Тексты
Интервью: Андрей Недашковский

Почему рэп-звезды едут снимать клипы в Киров? Из-за команды Hellbrothers. Вот ее история

За пару лет Эльдар Гараев превратился в одного из самых востребованных клипмейкеров русского рэпа. Почему Pharaoh, Markul, Obladaet и Boulevard Depo становятся в очередь, чтобы поработать с ним?

Markul и Pharaoh, Obladaet и Ram, Boulevard Depo и Feduk — это далеко не полный список артистов, с которыми работал герой сегодняшнего материала.

Эльдар Гараев — режиссер и основатель продакшн-команды Hellbrothers, которая дислоцируется в Кирове и снимает клипы для звезд русского рэпа.

Финансовый фактор — а бюджеты на продакшн в провинции, по словам Эльдара, отличаются от столичных в 3-4 раза, — не единственное, что стимулирует артистов выстраиваться к нему в очередь. Клипмейкинг для Гараева — это аттракцион и возможность воплотить на экране даже самую странную идею, как, например, превращение Грязного Рамиреса для клипа "Пот" в пастора, разрываемого последователями. "Хочется зрителя радовать" — формулирует режиссер свою философию.

Поговорили с боссом Hellbrothers о том, какими навыками нужно обладать, чтобы стать крутым клипмейкером, из каких этапов состоит продакшн клипа, и как не спать 50 часов, работая на съемочной площадке с Markul.



ДО ЗАПУСКА ВИДЕОПРОДАКШНА ЭЛЬДАР ДЕЛАЛ ТУСОВКИ, ПИСАЛ МУЗЫКУ

До того, как прийти в клипмейкинг, я занимался написанием музыки, — большей частью это был экспериментальный хип-хоп, — организацией ночных тусовок и видеопродакшном, делал контент для различных корпораций. Однажды я понял, что от всего этого морально устал, а мечта делать музыкальные клипы никуда не делась.

Организаторская деятельность помогла мне обрасти контактами. Я не мог себе представить, что в обозримом будущем люди, связанные с тусовками, смогут быть причастны к появлению рэп-лидеров страны. Одним из них стал Даниель, серый кардинал Dead Dynasty. Мы познакомились еще во времена первых трэп-вечеринок, уже сложно вспомнить, при каких обстоятельствах, время было горячее и бесконтрольное. В последующем я организовал пять концертов Pharaoh, включая часть тура “The Lonely Star”.

Тогда же мне, уставшему от прежней работы, захотелось снять для него клип. Таким трамплином для меня стало видео “Chainsaw”.







ПЕРВЫЙ КЛИП ЭЛЬДАР СНЯЛ ДЛЯ PHARAOH И JEEMBO. КАК ЭТО СЛУЧИЛОСЬ

Однажды во время тура я показывал Глебу свои работы, связанные с промо мероприятий. Мы вернулись к разговору о сотрудничестве после того, как ребята уже сняли один клип в Москве, и поняли, сколько это стоит там.

Я озвучил бюджет на “Chainsaw”, мы решили попробовать. Такой же продакшн в Москве обошелся минимум в 3-4 раза дороже. В районе 1,5 млн рублей.

У меня к тому моменту уже был опыт съемок, организации и продюсирования. На большинство клипов тратится очень много денег, особенно, в столице. Я не имел возможности отказываться от работы, как это могут делать в Москве. Поэтому мы, имея необходимость ограничивать себя, хотели делать интересно. Клип на “Chainsaw” обошелся нам достаточно дешево, несмотря на то, что большая часть объектов находилась в пригороде на натуре, снимали его в три смены плюс несколько досъемов. В итоге из двухминутного трека получилось сделать четырехминутную историю.

Смотреть ужастики — страшно, а снимать — смешно. Любая съемка — это аттракцион, если отсутствует болезненный аспект для участников.

В “Chainsaw” есть сцена, где девушке режут лицо, из-под тесака течет кровь. Делали это следующим образом: сначала снимаем сцену, где проводят ножом по голове. Потом отдаем это на графику. “Трэкают” голову, делают ее трехмерную болванку и по ней уже пускают материал — кровь, в нашем случае. Такая мелочь потребовала на порядок больше усилий, чем мы привыкли.





Это один из моих любимых клипов, хотя и получается, что он такой аутсайдер, его особо не пушили, да и шлейф негативный за клипом тянется, потому что после его выхода Jeembo принял решение уйти из Династии. Во время съемок не было ощущения, что артисты скоро прекратят совместную деятельность.



