Тексты
Вопросы: Андрей Никитин

Каспийский Груз: "По этому акустическому альбому будет видно, где и насколько мы подросли"

Разбираем новый релиз вместе с его авторами

Каспийский Груз стал следующим участником проекта VK Музыки "Акустика". Сегодня вышел их релиз, состоящий из 11 самых значимых треков группы в новом прочтении.

На The Flow — подробный профессиональный рассказ о создании этого релиза: как, что и, главное, почему делали и переделывали, плюс, разбор отсылок (тут соседствуют Fugees и Любовь Успенская). По разговору слышно, что сами авторы очень довольны и проделанной работой, и полученным результатом.







Как вы выбирали песни? Это ваш The Best?

Брутто: Из 11 песен 9 — это точно The Best. Десятая — это "Давай уедем", моя хотелка. Одиннадцатая — это песня "Мани-мани", наша с Анаром, но она на моей сольной части альбома, 2016 год, The Брутто. Тоже хотелось показать ее по-новому и новым слушателям. Получилась одна из мощнейших качающих аранжировок. Поэтому решили прямо с нее начать релиз.

Не вошел трек "Табор уходит в небо", потому что в нем все держится на магии вот этого хора. Его никак невозможно переиграть.


У проекта название "Акустика", но если душнить, то больше подходит "Новые аранжировки". Я прав?

Виталий Аффект Соло, музыкальный продюсер проекта: Только по двум песням. Кроме "Черной волги" и "На белом", все акустические. Мы послушали другие релизы [проекта "Акустика"] и захотели сделать интереснее, чем у других.

Брутто: Если подзадуматься, то "На белом" или "Черная волга" — сильные энергетические бэнгеры, по подаче, по давлению. Как ты обойдешься без гитарного риффа?


Как вы выбирали эти треки — по порыву души, по метрикам стриминг-платформ, по отклику на концертах?

Брутто: Чисто из нашей широкой концертной программы. У нас есть программа поменьше, а есть большая, на 25 песен. Это самые значимые песни — наполовину для слушателя, наполовину для нас.

Например, в ней есть 4 песни из 2013 года. Две самые хитовые на то время и две, в которые мы вложили много своего и они звучат очень аутентично. Если помнишь, песня "Была не была". Она не хитовая, но мне всегда хотелось ее исполнять. И вживую люди чуть по-другому ее воспринимают.

Здесь подход был примерно такой же. Я открыл уже хорошо работающий треклист для большого концерта и выбрал самое интересное, держа в голове, что из этого можно круто переложить на акустику. И чтобы звучало узнаваемо, но в то же время по-другому.

А вот как из всех возможных вариантов аранжировок создавались и выбирались аранжировки — это уже к Виталику. У него много и идей, и отсылок, он может сказать: "А вот помнишь та старая песня? Там такое вступление, а потом там…" И он закручивает и завинчивает, я такой: "Да, я на сто процентов отдаю тебе инициативу".


Виталий Аффект Соло: Это весело. Если взять "Осторожно окрашено", то это вестерн, это что-то в стиле Родригеса и Тарантино.

Есть песня "Доедешь — пиши", где клип вообще не нужен. Ее слушаешь и в голове все рисуется. А "Осторожно окрашено" каждый режиссер видел бы по-своему. Но я не снимаю кино, я могу ее насытить музоном, чтобы вы могли представить картинку.


Брутто: Да, все сделано очень небанально. В каждой из аранжировок по несколько интересных ходов и переходов. Виталий сказал, что мы послушали, чтобы понять этот формат "Акустики" и словили себя на мысли, что часто скучновато. И местами предсказуемо. Понимаешь, с чего начнется, чем продолжится и чем закончится. И мы захотели сделать поинтереснее — вроде бы получилось.


Виталий Аффект Соло: Надо делать ремастер по любому, потому что сроки были очень короткие и не получилось все реализовать. В ремастере, думаю, все раскроется. Полтора месяца — мало для такой работы.


Анар: Хочу свою копеечку вставить, я как сторонний слушатель, если отключать тот момент, что я знаю все песни наизусть, то для меня это выглядит как абсолютно новая работа, которая звучит совсем по-другому.


Виталий Аффект Соло: Мы же прокатали [с живой программой] три концерта, и ход был понятен. Но были песни, которые и Тимур, и Анар слушали как будто в первый раз. Это "18+", "Осторожно окрашено", "Пожелай мне", "Давай уедем", "Адик оригинал". Там много нового.


