Тексты
14 ноября 2014
Kendrick Lamar: "Я не читаю много книг. Я читаю людей"
Много откровений главной надежды хип-хопа
Перевод: Андрей Недашковский
Kendrick Lamar готовится к релизу своего второго альбома и неожиданно разоткровенничался в рамках нескольких радиоинтервью. Он рассказал обо всём: от положения дел в современной музыке до личной жизни. Мы выбрали для вас самое интересное из его высказываний.
Классификация музыки сейчас полностью перекручена. Мы живем во время, когда я сэмплирую в новом треке песню The Isley Brothers — самый соуловый соул — а кто-то расценивает такой шаг, будто я спопсился. И я знал, что так будет. У меня как у музыканта есть четкая позиция. Я хочу вернуть то, что раньше двигало хип-хоп, вернуть его к истокам. Это музыка черных. Это соул.
Горжусь тем, каких успехов добился ScHoolboy Q. Он — моя родня. Я помню, как он ночевал у нас на диване. Чуть ли не из одной миски ели, когда у самих в кармане была лишь пара баксов. Top Dawg принял его. Не в том плане, что сразу принес все ему на тарелочке. Нет. Он сказал: “А теперь тебе придется работать!”. Кью все еще жил уличными движухами, не осознавая своего потенциала. И видеть, как альбом этого парня возглавил чарты — настоящее благословение.
Я нечасто появляюсь в твиттере и инстаграме. Просто не умею их вести! Теряю телефоны. Не шарю в электронике. Не могу освоить постоянно обновляющиеся приложения.
Люди верят тому, о чем мы говорим в песнях. Они руководствуются нашими словами и несут эти слова на улицу. Это не имеет ничего общего с индустрией развлечений. Мы продаем музыку, да. Но мы оказываем и большое влияние на публику. Я ненавижу термин “ролевая модель”, но от него никуда не деться. Когда люди на концертах говорят: “Мы живем твоей музыкой” — это необходимо принять. С этим сталкивались Marvin Gaye, the Isley Brothers, Luther Vandross — они говорили о жизни глазами обычного черного человека, о позиции, понятной многим. Я могу наворачивать заковыристый рэп днями напролет, но в конце концов встанет вопрос: “Кому это близко?” Кто будет искать себя в твоих песнях, сталкиваясь с этим безумным миром и сопротивляясь чувству, что их никто не любит? Кто сделает песни для них? Никто!
Единственная пока песня с нового альбома Кендрика, которую мы слышали. Сначала мы удивлялись ее звучанию, потом — экранизации.
Черная Америка не любит черных исполнителей. Она не поддерживает своих артистов. Она не покупает их музыку. Качают с обменников, жмутся заплатить за билет на шоу. Потому что они не верят в своих артистов. Ты задумывался, каким образом певица кантри Тейлор Свифт может за неделю продать в теперешних условиях 1,3 миллиона дисков? Потому что они в нее верят. И не просто в то, чтобы поддержать ее баксом, — они реально всем сердцем верят в то, что она делает и о чем говорит. Сейчас появляется много новых артистов и каждый старается найти какую-то свою фишку. Совет: найди связь со слушателем. Не гонись за деньгами и популярными синглами. Сделай все, чтобы установить коннект. Сделай так, чтобы люди сказали: “Этот артист — и есть хип-хоп. Он — наша культура. Мы останемся верны ему и будем поддерживать, вместо того, чтобы переключаться на другого рэпера, только что выпустившего горячий хит”. Они останутся с тобой, даже если тебя не будет на радио и твои новые треки не зазвучат в клубах. Ты можешь не быть супертехничных эмси или лириком — нужно просто заряжать людей энергией. Они в это верят. Но стоит тебе начать гоняться за трендом — ты их потеряешь.
Льстит, когда меня ставят в один ряд с рэп-легендами Весткоста. Я здесь лишь благодаря им. Их песни обучили меня всему, что знаю и умею. Я не вправе называть свой успех исключительно собственной заслугой. Хочу лишь продолжить эту традицию в хип-хопе.
“i” — акустическая песня и она серьезно отличается от сыгранных на драм-машинах битов “GKMC”. В таком ключе и будет выдержан новый альбом. Будут живые барабаны. Будет больше эмоций вместо простых комбинаций нажатия клавиш MPC.
Месседж песни “i”, заключающийся в припеве “я себя люблю”, несет огромное значение для молодых чернокожих американцев. Песня может казаться веселой, но она вдохновлена далеко не позитивными вещами, с которыми я сталкивался. Стрессом. Депрессией. Страданием от социального неравенства. Суицидальными мыслями. Она касается всех. Мы не уважаем себя из-за того, как мы выглядим, одеваемся, разговариваем, ощущаем. Мы не принимаем себя такими какие мы есть. Мы все созданы по подобию Господа и чтобы пройти его путь, нам нужно начать с себя. Вот о чем эта песня.