ОТКУДА ПОШЛО НАЗВАНИЕ “HELLBROTHERS”

Изначально у нас были не очень большие бюджеты и мы ставили перед собой сверхзадачи. Периодически работали, как в аду, превозмогая сон и прочие потребности организма. Например, на съемках “Серпантина” для Markul я не спал 50 часов. Исходя из этого, и родилось название “Нellbrothers” — братьев из ада, нашего комьюнити-продакшна.

Костяк нашей команды составляют человек 15: продюсер, помощники, оператор, технический персонал. Многие, влившиеся в команду, прежде не имели опыта работы на съемках. Это друзья и энтузиасты, которых я на первых порах, насколько мог, проинструктировал — а дальше они уже сами вливались в колею и делали порой настоящие подвиги.







С чем еще “адским” приходится сталкиваться? Например, “Вane” мы целиком сняли за одну удлиненную смену, а декорации подготовили всего за три дня. Дело было зимой, за стенами ангара, где происходила съемка, было 27 градусов мороза.

Работать с русскими рэперами — это и сложно и нет, от случая к случаю. Можно и кайфануть, и подофигеть. Один может опоздать, второй — небрежно отнестись к подготовке и, придя на площадку, начать задавать вопросы. А если речь о масштабной съемке, для которой что-то придумывалось, изготавливалось, то на локации этого уже не поменяешь. Но надо не отвлекаться на это и просто делать свое дело. В этом и суть профессионализма.






Во время съемок я нахожусь под лютым адреналином. Я только недавно научился во время смены кушать, потому что раньше на работе я мог пить только воду и энергетики. Сейчас уже получается сдерживать это волнение. Оно похоже на сценическое выступление перед школой. Тебе нужно спеть песню или рассказать стих — и все просто припали к твоим губам.

Съемка — это особая химия, другая реальность, в которую погружаются все участники процесса. Когда сцена, придуманная в моей голове, материализуется на площадке, я радуюсь как ребенок. Когда у меня родился сын, это чувство усилилось. Я за ним слежу и заново проживаю мелкие первые открытия, радуюсь маленьким вещам.



НЕ СПРАШИВАЙТЕ У ЭЛЬДАРА, СКОЛЬКО СТОИТ ЕГО СЪЕМОЧНЫЙ ДЕНЬ. СПРАШИВАЙТЕ, СКОЛЬКО СТОИТ МЕСЯЦ

То, что сейчас происходит в России с продакшном клипов хип-хоп исполнителей, в Штатах случилось достаточно давно. У нас же относительно недавно рэп стал серьезной силой на музыкальном поле, не только физически но и финансово. Артисты начали неплохо зарабатывать и начали думать, как выделяться визуально.

Тем, кто видит только финальный продукт, может показаться, что клип — это просто съемки, пара дней работы, но для режиссера и продюсера — это жизнь с проектом от недели до пары месяцев: подготовительный этап, сами съемки, этап постпродакшна. Иногда живешь с проектом от месяца до двух.





Поэтому вопрос “Сколько стоит твой съемочный день?” в моем случае некорректен, потому как на сам процесс препродакшна уходит продолжительное время — не говоря о самих съемках и этапе постпродакшна. Только тем, кто не сталкивался с этой сферой, кто не понимает объема работ и ответственности, сложно понять, как может человек брать 200 или 300 тысяч за один съемочный день.

Артисты, как правило, вникают в разработку клипа. Потому что когда тратишь свои деньги — а в России это еще так, не у многих есть лейблы или артист-менеджеры, которые занимаются вопросами продакшна и продвижения — стараешься, чтобы результат соответствовал ожиданиям.



ЧЕМУ НАДО НАУЧИТЬСЯ, ЧТОБЫ СНИМАТЬ КЛИПЫ

Прежде всего, влюбиться в это дело, не бояться экспериментировать и ошибаться. Я с детства любил музыку и занимался изобразительным искусством — художественная школа, худучилище. Готовился стать художником или дизайнером, хорошо рисовал. Взглянув на эту отрасль взрослыми глазами, я осознал, какой трэш там происходит. Этим даже прокормить себя непросто, не то что высказываться. А для меня с ранних лет очень ценна возможность что-то доносить. Неважно, на какую аудиторию ты вещаешь. Высказываться — это важно. Мысль оставляет след.



