, в котором канадец благодаря нейронкам читал рэп голосами Тупака и Снупа).
“Я надеялся, что он перебрал с эдиблс (кексы с каннабисом или другие его съедобные формы — прим. The Flow). Не мог в это поверить. Я отпустил эту ситуацию, это была единственно верная для меня реакция”, — говорит рэпер.
В этом же куплете Кендрик припечатывает другую легенду рэпа — Lil Wayne. Когда стало известно, что Ламар выступит на Супербоуле-2025, который пройдет в Новом Орлеане, на родине Уэйна, в сети нашлось немало людей, посчитавших, что хедлайнером надо было выбрать автора цикла “Tha Carter”. Тот ранее говорил, что выступить на главном спортивном ивенте в родном городе — это его мечта.
“Иронично, но, похоже, что выполнив свою работу хорошо, я подвел Lil Wayne”, — произносит Ламар.
Почему это важная строчка: потому что это еще и отсылка к треку друга-недруга J. Cole “Let Nas Down”, вышедшему на альбоме “Born Sinner” (2013). История у той песни была следующая: Коул, на которого возлагали надежды нового лидера рэперов-текстовиков, сделал лид-синглом своего дебютного альбома песню “Work Out”. Когда ее услышал Nas, он сильно расстроился, посчитав, что Коул выбрал стезю коммерческого легковесного хип-хопа. Коулу это передал No I.D., Коул превратил это в песню, на которую впоследствии Nas выпустил ремикс под названием “Made Nas Proud”.
То есть на строчку Кендрика про хорошую работу можно взглянуть с той позиции, что он намекает Коулу: пока ты разочаровываешь легенд, я их обхожу, делая свою работу лучше них.
ЛЕГЕНДЫ УЖЕ ОТВЕТИЛИ
На следующий же день и Snoop Dogg, и Lil Wayne среагировали на строчки в их адрес.
Снуп полушутя ответил, мол, действительно перебрал, видимо, с эдиблс, когда постил дисс Дрейка.
Lil Wayne не стал спускать на тормозах, огрызнулся: “Что я сделал? Я отдыхаю, а они продолжают охотиться на меня. Давайте не принимать доброту за слабость. Титану нужен отдых. Умоляю вас. Никому не нужны разрушения, даже мне, но я буду крушить, если меня побеспокоят” — написал он в х/твиттере.
Nas, который, по словам Кендрика, был единственным из больших рэп-фигур, кто поздравил Ламара с почетной ролью хедлайнера Супербоула, тоже отреагировал на выход “GNX”.
“Брат КЛ всегда вдохновляет. Он дает жизнь самой сути рэп-дерьма, возвращает ему релевантность”, — написал Nas.
MUSTAAAARD!
Да, автор музыки в “Not Like Us” приложил руку к двум трека с альбома — “hey now” и “tv off”. Последняя уже подарила нам главный мем-момент альбома — это, конечно же, момент смены бита, который Кендрик встречает криком: “Mustaaaard!”
Его уже священники в проповеди вставляют.
SMM-специалисты “макдональдса” тоже обшутили это в своих соцсетях ("mustard" переводится как "горчица").
ГЛАВНЫЙ САУНДПРОДЮСЕР АЛЬБОМА — НЕ MUSTARD, А ПРАВАЯ РУКА ТЕЙЛОР СВИФТ
Имя Джека Антоноффа указано в кредистах всех без исключения песен альбома “GNX”. Кто это: обладатель трех премий "Грэмми" в категории "Продюсер года" и человек, без которого Тейлор Свифт альбомов просто не выпускает. Также он много сотрудничал с Ланой Дель Рей, Lorde и группой The 1975.
О том, что они с Ламаром работают вместе, мы узнали полгода назад, когда Антонофф спродюсировал “6:16 in LA”, второй из диссов, нацеленных на Дрейка.
Видимо, именно Антоноффу мы обязаны тем, какое звучание доминирует на “GNX”. Это инструменталы, в которых ударка выведена на первый план, в которых много тишины и воздуха. Такая музыка пишется не по принципу: “Что бы еще добавить?”, а наоборот. Джек на пару с Sounwave, одним из ключевых битмейкеров команды TDE, скорее пытались отсечь все лишнее. Поэтому в музыкальном плане “GNX” получился таким лаконичным, но не обезжиренным.
Видимо, Sounwave и стал человеком-мостиком между Ламаром и Антоноффым. У Sounwave с Антоноффым давно налажено музыкальное партнерство, они еще и состоят в одном музыкальном коллективе Red Hearse.
НА АЛЬБОМЕ ЕСТЬ ШЕСТАЯ ЧАСТЬ ЦИКЛА “HEART” — И ЭТО ОЧЕНЬ ТРОГАТЕЛЬНАЯ ВЕЩЬ
Как правило, песни из цикла “The Heart” Кендрик выпускает накануне премьеры альбомов (так было с пятой частью, например). Это его дневники, песни, которые дают возможность понять, что у него на душе прямо сейчас.
На “Heart Pt. 6” Кендрик Ламар вспоминает людей, с которыми начинал. Он хотел читать так же круто, как Ab-Soul. Он ходил на встречи с боссами лейблов, чтобы обсудить детали контракта Jay Rock. Вспоминает, как MixedByAli привел на студию Скулбоя: тот прежде не читал рэп, но решил попробовать, вдохновившись запалом людей на TDE.
А еще Ламар говорит, что Black Hippy (так ничего и не выпустившая группа, состоящая из него, Schoolboy Q, Jay Rock и Ab-Soul) заглохла именно из-за него. “Я пошел дальше, исследовать другие концепции и идеи”, — читает он.
Ламар говорит, что это пример здоровой коммуникации внутри команды. Когда экс-компаньоны, с которыми он вместе начинал, приняли его видение и планы покинуть лейбл TDE вместо того, чтобы хайпить на его имени и набивать себе медийность диссами-намеками. Это про семью.
Еще важная деталь: после того, как Кендрик полгода назад выпустил трек “6:16 in LA”, спародировав стиль, в котором Дрейк дает название трекам, канадец ответил Ламару тем же, назвав один из диссов “The Heart, Pt. 6”. Кендрик все равно выпустил трек с таким названием — будто песни Дрейка не существует.
Самое популярное за неделю