Брутто: Поясню про концерты, в прошлом году мы объявили, что в этом году будет три живых концерта внутри нашего тура. И эти концерты мы готовили с Виталиком и его музыкантами. Но на этом релизе мы практически ничего не повторили из живяка. Потому что на живяке стояла вообще другая задача. Ее очень тирански поставил я. Я сказал, что это все должно быть переиграно живыми, будем использовать минимум плейбека, если плейбек то это какие-то семплы и поверх этих семплов мы все равно должны все сыграть очень близко к оригиналу. Потому что этот тур "10 лет Каспийского Груза", это равно ностальгия, мы должны вызвать ностальгические нотки. Если мы все перелопатим, приджазуем, прифанкуем, это будет полная хуйня. Ностальгических ноток не будет. Поэтому все должно быть сыграно живяком, но очень близко к оригиналу.

А здесь [при записи проекта "Акустика"] было больше полета фантазии у нас всех. Концертное не повторили, сделали все иначе.


Виталий, ты теперь участник коллектива Каспийский Груз? Какой у тебя статус?

Виталий Аффект Соло: Это надо у ребят спросить. Благодаря Вадику Слиму, произошло знакомство с Тимуром. Мы увиделись на концерте, но мы не общались. А потом, у меня есть подкаст, где мы разбираем альбомы. Я пригласил Тимура и оттуда все началось.


То есть, вы сняли видео на ютуб — и стали работать?

Виталий Аффект Соло: Мне кажется, я очень достойно разобрал альбом "Гаддэм 2". Через меня прошло очень много разной музыки, я не лезу как Дудь в личные моменты. А говорить о музыке мне очень комфортно.

Брутто: Давай я добью. У Витали есть подкаст, где он разбирает альбомы, которые ему понравились, или которые, по его мнению, важны для индустрии. И разбирая альбом "Гаддэм", я понял, что у нас вся беседа идет вокруг песен. Не вокруг меня, не вокруг прошлого, а вокруг самой музыки, текстов: "А к чему вот эта отсылка, а вот этот панчлайн…" Первое что я ловлю — что он очень сильно в нашем материале. Второе, что я ловлю — что он очень сильно в материале олдскульного хип-хопа и любого хип-хопа, который есть. Что он делает биты, аранжировки и понимает, какой звук нам с Анаром нравится, он настолько шарит в музыке, и с ним очень легко работать. Поэтому первая работа это подготовка живых выступлений. Три концерта, каждый последующий был лучше предыдущего. В итоге питерский концерт мы полностью записали и выпустим как live-альбом — это была первая работа с Виталиком. Следующая работа — это "Акустика". И дальше уже сольный альбом, который я планирую, даст бог, на следующий год. Я буду совместно с Виталиком в четыре руки работать. Думаю, основные музыкальные идеи будут оставаться моими; я сам буду выбирать семплы, bpm, тональности. А дальше уже мы с ним будем добивать каждый трек и делать его интереснее.

Поэтому не знаю, как ответить на вопрос про статус Аффект Соло в Каспийском Грузе. Но это точно близкий по духу музыкант, с которым мы не раз еще что-то совместное сделаем.


Виталий Аффект Соло: Я себе когда-то сказал, что никогда не буду работать с музыкой, которая мне не близка. Я много лет потратил, чтобы быть независимым и музыкально, и финансово. Каспийский Груз мне очень нравится. Когда тебе это нравится — получается так. Когда ты наемный музыкант, это и звучит по-наемному.


За кем были основные музыкальные идеи на этом релизе?

Брутто:
Мы собрались и часов шесть у меня сидели — обсуждался треклист, определялись с основным стилем каждой песни. Например, я говорил: "Давай выберем одну песню, которая бы строилась на гитарном чесе, была бы похожа на что-то дворовое. Чтобы ребята, которые чуть-чуть умеют играть на гитаре, сразу захотели ее переиграть". В итоге мы выбрали сделать такой песней "Адик Оригинал". Ее очень легко играть. Или я предложил, чтобы одна песня строилась в основном на фоно. Мы выбрали "Пожелай мне".

И за этот день мы отобрали основные стратегические вещи. А дальше Виталик строил у себя в голове и на звуковых дорожках аранжировки, которые мы сейчас слышим. Да, какие-то самые начальные стратегические идеи, вайб, атмосфера — за мной. Все детали, все тактическое исполнение — за Виталиком.

Виталий Аффект Соло: Отсылок много, в каждой песне, даже пацаны всего не знают: The Roots и Fugees, Штар и Успенская... Я знаю много ВИА ("вокально-инструментальный ансамбль", термин родом из СССР, где была запрещена рок-музыка как западный капиталистический продукт; при этом в стране существовали официально разрешенные государством ВИА с идеологически проверенным репертуаром, хотя зачастую играли они те же самые фанк, соул, рок и так далее — Прим. The Flow), у меня отец там играл. У нас была группа ВКонтакте "Советский грув" и мы диггали такие записи. Мне это все близко.