ТРИ ГЛАВНЫЕ ВЕЩИ, О КОТОРЫХ ДОЛЖЕН ПОМНИТЬ РЕЖИССЕР

Время. Распределяйте время и нагрузку. Для меня это до сих пор одна из сложнейших вещей. Если допустил ошибку в расчетах, будь готов, что на съемках возникнут трудности, которые придется уже физическим путем преодолевать. Например, неверно рассчитал и сделал слишком большой объем локаций в один день? Будь готов под конец смены умирать от истощения. На площадке важно иметь запал. Если уже снимаешь без желания, это очень плохо и сказывается на всем. Необходимо поддерживать уровень любви к съемочному процессу.

Отдых. Понимание этого я приобрел еще во время учебы в художественном, умение вовремя остановиться и прислушаться к себе — сложная вещь. В плотном потоке легко заработаться, столкнуться с творческим и, как следствие, эмоциональным истощением.





Вдохновение. Читайте книги и смотрите кино. У меня, к примеру, нет режиссерского и операторского образования. Единственный быстрый путь для меня — анализ работ других людей, личные знакомства с теми, кто уже выпускал интересные работы. Важно изучать механизм того, что тебе нравится, и понять, как это можно применить на практике.

Нужно интересоваться как новинками, так и обращаться к старому фонду кино. В плане художественных декораций и постановки мне нравится, как все устроено у Питера Джексона в трилогии “Властелин колец”. Кажется, что каждый житель Новой Зеландии был причастен к этой работе. Смотрел бэкстейдж-фильм о его производстве, где показывали и процесс тренировки лошадей, и подбора ткани для костюмов. Работа проделана титаническая. Люди много лет жили этим проектом. Что особенно важно, фильм такого уровня, удостоенный множества наград, был снят не в Голливуде. Джексон создал продакшн-базу у себя дома, грубо говоря, — и это показательный момент. Он захотел сделать круто, и при этом научиться это делать самостоятельно, без использования стороннего ресурса. Это достойно уважения.



КАК СНИМАЛИ КЛИП RAM “ПОТ”

Режиссура для меня – еще и аттракцион. Хочется зрителя радовать. Так было с клипом Ram “Пот”. Сергей обозначил какие сцены хотел бы видеть, а я уже думал как эффектно это обыграть, так родилась идея сделать из него мессию во второй части. Мы нагнали массовку, поставили базовую хореографию. Люди, которые были в зале, неплохо повеселились. Когда работа над клипом была закончена, у меня были приступы истерического смеха от получившейся картинки. Особенно, в сценах с женщинами, которым лет по пятьдесят. Или эпизоды с толстяком, который пытается подкачаться в зале, где все остальные — лощеные качки. Это игра контрастов, эффектное решение. Артисты стремятся быть серьезными, но Ram не боится юмора — идеального проводника к зрителю.






РЕЖИССЕРЫ, КОТОРЫЕ ВДОХНОВЛЯЮТ

Визуально мне интересны Salomon Ligthelm, Grant Singer, Daniels, независимые ребята вроде Dave Meyers, Liam Underwood и, конечно, Chris Cunningham — я практически учился на его работах. В России внимательно слежу за работами коллег, особенно выделю Олега Трофима, Ладо Кватания, Айсултана, VISNU, Макс Шишкин и ROHO.

Сейчас в хип-хопе нет такого сплоченного комьюнити, как у людей, занимающихся клипами. Видимо, потому что в нашей отрасли все проходит в интересном духе соперничества. Когда я вижу, что кто-то сделал круто, я всегда стараюсь сообщить автору.



ИЗ КАКИХ ЭТАПОВ СОСТОИТ ПОЛНЫЙ ЦИКЛ ПРОДАКШНА КЛИПА

Для начала выделим три этапа:

— Препродакшн.

— Продакшн.

— Постпродакшн.


