Тексты
Интервью: Руслан Муннибаев

Лигалайз: "Я дотошный рэп-историк"

Лигалайз рассказал о том, как спродюсировал альбом нью-йоркской легенды рэпа Mikey D. И анонсировал свою новую пластинку.




Лигалайз никогда не называл себя битмейкером, но музыкальная сторона творчества всегда была ему близка: можно вспомнить его скретчи в песне группы IFK "Powa" 1994-го или же относительно недавнее продюсирование группы Ярость.Inc. Сегодня вышел альбом нью-йоркского рэпера Mikey D, чья история уходит в восьмидесятые, к дружбе и соперничеству с LL Cool J и многими другими. Пластинка "Day of D'struction" с участием R.A The Rugged Man, Canibus и Mellow Man Ace практически полностью спродюсирована Лигалайзом, давним поклонником Mikey D.

Об этом уникальном опыте — в эксклюзивном интервью The Flow.



В двух словах для тех, кто не собирается искать информацию сам — кто такой Mikey D и когда ты впервые узнал о нем?

Сначала с релизов Sleeping Bag/Fresh Records в самом начале девяностых, на которых Майки выпускал синглы и попадал в сборники в составе проекта Mikey D. & LA Posse. Потом, когда ожидал второго альбома одной из моих самых любимых групп Main Source, и узнал, что он стал её участником, сменив предыдущего солиста Large Pro. Я дотошный рэп-историк и люблю докапываться до подробностей. Читаю и слушаю редкие интервью, изучаю дискографии. И постоянно имя Mikey D всплывало в рассказах многих ключевых персонажей как имя некой уличной легенды. Как антитеза звёздам с экрана, получившим раскрутку. Как хранителя культуры на самых истоках её зарождения, в самом её чистом виде. С самых улиц. Он многократный победитель рэп-баттлов мирового уровня. Он отец целого стиля. Тот самый иконический образ бибоя в спортивном костюме и панаме Kangol, который LL Cool J сделал всемирно известным. Старожилы Куинса говорят, что это стиль как раз Майки Ди. Тот самый образ уличного чемпиона. С бешеной энергией, уверенного в своей непобедимости и постоянно доказывающего это бесчисленными метафорами. Оттуда и начался стиль Лигалайза как рэпера.


Я правильно понимаю, что ты сделал всю музыку к его альбому?


Большинство. Около восьмидесяти процентов. Проект готовился довольно долго и в какой-то момент я вынужден был опять плотно переключиться на свою сольную карьеру (около полутора лет назад), тогда мы и приняли решение включить в альбом музыку от других битмейкеров тоже. Сначала планировали, что будут только мои биты и будет EP, потом проект разросся до иного масштаба со всеми этими фитами и размахом. Но я отбирал, чтобы стилистикой все добавленные биты соответствовали общему изначальному звучанию. Контролировал всё направление: дизайн, сведения, мастеринг. Считаю очень важным для любого артиста, чтобы был кто-то, кто контролирует все тонкости финального продукта и помогает усилить положительные стороны и минимализировать слабые. Для Майки таким человеком стал я на этом альбоме.


Чем он привлек именно тебя? Как ты с ним познакомился, лично или в интернете?


Мы познакомились через общих знакомых в фейсбуке. Я написал ему, что использовал сэмпл с его словами для проекта Ярость Inc. и вообще, насколько я фанат и как сильно он меня вдохновлял на протяжении многих лет. Потом выслал пару битов, потом ещё и ещё. Дружба оказалась плодотворной. Он сказал, что очень органично чувствует меня на моих битах. Что примечательно, его бывший напарник по группе — Paul C — мой абсолютный кумир в смысле хип-хоп продакшна и сильно повлиял на мою битовую стилистику. Наверное, это и показалось ему заметным. Во многих интервью он говорит, что воспринимает меня как некую инкарнацию самого Paul C и только в моих битах он почувствовал то же самое настроение и комфорт. Это, конечно, мне очень льстит, но такие авансы считаю преувеличенными. Конечно, я в принципе не битмейкер, для меня это хобби, но, наверное, то что я сам МС, даёт особое понимание ритмики и как добиться комфорта именно читающего и проявить его лучшие стороны.


Как живут, чем занимаются люди, стоявшие у истоков хип-хопа, но не сумевшие написать большой хит? Каков сейчас его круг общения?


Работают, как правило, на так называемой "9-5" работе. Обычной, благородной и очень мирской. Но, как говорится, настоящий талант не пропьёшь и не задушишь бытом. Он набросился на биты с остервенением и я очень удивлялся, насколько он в потрясной лирической форме. Если не считать наглухо сорванные голосовые связки в многолетних баттлах под холодное пивко. Сначала я парился по этому поводу, а потом понял, что это только добавляет к ауре его матёрости и ветеранской убедительности. Он легенда. Он тот самый чемпион, которым был с начала восьмидесятых. Просто надо было этого чемпиона в нём разбудить, побудить на новые свершения и наконец-то сделать ему тот альбом, которого у него никогда не было и которого он достоин. И, главное, достойна вся хип-хоп культура. Чтобы такая важная и славная глава истории была увековечена и услышана. Может быть звучит и пафосно, но я именно так к этому и отношусь — как к некой кармической и бескорыстной плате культуре, которая меня вырастила и дала мне блага в жизни.