"АДИК ОРИГИНАЛ"

Виталий Аффект Соло:
Тимур сказал: "Я хочу, чтобы это было во дворе".

Я занимаюсь ресторанами, вот тут возле ЦУМа постоянно поют-играют. И уровень у людей бывает колоссальный. Они часто используют кахон (ударный инструмент в виде коробки — Прим. The Flow), тамтамы. И у меня это первая ассоциация с улицей. Отсылки к музыке тут нет, есть отсылка к атмосфере.


"18+"

Виталий Аффект Соло:
Это лаундж. Помните, были [сборники] Cafe Del Mar? Во-первых, это же сексуальная песня. Пляж, сальса, латина и так далее — всего этого в ней много. Она была сделана практически сразу, но вот этот ход "нанана нанана нана" — он появился, когда песня была уже готова. Этот крючок придает ей особый колорит. И в конце она переходит в боссанову — такая пляжная атмосфера.


"ДАВАЙ УЕДЕМ"

Брутто:
Чисто моя хотелка — добавить трек "Давай уедем". Это старый трек 2014 года из альбома "Пиджаки костюмы". Хотелось бы чтобы люди ее заново послушали. Особенно новые слушатели. Чтобы услышали, как и о чем мы в ней рассказали. За все время мы не написали похожей песни. Это песня от лица женщины — интересная, на мой взгляд, работа. И мы ее абсолютно по другому сделали.

Мы сидели с Виталиком у меня дома, я сказал, что нужно вообще ее иначе подать. В оригинале она очень медленная, а местами даже нудная. Нужно ее ускорить — и вообще давай поменяем гармонию, аккорды и так далее; я не хочу переигрывать тот старый бит. Виталя взял гитару, че-то наиграл, самые базовые аккорды — ты частушки сыграл, да?

Виталий Аффект Соло: Базовый квадрат — Dm Am Em.

Брутто: То, на чем строится все русское народное. Я поменял местами аккорды: "Вот это будет наша гармония". И дальше уже Виталик работал. Я примерно спел припев с автотюном — как мне нравилось. Дальше уже Miravi внесла туда своё.

Виталий Аффект Соло: "Давай уедем" — я ее до последнего откладывал. Там не все ложилось. Потому что там сначала был припев Тимура, и это была одна песня, более аутентичная. Там еще как открытый хэт использовались звуки монет — в шапку накидываешь монеты, под микрофон, и когда ты резко поднимаешь, получается открытый хэт.

И потом появился припев Miravi, и это вообще другая песня. И тут на ум пришла песня группы Штар "Красное платье". Там в начале идет испанская гитара. Я встал утром, и она ни с того ни с сего у меня в голове. Я взял этот гитарный чес, нарезал, питч туда-сюда — и отправляю Илюхе.

Илья Тябин и Станислав Полеха — это гитарист и басист, основной костяк. Мы вместе делали десять лет назад Слиму [музыку для проекта Slim & Аффект Соло]. Бывает, я просто прошу их прислать "картошки" — аккордовые партии. Я их сам режу; если понимаю, что надо переиграть, то переигрываю. Всеми ударными, перкуссиями занимался я. Записать фоно мы приглашали Николая Кольцова, флейта — это Никита Кана очень уважаемый в музыкантской среде чувак. Трубы — это Денис Мартынов.

Мы не копировали Штар — у нас другие аккорды, другие тональности. Просто это была отправная точка.


"ОСТОРОЖНО ОКРАШЕНО"

Виталий Аффект Соло:
Я пытался сделать клип — чтобы картинки рождались в голове. Анар у меня — это шериф, опытный, как Томми Ли Джонс в "Старикам здесь не место". Брутто здесь — бандит, которого все ищут, как в "Хороший, плохой, злой".


"ЧЕРНАЯ ВОЛГА"

Виталий Аффект Соло:
У нас же год "Короля и шута". Поэтому я сделал вот это начало — брынь, ч-ч-ч-ч, это как песня "Лесник". Тимур никогда не слушал эту группу. Но тот кто слушает, он приколется с отсылки.

Мы эту песню играли на концерте примерно в таком виде, поэтому по ней особенно нечего рассказать. Семпл, как и "На белом" — классно читается гитара. У меня было 15 или 12 вариантов. Я и баян брал, и аккордеон, чего только не пробовали.

