На подъеме: Jah Khalib
"Из русских новых имен
Jah Khalib очень крутой", — пишет в твиттере 4eu3. Влади в интервью "Афиши-Волны" говорит о нем как о новой "вспышке". PLC, ведущий баттла Slovo, фотографируется с ним на концерте в Краснодаре.
Достаточно пройтись по трекам
в его группе Вконтакте (их там примерно десяток), чтобы понять: у этих песен есть потенциал. Баллады, но не сладенькие, а мужские, где все говорится крайне лаконично, но теми самыми, нужными словами. Песни, где 808-е барабаны и трещотки очень органично уживаются с понятными и простыми припевами. Песни, которые уже сейчас цитируют Вконтакте и которые не менее здорово будут звучать в клубах. Если подытожить: приятное открытие этого года.
The Flow связался с исполнителем и продюсером из Алматы и попросил рассказать о себе.
О музыке
У меня музыкальное образование — я саксофонист. Сейчас учусь в консерватории, специальность — продюсирование музыкантов, продвижение артистов и все подобное. Саксофон у меня был основным инструментом, а фортепиано – второй дополнительный, обязательный у каждого музыканта. Чтобы он умел по клавишам “ходить”.
Параллельно я писал аранжировки на студиях, чтобы заработать. Звукачом был. Короче, во всех музыкальных стезях себя попробовал. Поэтому мы сами следим за нашими треками, потому что очень мало кто может делать так, как мы хотим. Мы музыкантов подбираем, гитаристов — короче, большой творческий процесс. Мы просто за музыку. Не сказать, что слишком творческие, “не от мира сего” — просто любим делать музыку. И очень рады, что наши песни становятся популярными. Хотя сами до сих пор в это не верим.
Единственный клип Jah Khalib на сегодня — по его словам, очень скоро ситуация изменится
О том, что делает артиста артистом
Любимые музыканты? Люблю Армстронга — брутальный негр, и у него очень тяжелая история. Рэй Чарльз. Да и вообще, любой музыкант, который прошел трудный путь. Для меня, в первую очередь, артист — это не то, как он поет, а то, какую жизнь он прожил. Мы сейчас у себя Вконтакте постим песни легенд музыки. Вот Эдит Пиаф — нереально трудная судьба у музыканта. Высоцкого можно вспомнить еще.
О рэпе, с которого все начиналось
Меня брат с шести лет подсадил на рэп. Я тогда слушал Onyx, DMX, Swizz Beatz — в общем, все, что Def Jam выпускал. Брат мне подарил альбом Влади “Что нам делать в Греции” — так я с Кастой познакомился. На нем я года три висел! Из русского рэпа я слушал в основном Касту. Было Многоточие еще — но это так, чисто с девочкой посидеть под “В жизни так бывает”.
До дворе решили начать записываться, просто: “А давайте рэп почитаем?”. Взяли микрофон от караоке, который в комплекте к DVD-шнику шел. “Хип-хоп иджей” поставили, ну с того времени я и начал биты собирать. Писали какие-то шалости, бредни — “Я гангстер” в шестом классе. Очень смешно сейчас это вспомнить.
В то время у нас в Алмате было три-четыре группы, ну и, наверное, Каста нас спасла. Мы за счет их нарабатывали ритмику. Потом была “Битва за респект” — и с нее началась сильная популяризация русского рэпа. Среди рэперов, конечно, не среди масс. До нас доходили кассеты Ю.Г, Nonamerz, наши пацаны с Байконура Небездари хороший рэп делали. Но я слушал Басту и Касту — короче, порядочный, правильный рэп. Басту — с самого начала слушал, с “Осени” прямо.
"SnD", песня, которая "взорвала" первой. Напоминает канадское R&B — например, Partynextdoor
О шоу-бизнесе в Казахстане
У нас же схема шоу-бизнеса немного иная. Есть такое понятие “свадебный бизнес”, “той”. “Той” — это свадьба. И как артисты зарабатывают? Они на казахском языке поют песни под свадьбы, чтобы там могли танцевать. Делают на этом бабки — и все. А таких жанровых понятий, как “джаз” или "поп”, просто не было до какого-то момента. А сейчас мы все пытаемся это двигать. Вот открылся канал, куда можно закинуть свой клип — если он по формату проходит. Смотришь — “О, кайф, хорошо, наши умеют делать”.
А в рэпе у нас такая проблемочка: ребята делают рэп про рэп. Трушный такой. Это неинтересно: если бы я был простым васькой из деревни и мне бы такое поставили, я бы сказал: “А чо он хочет мне рассказать? О себе, что ли? Пусть расскажет что-то, что мне близко!”.
В Казахстане сейчас все развивается. Правда, минус в том, что дохера говнорэперов появилось. Все, у кого есть рот, читают. Всех бросают девушки, у всех все плохо, все пишут такую, просто убивающе-грустную лирику. Много баттл-рэперов, вот у нас филиал Slovo открылся. Сегодня смотрели заявки, которые пацаны скидывают — очень смешные, конечно. Я люблю баттлы посмотреть, но мне больше нраится Slovo, потому что Versus слишком аморальный. Они по мамкам, по девушкам проходятся, везде одно и то же. У нас в стране вообще это не приветствуется. А так в обыденной жизни баттл-рэп не стал бы слушать.
"Твои сонные глаза", – еще одна баллада
Творческий принцип
Я делаю музыку, чтобы ее простые люди слушали. Чтобы они кайфовали, получали эмоции. Если так рассудить, я не рэпер, потому что у рэперов свои загоны — баттл-рэп, рифмы, техника. А людям приятно слушать пение — ну такое, чтобы “Навсегда только ты”. Но мы стараемся не слишком просто делать. Чтобы было со вкусом.
О Скриптоните
Адиль, Скриптонит, сейчас что-то мутит. Надеемся, у него пойдет такой жесткий разрыв, ждем альбома. Мы с ним пересекались, когда он в Алмате жил. Алматы у нас — как Москва в России: тут все ловят движение. И все рэперы — с Шымкента, с Павлодара — сюда едут, это такой перевалочный пункт для многих. Для Адиля вот, например. Но я не хочу в Москву, у нас и тут все нормально — можем летать на концерты в Россию.
О первых выступлениях в России
Дали два концерта, в Новороссийске и в Краснодаре — ну, клубные тусовки, мы как специальные гости приезжали. 500 человек пришло, для первого раза это нормально. Если честно, я ехал и думал: “Блин, нас, наверное, тут вообще не знают. А вдруг никто не будет петь?”. В итоге все подпевали! У нас в Казахстане не всегда так бывает.
"Сжигая дотла" — песня с очень прилипчивыми припевом
О Газгольдере и Black Star
В апреле у меня выйдет трек с Мотом. Мне симпатичны отдельные люди с Black Star, нравится их маркетинговая и пиар-составляющая, как они какие-то приколы придумывают для продвижения. Та же “Дерзкая”! Нравится креативность их маркетологов, вот здесь они молодцы, на самом деле. Все идет с головы — начальник ведь у них бизнесмен.
Мне симпатичен Лева — своим трудом всего добился, молодец. Матвей тоже красавец, стал звездой, пашет! А в плане творческой схемы мне больше симпатичен “Газгольдер”, именно Баста. Это творчество, которые не требует бизнес-механизмов, схем каких-то. Видно, что ему просто в кайф. И поэтому Басту я уважаю больше, чем Black Star.
Но ни туда, ни туда бы я не пошел.