На подъеме: Лиза Small
Быть девушкой-рэпером в России — значит работать на выжженном поле, практически в полном отсутствии конкуренции. Жительница Петербурга Лиза Small записывает рэп, с одной стороны, по-девичьи одухотворенный и красивый. С другой — непротивный. Совсем недавно у нее вышел альбом "Огонечки". Мы послушали его и подробнее расспросили Лизу о ее музыке. И не только о музыке.
О первой песне
Это был 2008 год. Мне горел зелёный свет в молодежной
политике, которой я посвятила пять лет. За этот срок я насмотрелась на массу
малоприятных вещей в этой сфере и решила, что лидером молодежной общественной
организации быть перестану. Пойду, к примеру, на курсы радиоведущих. Одним из преподавателей был Евгений
Дороган, в прошлом продакшн-директор радио "Максимум". Так вот, как-то на лекции
он рассказал, что у него есть студийка. Я договорилась с ним, сгоношила на первую
запись свою знакомую, тоже Лизу, и мы вместе едем мямлить под какой-то
скаченный из интернета инструментал. Супруга Жени, певица и виолончелистка
Лена Тэ, которая когда-то была в составе СТДК, неожиданно согласилась
спеть нам припев. Кажется, всё было именно так.
О
вовлечённости в рэп
Я шесть лет
во всем этом. В музыке мне комфортно, но если идет речь о сборах на концертах,
о просмотрах, ротациях, публикациях и прочих показателях причастности к
индустрии, по которым все судят теперь об артисте, то тут я в подвешенном
состоянии. Меня преследует мысль, что мне везёт, но понемножку. Может
потому что "Small"?
О ссоре с продюсером
В
какой-то момент мы перестали понимать друг друга. Перегнули с дружбой там, где
должен был сработать профессионализм. Сергей Бахвалов (Директор Subbox,
менеджер Крипла) даже удалил все видео с моим участием с YouTube. Работали
без контракта, все на словах решалось. Я урок извлекла.
О первых выступлениях
Было время, каждую неделю я где-то выступала. В самом
начале нравится это делать где угодно. На каких- то солянках за пару тысяч
рублей вместе с такими же начинающими было интересно. Но уже года три или
четыре я ничего про это не знаю. Вроде есть и вечеринки и наверняка
"открытые микрофоны", но больше баттлы. Но и с баттлами
мне не по пути. Некоторые, конечно, смотрела. Дерзить я умею, матом ругаться,
скажу честно, тоже, но как-то грязи совсем не хочется. Пускай останется только
музыка. Мне по
душе это. Я вижу студийную комнату, вижу лоджик или кубэйс, вижу микрофон — и
меня как подменили тут же. Этот мирок — мой самый любимый.
Об
альбоме "Джеру Салем"
Саша из группы "Восемь по Гринвичу" заглянул на студию, где я записывала людей в
качестве звукорежиссера. Есть у меня такая способность. Так и познакомились.
Записала Саше песню. Ему понравилось. Он признался, что слышал наш с Лёвой
Рэпаком альбом. Обменялись любезностями. Сказал, что еще придет. А я на тот
момент ждала вокалиста в припев песни "Огонёчки", Филиппа Черевко из "Джем
кафе", группа питерская, там еще Егор Сесарев. В итоге, решила попробовать
записать Сашу, у него очень крутой тембр. Пришел, спел. Подумала, что надо еще
раз его пригласить.
Таким непостижимым образом мы насобирали песен на мини-альбом. В процессе работы сошлись взглядами во многом. За музыку отвечал парень
из Украины. Очень молодой и очень талантливый. Зовется David Still. Сейчас,
насколько я знаю, Давид делает музыку для кино. Нашла, услышала его через
страницы Замбези или Типси, не помню точно.
О встрече с Oxxxymiron
Тут
встретились с Мироном на концерте общего друга из тверской группы, которая
играет гранж (имеется в виду группа Пионерлагерь Пыльная Радуга — прим. The Flow). Окси говорит: "Я тебя встречаю в неожиданных местах!" Мы
познакомились на съемках Крипловского приглашения на "Версус", бывает, пересекаемся в городе. С ним интересно поспорить о приоритетах: музыки над
текстом, смысловой нагрузки над музыкой. Наверное, он не думал, что солист его
любимой группы писал все биты мне на второй альбом. Я, в общем, без идеологии
конкретной, выходит.