Как протекала ваша работа? Принимал ли он все, что ты делал, и наоборот — отвергал ли ты что-нибудь от него?


Да, он принимал беспрекословно. А я ворчал по многим поводам. Заставлял добиваться понятной песенной формы, дописывать куплеты, делать их чётными и симметричными, а не просто набором фристайлов. Выкидывал песни с синтезаторным мягким звуком, которые он предлагал. Отверг первоначальное сведение, которое он сделал для альбома со своими корешами в домашних студиях. В тот момент я и нашел ещё одного легендарного человека, которому смог доверить сведение и мастеринг. Это Антон Пукшанский — обладатель двух Грэмми, инженер, причастный к записи и сведению почти всей нью-йоркской классики конца восмидесятых - начала девяностых. От Eriс B & Rakim и Kool G Rap до Nas, BIG и Mobb Deep. Можете почитать его резюме на Allmusic или Wiki, дискография в три страницы не влезает. Его участие добавило пушки альбому Mikey D.


Он видел уже много школ — знает ли он что-то о нынешней новой школе хип-хопа?


Всё он знает. Только я сам считаю глупым деление на какие-либо школы, в принципе. Это единая культура, которая постоянно обогащается каждым новым талантливым артистом и находкой. Отрицать, что прогресс происходит и добавляются новые и новые приёмы так же глупо, как и представителям так называемой "новой школы" отрицать, что в основе их сочинительства они используют то, что было придумано и использовалось многими другими людьми задолго до них. Даблтаймом читали Биг Джез, Твиста и Бон Тагс с начала девяностых. Трэп делают в Мемфисе с тех же времён. С вокодером (читай с автотюном) поют Зап и Роджерс с восьмидесятых... И т.д. И всё это нечто новое только для тех, кто не имеет знаний. Изменяются только пропорции и сиюминутная модность использования тех или иных приёмов. В нашем же случае был выбор уместности того или иного звучания. И, естественно, сделали выбор в сторону звучания Золотой Эры, той стихии, в которой Майки и силён. Громкие грязные барабаны и пыльные виниловые сэмплы. Перегруженный звук микрофона и много скретча, который уже стал такой редкостью на современных релизах. Модный и вневременной альбом в своей концептуальной винтажности. Хипстерня, налетай, как говорится.



После ухода Large Professor из Main Source его место занял Mikey D, но спустя некоторое время группа распалась. Сэмпл из "What You Need" позже был засэмплирован в песне Madonna "Human Nature".





Насколько верно, по-твоему, утверждение, что у него взял свой стиль LL Cool J?


Абсолютно. Cool J сам об этом открыто говорит. Само его имя ему дал Майки Ди. Во времена, когда были модны замысловатые приставки к имени, Майки назывался "Playboy" Mikey D и Cool J, которого тогда звали J-Ski, попросил придумать для него что-то подобное. Тогда Майки нарёк его LL - Ladies Love. Так они и ходили: "Playboy" Mikey D и "Ladies Love" Cool J, мечтая о мировой славе. LL Cool J оказался гораздо более предприимчивым в вопросах карьеры и пробился до контракта с Def Jam. Он уговаривал Майки подписать контракт вместе с ним и пророчил их дуэту славу новых Run DMC, но Майки назвал всё это "попсой голимой" и остался на улицах. Победителей не судят и я не хочу с этим спорить, но его история всегда будоражила моё воображение. Как можно быть настолько крутым и оставаться всю жизнь малоизвестным для широкого слушателя. LL Cool J участвует в ските для нашего альбома, где благодарит Майки за участие в его сверхуспешной карьере и признаёт, что многим ему обязан.


Сам ты уже не называешь себя рэп-артистом, почему же тебе так интересно работать с рэперами, будь то Ярость Inc. или Mikey D?


Ну, мы же умные люди и понимаем, что это некое кокетство и защита от тех, кто меня пытается ограничивать какими-то рамками. Конечно же, я рэп-артист навсегда и бесповоротно. Иногда просто я делаю проекты более специальные и не расчитанные на успех у большой аудитории. Как я сказал выше, для меня это некие кармические выплаты музыке, на меня повлиявшей. Как это было с ЯростЪ Inc., когда я пожертвовал парой лет своей карьеры, чтобы сделать тот самый альбом для Джипа — первого русского рэпера, который меня впечатлил. Теперь это делаю уже в глобальном смысле с альбомом Mikey D. Это то, что позволяет мне "зарядить мои творческие батарейки" для моей основной работы, чтобы представить вам мой новый сольный альбом уже в этом месяце.



Скачать Mikey D "Day of D'struction" в iTunes / Google Play

"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"