Кто такой Pop Smoke и откуда взялась мода на дрилл
Башару Джексону 20 лет. Этим летом он громыхнул хитом "Welcome to the Party" — ремиксы на него бросились записывать Nicki Minaj, French Montana, Skepta. В октябре он должен был выступить на фестивале Rolling Loud в Нью-Йорке, но полиция потребовала снять его из лайнапа — по соображениям безопасности.
Через неделю в последний день и по тем же причинам было отменено выступление Pop Smoke на Powerhouse Live — это небольшое препати ежегодного концерта Powerhouse. Не помогло — на следующий день Meek Mill во время своего сета на этом мероприятии вывел Pop Smoke на сцену огромной спортивной арены в Нью-Джерси, с которой прозвучали бэнгеры "Dior" и "Welcome to the Party".
А на самом финише 2019-го Travis Scott дропнул компиляцию проекта Jackboys и клип "Gatti", где сам же и выглядел гостем — от него тут только куплет (и "бугатти"). Новичок Pop Smoke отвечал не только за куплет и хук, но и за музыкальную стилистику, которая почему-то сильно напоминала о том, что сейчас происходит на английской дрилл-сцене.
Кто такой этот Pop Smoke, почему мегазвезды такого калибра хотят с ним сотрудничать, что с его музлом, которое больше ассоциируется не с Бруклином, а с Брикстоном и чем недовольна полиция? Давайте разбираться.
У Pop Smoke нет даже страницы на вики. Зато в 16 лет у него уже был BMW, а в 20 он ездил на "феррари". И это не потому что он мажор — наоборот, он вырос в семье панамских иммигрантов в районе Канарси на отшибе Бруклина — туристы его объезжают стороной, потому что там вообще нечего делать.
Музыку ему пишет продюсер из Лондона. Pop Smoke нашел его в интернете. Дальше ждешь вот этой типичной истории, как начинающий артист и малоизвестный битмейкер кидают друг другу файлы. Нет: Pop Smoke сел на самолет и полетел в Англию. Записываться.
Откуда деньги? Вам наверняка уже понятно. В старшие классы Pop Smoke ходил с браслетом на щиколотке, но не с ювелирным, а тем, который мониторит твое местоположение.
В октябре 2019-го NYPD потребовали отменить выступление на Rolling Loud пяти рэперов. Все это были местные, нью-йоркские, не слишком-то известные в масштабах страны рэперы — Casanova, Sheff G, 22Gz, Don Q и Pop Smoke. Что их объединяет: полиция Нью-йорка считает, что все они замешаны в актах насилия, а издание Fader называет их авангардом нью-йоркской дрилл-сцены.
Субжанр дрилл родился в 2010-х в Чикаго, и его подъем по времени совпал со взлетом преступности в этом городе: из той эпохи слово Chiraq, объяснявшее, что количество убийств в Чикаго выше чем в Ираке. Объяснить на пальцах, чем дрилл начала 2010-х по звуку отличался от трэпа-2010 вряд ли получится. Там, безусловно, есть особенности, но для непогруженного слушателя они не очевидны. По настроению она, как правило, мрачная. Зато содержательно это очень специфичная музыка: она предельно криминальная. Не зря представители чикагской сцены или пережили покушения, или мертвы.
В 2013-м дрилл каким-то образом пересек Атлантику и обнаружил себя в Лондоне. Местом рождения принято считать Брикстон, южную окраину Лондона, откуда родом, кстати, и дабстеп. У представителей UK drill тоже есть свое специфическое звучание: все же помнят ставшее мемом видео комика Майкла Дапаа (он же Big Shaq) про "man's not hot" и "ting goes skraa"? Так вот это была пародия на дрилл, записанная как раз поверх дрилл-инструментала — оригиналы раз и два.
UK drill-сцена наследует субжанру road rap, который популяризировал Giggs (roadman по смыслу это "гангстер", а про то что много лет концерты Giggs запрещались по соображениям безопасности, тоже писалось не раз). Она многое позаимствовала у чикагского дрилла, но многое создала сама.
UK drill-сцена уникальна — и вот чем.
Названия групп порой больше напоминают названия каких-то группировок и кажутся неудачными, если смотреть через призму коммерческого успеха: 67, 150, 814, OFB, NPK, LD, RV — это что вообще такое?
Их концерты регулярно запрещают, но этого мало — запрещают сами песни, а участников сажают в тюрьмы.
Это в свободной Европе? Дело в том, что это предельно криминальная музыка, где насилие не просто популяризируется, а еще и провоцируется — участники одних группировок бросают вызов другим, и так далее. В 2018-м YouTube по требованию полиции удалил более 30 uk drill-клипов — возмутительное попрание свободы слова, не правда ли?
Но есть и drill, который прорывается в чарты — и его не так уже мало. Это, к примеру, упоминавшиеся выше 67 или заслуживающий вашего внимания Headie One.
Ну и каким-то образом этот звук полетел обратно в США и приземлился в Бруклине.
Весной Pitchfork рассказывал про субжанр new york drill, делая материал об одном из его пионеров Sheff G. Смешная/странная деталь: главными хитами жанра на тот момент были треки, которые назывались "Suburban" и "No Suburban" — такое вот многообразие. Несмотря на молодой возраст, Sheff G уже имел судимость и тоже зарабатывал деньги не рэпом. А свой первый хит он записал с одной из первых попыток — и долго не понимал, что вообще делать со свалившейся на него локальной популярностью.
Pop Smoke рассказывал, что ему очень понравился инструментал, который он услышал в треке Sheff G "Panic". Pop Smoke сам играл на барабанах в церковном ансамбле, поэтому ему запомнилась партия ударных. Если вы послушаете сами, то скорее всего реакция будет "Это прикольно, но вряд ли говорит о невероятном таланте битмейкера". Но Pop Smoke подумал иначе и начал искать автора бита. Его звали 808Melo и он жил в Лондоне — в дальнейшем он напишет большинство треков для Pop Smoke, включая главный хит. Так что, если слушая "Welcome to the Party', вы думали, что трек звучит подозрительно в британском духе, то были правы.
Что с ним будет дальше и что будет с нью-йоркским дриллом? Карьера того же Sheff G забуксовала после первых сколько-то успешных треков, толком не начавшись. Видели мы и сценарии, когда артисты стартовавшие намного более успешно, вдруг скисали. Пока Pop Smoke готовит продолжение микстейпа "Meet The Woo". Совершенно необязательно, что он и в дальнейшем будет следовать формуле "британские биты + американское произношение". Возможно, что про бруклинский дрилл мы все забудем примерно через 15 минут. Но пока Pop Smoke нужен всем и даже Travis Scott, а на дрилл-бит от AXL Beat (сопродюсер трека "Gatti" и автор музыки для многих нью-йоркских дрилл-МС) запрыгивает даже Drake.
Что еще почитать по этой теме:
—
Is Pop Smoke the new king of New York?
—The Rapid Rise of Pop Smoke, Brooklyn Rap’s Homecoming King
— Pop Smoke's very New York rise
—
Pop Smoke’s London pilgrimage
—
Sheff G Made Drill the Sound of Brooklyn
Вопросы по тексту оставляйте в комментариях — постараемся ответить на все.