Тексты

Что такое "кальян-рэп", почему его хейтят и не ходят на концерты

Bahh Tee, босс лейбла Zhara Music, помогает разобраться в феномене новой массовой музыки и делает выводы о ее недолговечности.

Bahh Tee — руководит лейблом Zhara Music и ведет телеграм-канал "Закулисье. Блог одного продюсера".

Этот канал — источник ценной инсайдерской информации о состоянии музыкальной сцены в нашей стране.

Сегодня там Бахтияр препарировал феномен популярности музыки, которую наградили термином "кальян-рэп".

Он на простых примерах объясняет, в чем причина того, что представители этого жанра не собирают концерты, надолго не задерживаются в поле зрения масс и есть ли у "кальян-рэпа" будущее.




О ТЕРМИНЕ "КАЛЬЯН-РЭП"

Не могу сказать откуда пошло это выражение, но под "кальян-рэпом" с недавних пор принято понимать музыку, которая раньше звучала в пацанских девятках, а потом, когда пацаны из девяток пересели в кальянные, вместе с ними перебралась в эти самые кальянные. То есть это музыка, которую слушают повсеместно, которая не перегружена смыслом, в которой есть определенный вайб, которая не претендует на гениальность и долговечность.

Это очень понятная музыка: она должна качать, в ней не должно быть много смысла, она должна играть фоном и не напрягать.




ПОЧЕМУ ЕГО СТАЛО НАСТОЛЬКО МНОГО, ЧТО ЭТО ВРЕДИТ РЫНКУ

Потому что его очень легко производить, именно производить, а не сочинять.

Потому что творчества здесь мало.

Потому что его очень легко копировать: все биты звучат одинаково, текстовая составляющая везде схожа.

Появление такого жанра развязало руки людям, которые всегда хотели быть артистами, но у них не хватало образования, таланта и возможностей. Это очень тривиальная музыка, её легко сделать в домашних условиях и запустить в социальных сетях при небольших усилиях. Учитывая то, что слушателей такой музыки громадное количество, жанр интересен музыкальным лейблам и дистрибьюторам – его слушают много, он хорошо монетизируется. Следовательно, лейблы выпускают "кальян-рэп" в огромных количествах, что быстро перегревает рынок. Учитывая, что в данном формате музыки нет ничего особенного и гениального, слушатель никак не привязывается к песням или к артистам его исполняющим, поэтому очень быстро и часто обновляет свой плейлист, легко вычеркивая надоевшие песни и быстро находя им замену.

Песни, выпускаемые героями жанра, очень быстро теряют свою ценность, вылетают из топов и поэтому приходится выпускать новые песни, чтобы присутствовать в топах постоянно.

Например, условная группа ЛСП может выпустить одну песню за год, и эта песня может продержаться весь год в топе, потому что у данной группы преданный слушатель. При этом Леша Свик, чтобы постоянно присутствовать в топах, должен выпустить за год 5-6 синглов. Почувствуйте разницу.




ПОЧЕМУ ОН НЕ ПРОДАЕТ БИЛЕТЫ?

Потому что люди приходят на концерт не за песнями, а за личностью. Oxxxymiron может не выпускать треки, но он будет собирать. Скриптонит может не выпускать треки, но он будет собирать. Макс Корж может не выпустить в этом году альбом, но он может собрать Олимпийский на 360, в этом нет сомнений. ЛСП, не выпустив нового альбома ("Tragic City" выходил 2 года назад), идут к солд-ауту в 12-тысячной "ВТБ Арене", а до концерта – 2 месяца. Почему эти артисты собирают? Потому что в них есть личность, а их слушатель любит их не только за песни, но и за то, что скрывается за этими песнями. В каждом из них есть уникальность, не важно нравится она вам или нет. Сергей Шнуров в последние годы не выпустил каких-то крутых песен, но он продолжал быть на слуху, продолжал хайпить, потому что в нем тоже есть личность. Люди не пойдут на концерт артиста, которого чаще всего знают по одной-двум песням, которые слушали в плеере месяц, потом удалили.

И тут возникает вопрос: а почему они собственно, должны продавать билеты? Да, они могут выступать в клубах и петь песни, которые звучат в этих же клубах, но они будут выступать там до тех пор, пока их песни в тренде. Тренд меняется быстро, чаще всего артисты данного формата даже не доживают до гастрольной жизни. Происходит это следующим образом: стреляет какая-нибудь песня, стреляет вторая и у артиста начинает букироваться тур или концерты. Спустя 3-4 месяца – к моменту, когда должны состояться концерты – артиста уже нет в топах, и он вообще никому не нужен, тур отменяется. Абсурдно, но происходит это именно так. Именно поэтому сейчас один или два хита не означают то, что артист будет гастролировать. Для того, чтобы артист поехал, нужно сделать гораздо больше, чем записать один или два хита.




ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У "КАЛЬЯН-РЭПА"?

И да, и нет. В стране всегда будет находится слушатель на музыку массового характера. Завтра она будет звучать иначе: может, это будет рэп потяжелее, может, это будет "пацанский" рэп, может, это будет музыка под прямую бочку. Точно одно – это будет музыка, которую легко будет написать, понять, добавить в плейлист и забыть. Такую музыку всегда будут слушать в больших объемах и это неизбежно. Называться это будет, вероятно, иначе, чем "кальян-рэп", но, хотим мы этого или нет, это будет продолжаться всегда. Раньше слушали какие-то пацанские песни, после слушали сопливые любовные песни, после все начали делать песни под прямую бочку, "как у Элджея". Сегодня все делают "кальян-рэп", дальнейшая эволюция жанра непредсказуема, но вполне понятна.




ЧТО СТАНЕТ С ГЕРОЯМИ ЖАНРА, КОГДА ОН УМРЕТ?

Они переобуются. Как правило, артисты, исполняющие подобную музыку очень легко адаптируются под существующие тренды – оно и понятно. Да, как мы уже говорили, это недолговечно, но это работает. Поэтому, на мой взгляд, герои жанра очень быстро сориентируются и начнут делать ту музыку, которая будет в тренде дальше. У кого не получится – будут никому не нужны забудутся через год или два.

Полностью текст публикации можно прочитать по ссылке.



Что главное в жизни? Ответ в этом выпуске
Тот случай, когда интервью с человеком, который смешит, может вызвать слезы
Здесь шутки за двести про основные музыкальные новинки