Тексты
Текст: Дарья Бычковская

"Фейки — высшая степень признания": история adidas Sharks

Как русский графический дизайнер Никанор Ярмин создал концепт кроссовок, которые не вышли официально, но породили миллионы фейков.

Июль 2018: графический дизайнер Никанор Ярмин выкладывает в инстаграм-аккаунт с тысячей подписчиков скетч разработанных им кроссовок adidas Sharks. 2021: чуть ли не полмиллиона людей носят фейковые adidas Sharks. Кто-то даже не подозревает, что у них нет оригинала. Звезды предлагают Никанору выкупить концепт, идеей заинтересовались adidas. Как так вышло?

Никанор Ярмин родился в Краснодаре в семье людей искусства: отец — художник, дядя — кузнец, двоюродные братья — скульптор, 3D-скульптор и мастер лоскутного шитья.

Никанор рисует с детства — “как научился держать карандаш”. Потом была художественная школа, дизайн в университете и работа графическим дизайнером в рекламном агентстве — параллельно с увлечением уличной модой.

Сникер-культурой Никанор заинтересовался еще до информационного шума в конце 10-х (его породили Yeezy Boost 350). Долгое время он не обращал внимания на технологии и выбирал кроссовки для коллекции только по внешнему виду. Но после adidas Y-3 Qasa (Y-3 — совместная линейка adidas и японского дизайнера Йоджи Ямамото) все изменилось: с Nike и Air Jordan Никанор переключился на adidas с технологией Boost (технология промежуточной подошвы из вспененного термопластичного полиуретана, увеличивающая амортизацию и износостойкость). В нынешней коллекции Никанора их больше всего.

Примерно после 70-й пары Никанор стал делать наброски кроссовок: "Долго следишь и начинаешь более требовательно к парам относиться: вот тут бы исправить — и было бы идеально". Все началось с идеи кастома Nike LeBron 11, когда Никанор перерисовал кроссовки полностью. Он продолжил создавать скетчи для себя и не думал, что когда-нибудь займется дизайном всерьез: "Это были чистая любовь к делу и фанатизм".


Первый скетч кроссовок adidas Sharks появился в инстаграм-аккаунте Никанора летом 2018-го — через полгода после начала разработки концепта. Друзья давно уговаривали его заняться дизайном кроссовок, но он рисовал для себя и не решался рассматривать хобби всерьез, думая, что ему нужны знания по обувному делу: "Кроссовки — вершина среди продуктов в одежде. Самая сложная для разработки". С Sharks вышло иначе: Никанор понял, что это конкурентноспособная модель, отражающая его видение современных кроссовок. Тогда у дизайнера было около тысячи подписчиков в инстаграме и только единицы из них — сникерхеды. Но ему стало интересно, возможно ли выпустить успешную модель, будучи неизвестным дизайнером, в эпоху коллабов со звездами.

После череды постов со скетчами "шарков" Никанор выложил их 3D-модель, а затем концепт на ногах. Получилась очень реалистичная картинка, и многие подумали, что кроссовки уже выпущены. Ведь Никанор придумал целый концепт: не просто кроссовки, но еще и коробку и слоган: "Living only while moving" ("Живешь только пока двигаешься") — отличный девиз для adidas.



По признанию Никанора, Sharks вдохновлены беговыми ретро-моделями adidas, зигзагами и волнами Reebok Kamikaze, клинообразными силуэтами, как у Y-3 Qasa, и хребетоподобной формой шнуровки K1X Patrick Mohr. Но больше всего — акулами. Они действительно живут движением: многие виды вынуждены постоянно перемещаться, потому что в покое неспособны прокачивать воду через жабры. Если акула отдыхает больше часа, она может погибнуть от недостатка кислорода. Каждый элемент Sharks связан с этими хищниками: средняя подошва — всплески волн от движущейся акулы, верхняя часть кроссовок сделана из кожи и замши серого и бежевого цвета, как ее тело, а внутренняя — кораллово-красная, как ее пасть. Три классические полоски выполнены в форме акульих жабр, которые при сгибании ноги открываются и пропускают воздух — прямо как у акулы. "Я люблю акул. В их образе сочетаются агрессивность и красота, что заставляет чувствовать восхищение и острые ощущения одновременно. Плавные линии и острые углы создают идеальный контраст в их стремительном силуэте", — говорит Никанор.

Вслед за серо-коричневой расцветкой появилась темная — к этому времени директ Никанора ломился от сообщений с вопросами о кроссовках. С помощью хештегов они появлялись в пабликах — от тысячных до миллионных. Концепт Никанора отличался от других визуальной подачей и реалистичностью — помог опыт в брендинге и маркетинге. Многие думали, что это новые Yeezy, звезды хотели выкупить концепцию, поставив свой брендинг вместо adidas, подписчики спрашивали о дате релиза.



Одно из писем было от adidas. Вместе с Никанором они занялись прототипом, разработали три вида верхней части кроссовок — и процесс остановился. Сначала компания переносила даты по показу подошвы, а затем и вовсе заблокировала процесс. Никанор так и не увидел окончательный вариант с подошвой — и переключился на другие обувные проекты. "Жизнь поменялась: появилось окончательное "Да, я могу". Влился в игру среди дизайнеров и понял, что хочу заниматься этим дальше”, — рассказывает он. Фидбек действительно был колоссальный: уже через два месяца после публикации концепта появился первый китайский фейк. Это значило, что потенциальный успех модели разглядели не только покупатели, но и производители: "Фейк — это высшее признание". Sharks начали появляться в пабликах с подделками на люксовые бренды: невероятно, как невыпущенные кроссовки соседствовали с фейковыми Yeezy и Louis Vuitton. Никанор благодарен фейкам за раскрутку, но вот себе пока пару не взял: оригинальную расцветку найти непросто.

После Sharks Никанор сотрудничал с Versace, разрабатывал вдохновленные 80-ми кроссовки для линейки Versace Jeans Couture — но и они остались концептом "из-за измененной стратегии компании". Сейчас он переключился на дизайн аксессуаров, но от идеи выпустить кроссовки отказываться не собирается: "Для меня дизайн одежды — это произведение искусства, а модель кроссовок — это скульптура".


Правильная дверь в новую неделю
Власти Румынии узнали об этом и произвели арест
Новости соцсетей за неделю: у кого квартира в центре, с кем спит Федук, кто зовет на автограф-сессию 17 марта