Весь подготовительный процесс перед съемками относится к препродакшну. Этап очень важен и от того, как к нему отнесутся на старте, будет зависеть качество исходного материала. Он включает в себя следующие этапы:

— Разработка и написание тритмента. Ты презентуешь свое виденье и описываешь важные детали сюжета/концепта. Я обычно пишу в блокноте — концепт, сюжет или набор образов. Мы сверяем его с самим артистом или его директором, если таковой есть. Как правило, это происходит прямо в телеграме, создаешь конференцию — и погнали;

— Создание сметы и согласование бюджета. Надо закладывать риски, съемочный процесс — те еще американские горки;

— Раскадровки и аниматики, если потребуется;

— Разработка макетов и различных эскизов для декораций, костюмов, специфического грима;

— Кастинг для актёров/массовки;

— Скаутинг локаций. Хорошо подобранное место — уже часть успеха, оно может само по себе наводить зрителя на определенные домыслы. Скаутингом локаций я, можно сказать, занимался с детства. Я как-то встречался с диггерами, чтобы они за деньги провели меня на разные заброшенные локации. Мы через какие-то неведомые заборы лезли, колючую проволоку обходили, ныкались от охраны. Иногда, увидев какую-то особенную локацию, в голове моментально рождается история того, что тут может произойти.






Продакшн — это непосредственно сам процесс съемок. Включает в себя следующие этапы:

— Формирование съемочной группы. Без бравой команды велик шанс забуксовать в самый ненужный момент. На разные проекты требуются разные команды. Где-то нужна более мобильная крю, где-то понадобится побольше людей. Эта часть цикла может занимать от пяти дней и до месяца;

— Подготовка локаций или стройка декораций;

— Подготовка костюмов и необходимого реквизита;

— Сами съёмки. Режиссер — будто трехглазый ворон из “Игры престолов”. Надо быть максимально погруженным во все нюансы процесса. Обычно этими вещами занимаются ассистенты, но если таковых нет, лучше во все процессы вникнуть самому и быть спокойным.







Постпродакшн — этап, на котором весь отснятый материал превращается в готовый ролик со своим уникальным стилем и динамикой. Постпродакшн состоит из следующего:

— Монтаж, один из самых важных элементов восприятия истории;

— Озвучивание, наложение звуковых шумов и спецэффектов, а также музыкального фона, если он нужен;

— Создание компьютерной графики и анимации. 2D или 3D-анимация и визуализация — важные этапы постпродакшна. А будет ли графика (и какая она будет) зависит от сценария;

— Цветовая коррекция, придает нужное настроение кадрам, иногда спасает не самый хороший материал.



КАКИМ БЫЛ ЕГО САМЫЙ ДОРОГОЙ КЛИП

Самым дорогим проектом, в котором я принимал участие, был совместный с Гошей Visnu клип Pharaoh “Одним целым”. Бюджет пошел на картинку, там мощный визуал.






В КЛИПЕ JEEMBO И BOULEVARD DEPO ЕСТЬ ПРОДАКТ-ПЛЕЙСМЕНТ АЛКОБРЕНДА. ТАКОЕ ВЛИЯЕТ НА РАБОТУ?

"M.O.D" — это тот случай, когда клип режиссировал Visnu, а за продакшн отвечали HellBrothers.

Плейсмент бренда в “M.O.D” никак не повлиял на процесс работы, потому что ребята очень круто согласовали интеграцию. Мы еще достаточно нативно вписали сцену с алкоголем в общую историю, она не палится.

Небоскребы, которые крушили Jeembo и Boulevard Depo, были сделаны из толстостенного картона. Мы сделали чертежи, вырезали по ним. Вручную за несколько дней человек нарезал десятки тысяч окон, красил их, клеил. Световики потом круто расставили свет. Город можно было сделать еще круче, но все упиралось в бюджет. Искусство миниатюры требует больших денег для высокой детализации.






"ПЛАГИАТ НИКОГДА НЕ ДОБАВИТ РАБОТЕ ШАРМА"

Плагиат — это тонкая грань, ведь можно “снять” чужую работу в ноль, а можно уместно использовать такие приемы как цитирование или оммаж. Плагиат никогда не добавит работе шарма.

В клипе Obladaet “Wrong” есть отсылки к “Фарго” — это плакат с рыбками на стене и молоток как орудие убийства. Но это не повтор сцен из сериала, а просто условная единица повествования.




Мы имеем дело с поп-культурой, а поп-культура сама по себе — огромное поле переработки и зачастую не правильно трактованное. Авторская мысль может быть интерпретирована совершенно в другом ключе разными последователями, и как показывает история — ни к чему плохому это не ведет.

В клипе “Chainsaw”, к примеру, угадывается первоисточник. При подготовке я пересматривал все части этого многосерийного слешера, ознакомился с тем, как выглядят локации и герои. Но снимал, почти не опираясь на сюжет кино, схема “кадр в кадр” тут бы не сработала.



МИССИЯ HELLBROTHERS — КАКАЯ ОНА?

Цель превыше всего.








"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"