Я страдал и страдаю от депрессии. Особенно это касается последних нескольких лет. Становясь известнее, тяжело уравновесить личную жизнь с занятием музыкой. С деньгами, славой и успехом в твою жизнь приходит хаос и неразбериха. Это сильно грузит.
Финальная сцена клипа “i”, где я криком ору, высунувшись из окна авто, — это демонстрация моей ярости. Разочарование миром. Этой сценой я хотел отобразить динамику мироощущения. Вот ты веселый и танцуешь, но в глубине тебя затаились эмоции, которые ты не хочешь показывать людям ровно до тех пор, пока они бесконтрольно не вырываются из тебя наружу.
Я уже записал где-то тридцать-сорок песен для альбома. Я не хочу называть это “песнями” — скорее, идеи и просто какие-то мысли. Сверхзадача — превратить эти сорок идей-зарисовок-припевов в двенадцать содержательных сюжетов, содержательных песен.
Раньше, как в случае с микстейпом “Training Day”, я мог выпустить релиз, где было бы 26 песен. Такая была у меня разминка. Я готовил себя к сегодняшнему дню, когда я пишу рэп где-угодно: в студии, в машине, просто во время интервью. Десятки песен сделали меня профессионалом и подготовили к главному творческому этапу.
У альбома уже есть название, но раскрыть его я пока не могу. Как только закончу работу над ним и буду доволен результатом, вы все узнаете. Я много времени сейчас провожу за обдумыванием различных аспектов пластинки.
За продакшн на альбоме отвечает та же команда, что и за “GKMC”. Львиную долю музыки написали четыре человека: Sounwave, Thundercat, Tae Beast и Rahki. С ними мы делали музыку вместе, еще будучи подростками. Dr. Dre тоже в деле. Формула та же, но цель в этот раз поставлена серьезнее. Часто прибегая к помощи целого ряда продюсеров, артист теряет собственный характерный звук. Мы держим это в уме и делаем все, чтобы этого избежать.
Альбом все еще может выйти в 2014-ом. Все спрашивают, буду ли я его “бейонсить”. Я не могу так, как она — просто нежданно-негаданно выпустить диск без малейшего промо. Beyonce — гений. Мне с такой не сравниться. Я ходил как-то на ее концерт и то, что я там увидел, просто поразило. Ты видел ее выступления? Нам, рэперам, должно быть стыдно. Она поет, она танцует, она живет на сцене. Это новый уровень.
Насчет своих выступлений Kendrick Lamar уж очень скромничает. Они у него отличные.
Сейчас я не читаю много книг. Я читаю людей. Меня часто спрашивают: “Кендрик, о чем ты будешь говорить на новом альбоме, ведь на прошлом уже разложил всю свою жизнь?”. Это ведь не конец! Меня может вдохновить просто диалог с умным собеседником. Я вдохновляюсь каждый день. Кто-то может обучить тебя новому, кто-то — зарядить энергией.
Нам нужно учиться самоуважению. Ты никогда не сможешь полюбить другого человека или соседа, или стоящего на углу гангстера, если не способен ценить самого себя. Нужно сперва взглянуть в зеркало, а не обвинять в своих бедах всех подряд. К такому взгляду на мир я пришел относительно недавно. Пока я был на гастролях, мой лучший друг потерял младшего брата в перестрелке. Помню, как сильно разозлился, услышав эту новость. Это меня будто вернуло во времена жизни в Комптоне, поскольку человек, его застреливший, был бандитом с соседней улицы. И я понял, что во мне до сих пор осталась злость к тем людям. Это меня удивило. Я задумался: “Почему во мне до сих пор так много злобы?”. Даже несмотря на то, в каком удачном положении я сейчас нахожусь, видимо, со мной что-то не так. Чтобы избавиться от мыслей о возмездии, надо примириться с собой. Человек, нажавший на курок, такой же как я. Тоже черный. Это безостановочный цикл. Мы мстим за наших младших братьев, чтобы вновь терять близких от рук мстителей, вместо того чтобы сказать себе: “Сядь и успокойся. Подумай, что ты можешь сделать, чтобы помочь парню с соседней улицы. Он такой же как ты”.
Сайт The-Flow выходит офлайн и отмечает первые полгода своего существования в клубе Powerhouse — и вы тоже имеете право быть там. Все подробности по ссылкам.
Самое популярное за неделю
Первое за долгое время интервью лидера Пошлой Молли — об экспериментальном альбоме, ночи, проведенной в КПЗ, и запрете въезда в Евросоюз