"Чтобы стать ярым фанатом, в 14 лет достаточно одной песни". Колонка к 10-летию альбома "Mars"
Моя любовь к рэп-музыке началась с западного хип-хопа. В 10 лет мне нравились рэп-куплеты Майка Шиноды (и ничего, что рэпер он средней руки) на альбомах Linkin Park, дальше — мостик в виде “Reanimation” и творчества Fort Minor. А там уже и 50 Cent, и The Game, и первые альбомы Kanye West.
В 2006 году я открыл для себя форум rap.ru. О самом сайте я узнал — и сейчас это звучит максимально абсурдно — из телевизора. По четвергам по MTV был вечерний часовой блок “В центре рифмы”, где играли рэп-клипы, которые как раз сопровождала реклама того самого сайта. На форум я пришёл, потому что на даче наткнулся на канал MTV Base и очень хотел с кем-то поделиться открытием: представляете, есть целый канал, где “В центре рифмы” идёт 24/7. Открыл раздел “Зарубежный рэп” — и сильно удивился, потому что все обсуждали не клип The Game “One Blood”, а кучу каких-то непонятных имён, называли любимого Kanye “педиком” и вовсю обсуждали грядущий камбэк Jay-Z (он куда-то уходил, ого!)
Спустя год с захода на сайт начинался каждый день. Лефтоверы Lupe Fiasco, какой альбом Talib Kweli круче, почему “Stronger” — это не попса, а будущее. При этом раздел “Отечественный рэп” казался чем-то до ужаса скучным, примитивным и отталкивающим. Понятно, что были исключения: всегда с интересом клипы Касты и тайком от самого себя кайфовал от “Будущих мам”, но желания хоть что-то узнать о русском рэпе так и не возникало.
А потом на rap.ru опубликовали песню группы Марсель (тогда ещё не Marselle) “Москва”. Причин скачивать хоть какие-то кириллические названия вроде и не было, но всё же. 10 минут ожидания — и вот, в винампе заиграл тот самый бит. И вдруг оказалось, что русский рэп можно репитить. А ещё он звучит не хуже, чем альбом Kidz in the Hall. Я не понимал отдельные слова, половину отсылок и не сходу уловил камео Гуфа (узнал о нём как раз на форуме).
Но чтобы стать ярым фанатом, в 14 лет достаточно и одной песни.
20 ноября 2008 года я нервно обновлял rap.ru в ожидании релиза. А вот и он — нажать на “скачать” — подождать эти 20 минут — включить альбом. И улететь куда-то в мир, где биты на соул-сэмплах соседствуют с русским языком, а L’One и Nel на двоих раскидывают куплеты, многие из которых я и сейчас отлично помню.
20 ноября 2018 года я попытался найти “Mars” на Apple Music и Яндекс.Музыке — и проиграл. Спас Вконтакте и официальная группа Marselle, где есть плейлист с альбомом (треки, правда, в неправильном порядке).
Сейчас “Mars” кажется очень наивным, но в самом обаятельном из смыслов. “Москва” по-прежнему кажется одной из ключевых песен жанра. “Закрути блант” за 10 лет неплохо растерял в хитовости, а песня “По моим стихам”, которая когда-то казалось невероятно сильной, начинает провисать. Зато заиграли “Дороги” — и это точно самая недооценённая песня Marselle.
Альбом “Mars” 10 лет спустя — это то, что Nas когда-то назвал “trip down the memory lane”. Речь не только и не столько о ностальгии по временам 10 класса, но о времени, когда русский рэп вдруг развернулся не в сторону золотых хитов Wu-Tang Clan и не лощёного гламура клипов 50 Cent. Брал хип-хоп по лекалам J Dilla и подавал его на русском языке — но без “доброй грусти”, а с бесконечной рэп-романтикой.
Через несколько месяцев после выхода альбома я пошёл на первый в жизни концерт. Тогда в Минск привезли Marselle, Смоки Мо и Витька. Даже организовали автограф-сессию в 5 минутах от моего дома. Альбом с автографами Marselle и DJ Booch до сих пор лежит дома. На концерте мы с тогдашней девушкой, которая сейчас мощно выступает на украинском X-Factor, сильно удивлялись: почему половина зала вдруг решила уйти после выступления Смоки Мо и на сет Marselle осталось человек 50. Как так?
“Mars” — это не “Кара-тэ” или “Нет волшебства”. Не “Качели” или “Город дорог”. Но это альбом, через который я открыл для себя эти релизы. И понял, что русский рэп может быть крутым. И вот за эту роль “проводника” в дивный новый мир, с которым мне в итоге очень повезло связать работу, L’One и Nel хочется сказать искреннее спасибо.
В рецензии на “Mars” Руслан Муннибаев назвал этот альбом “лучшим приложением к белым Air Force 1”. И это было попаданием в десятку — я как раз добивал первую пару белых “форсов”, за которую воевал с родителями: мама просто пожимала плечами, отчим называл их “какими-то больничными валенками”. Но желание ребёнка победило — и альбом “Mars” я слушал в самой правильной обуви.
С Русланом — уже много лет как коллегой по Flow — я встречался на выходных. В Москве. Жалко, что не в “форсах”.