О
музыкальных пристрастиях
До первого
альбома было очень много сумбура. Но всегда фаворитами были Depeche Mode.
Если о русской музыке, то испытывала всегда уважение к хорошей эстрадной. Носкова
люблю послушать, Антонова. На период записи альбома "#Двадцать" влюбилась в
J.Cole, Mr. Probz. Сейчас я слушаю много джаза. Полюбила живую музыку, наверное,
старею! Теперь у меня
появился виниловый проигрыватель. Давно мечтала. Есть Рахманинов, пластинки
Высоцкого.
Об
отношениях
Есть любимый
человек. Хотя мне советовали прессе отвечать что-то типа "Мое сердце свободно,
где же ты моя любовь?".
Чувства присутствуют. Да, в музыке поддерживает.
О
женском рэпе в России
Не знаю,
почему он такой стрёмный. Наверное, есть у некоторых девчонок в голове картинка,
где она среди мужского окружения, такая крутая, смелая, дерзкая, при этом она
еще и привлекательная. Но в итоге это всё скатывается к грубости, вульгарности.
У меня
довольно-таки классическое воспитание и более чем адекватное окружение. Отсюда
и сложился иной взгляд на речитатив, на культуру. Я до сих пор в восторге от
того, что Фьюз вытворяет со словами. Это поэзия! Кстати, уже видела афишу 5nizz'ы, подумала, вот бы сейчас Krec полным составом увидеть. Такой бы
аншлаг был!
Возвращаясь к
теме, прозвучит странно, заносчиво, но кажется, что конкуренции у меня нет. Я
смотрю на Тати, и понимаю, что у неё другая ниша. Она простая, обаятельная, с
вокальными данными, очень импонирует. Из неё могли бы сделать хип-хоп диву, но
не делают. Видимо есть на это свои причины и планы. Мне очень нравится Елка.
Хорошо, что она ушла с лейбла. Кристина Си, например, очень клевая певица была.
Очень здоровские песни у неё были. И тут, блин, прям видно втюханное ей сейчас
"творчество". Это обидно.
Mad-A и Rena
Они прекрасно
знают, кто я, а я знаю, кто они. К музыке друг друга мы более чем равнодушны.
Можем попить чай с шоколадкой. Без вражды и претензий. Я и с Криплом работала
на той же студии, например. Мы делали совместный концерт с ним, но при этом нам
ни к чему что-то вместе записывать. Меня часто спрашивают, сколько стоит фит с
ним.
О прогрессе в русском рэпе
Сейчас лейблы
снимают фильмы. Есть выходы на другие площадки. Есть линии, определяющие твое
место: ты либо с лейблом, либо сам. Темная
история. Так теряется способность что-то привносить в музыку. Сайты, каналы,
даже уже слушатели ждут, что за тобой будет стоять какое-то объединение.
Пропадает вера в самостоятельность.
О критике
Когда нарвешься на плохой комментарий, это
должно как-то трогать. Раньше сильнее расстраивалась, сейчас уже не так. Помню, когда вывесили клип на одном сайте,
приезжаю на студию, все ржут, дают почитать комментарии, а там: "Я бы вдул".
Это забавно. Говорю: "Ребята, я дождалась". Но, а если без шуток, то хочется,
конечно, аудиторию, способную изъяснятся как-то более культурно и критиковать
конструктивно.
О людях,
к чьему мнению прислушивается
Артистов
постарше. Работала с группой Iowa, у них саундпродюсер крутые
советы давал. Кстати, писала Владу из Касты. Ответил в письме, чего, на его
взгляд, мне недостает, что стоит подчеркнуть. Это мнение мне ценно.
С каких песен начинать слушать
Я каждый день по-разному смотрю на ту или иную свою песню.
Послушайте наш фит с Женей Обоймой "Усталость", а после него
"Наедине" с Фьюзом. Там я в первом случае построже,
во втором — помягче. И будем немного знакомы.
О книгах
Дочитала
"Игру в бисер" Германа Гессе. Вернулась к Набокову.