Я уже спрашивал: "Может, мы ее не будем делать? Либо сделать тяжелую". Не прямо роковую, чтобы хип-хоп оставался — помните, как "Colission Course" Jay-Z и Linkin Park? В итоге сделали так.


"ДОЕДЕШЬ ПИШИ"

Виталий Аффект Соло:
Это блюзовая история. Аранжировка "для музыкантов" — она такая стильная, они оценят.

Брутто: Вступление взято из песни Александра Барыкина "Птицы", потому что оттуда был семпл для "Доедешь пиши".


"САМ ВСЕ ЗНАЮ"

Виталий Аффект Соло:
Тут все близко к оригиналу. Если убрать барабан и бас, особо ничего не изменится. Акустика, обычный гитарный чес, ее можно сыграть во дворе. Она такая, как и должны быть, тут особо ничего не выдумаешь. Какие-то песни не надо трогать, мудрить, какие-то нужно просто оставить.

Брутто: Внимательные слушатели выкупят разницу в прочтении. Не только в речитативе, но и в интонации моей и Анара. Когда-то мы записали альбом "Пиджаки костюмы" за ночь дома у Гуфа. Вокал мы записали за ночь. Какое настроение мы тогда передали, сколько у нас было на это времени, таким история и запомнила эти песни. Со временем, с 2014 года, ты постоянно исполняешь эти треки и постепенно выстраиваешь интонацию для каждой фразы, продумываешь все паузы. И песня "Сам все знаю" очень хорошо подана по сравнению с оригинальной версией.

Виталий Аффект Соло: Как и "Мани Мани".

Брутто: Мы же все здесь перезаписали, перечитали… По этому акустическому альбому будет видно, где и насколько мы подросли.


"ПОЖЕЛАЙ МНЕ"

Виталий Аффект Соло:
Мы хотели ее сделать на одном пианино, а потом поняли, что этого маловато. Может быть, видели такие видео: американская тюрьма, заключенные черные ребята делают бит вот этим ударом [по столу кулаком] и карандашом. Я хотел, чтобы эту песню можно было сыграть хоть просто на подоконнике.

Она сделана на минимализме, особой истории и отсылок нет. Когда мы уже закончили, обсудили с Тимуром — не хватает барабанов, и я на куплет Анара их добавил, и на припев.

Аранжировки у Анара везде богаче и там много музыкальных ходов. Потому что у Тимура голос занимает все пространство, ему надо, наоборот, освобождать. У Анара другая подача, я как бы подкрашиваю, делаю насыщеннее. В "Осторожно окрашено" это хорошо заметно. Когда начинает Тима, все расходится, остается эта тарантиновская гитарка. И потихоньку все начинает возвращаться обратно.


"НА БЕЛОМ"

Виталий Аффект Соло:
Это концертная версия с минимальными изменениями. Я очень самокритичный, дотошный, постоянно недоволен, переживаю, если не хватило времени на все нюансы. А здесь все на своем месте — голоса, гитары, ударные. Она отличается от [другой песни с тяжелым звучанием] "Черной волги", ее нельзя назвать супер роковой, она просто как будто утяжеленный вариант оригинала. Очень хорошо звучит.


"GUANTANAMERA"

Виталий Аффект Соло:
Я смотрел как-то в 2022 году фестиваль Белые Ночи, [где выступала Успенская]. Случайно сели смотреть и досмотрели до конца — я был очень доволен. У нее есть песни очень в ногу со временем. Даже проскакивает хайхэт современный, как в трэпе.

Была песня с прифанкованным грувом. В чем прикол: где бы ты ее не включил — телефон, утюг — ты всегда будешь слышать, как построен и сведен бас. Можно приводить другие примеры — альбом Снуп Догга и Фаррелла, где они сделали диско-фанк, — чтобы понятнее было, что мы в этой песне делаем.

Вступление — это отсылка к Fugees, у них есть одноименная песня. Это я так говорю "отсылка", но если этого не знать, ты не поймешь. Это улица, специально небольшое искривление, как будто уличный музыкант играет. И потом начинается диско-фанк.

Слушать Каспийский Груз под такой грув очень непривычно. Но мы пробовали на концертах — и это зашло.

Возвращение Пошлой Молли, альбомы Славы КПСС, Voskresenskii — главный фрешмен
Тут подводят итоги года и составляют планы на следующий
Выбрать самых стильных в русском рэпе непросто, но мы это сделали. В нашем топе — те, кто диктует моду прямо сейчас, и те, кто определял ее чуть раньше
Десятка артистов, которым 2024 год существенно пошел на пользу