15 классных песен Пики, которые не называются “Патимейкер”
“Патимейкер” — одна из самых влиятельных песен на русском последних пяти лет. Вместе с “Интро” Грибов и “Рваными джинсами” Элджея она заложила стандарт хаус-рэпа, сильно повлиявшего на популярную музыку второй половины 2010-х.
В ней почти нет нарратива в привычном для рэпа понимании: две минуты Пика просто перечисляет слова, как будто на ходу создавая веселый фристайл. Прикол в том, что это всегда было его творческим методом.
“Пика звучит дико”, — сказал когда-то Баста, “Героиновая музыка”, — так сам артист иронично говорил о своих песнях в нашем первом интервью. Метавшийся музыкально от сумасшедшего психоделического хип-хопа к прямой бочке и обратно, он всегда удивлял не только этим, но и своим хаотичным потоком сознания, идеально ложившимся на имеющиеся под рукой инструменталы. “Патимейкер”, где все фирменные черты Пики были карикатурно выкручены на максимум, стал его даром и проклятием. В тени хита потерялось прошлое творчество артиста, а какие-то последующие работы прозвучали не так резонансно, как могли бы.
Мы восстанавливаем справедливость и вспоминаем 15 треков самобытнейшего рэпера 2010-х.
Как все начиналось — фит с Бастой и Витей АК
Многие впервые услышали Пику на сольном альбоме Вити АК “Жирный”. Там был восьмиминутный трек с участием двух Виталиев и одного Василия. Куплет Пики идет последним, но контрастирует с другими двумя своим шаманским стилем — да, эпитет заезженный, но тут он именно так о себе говорит. Поначалу не просто разобрать, о чем Пика читает, да и потом, когда он начинает с каждым новым тактом менять флоу, проще не будет. Но можно уверенно сказать, что на треке с двумя рэп-звездами 2012 он не потерялся.
Первый локальный хит — “Пепси кола”
В 2013 году Пика уже показывает стиль ростовского ниндзя. Элегантный клауд-инструментал и своеобразный флоу самого артиста, виртуозно играющего оффбитом и паузами — сначала его куплеты хочется выровнять по сетке, потом понимаешь, что химии тут побольше, чем в той самой пепси-коле. А сломанная фонетика в третьем куплете вообще звучит как заклинание.
А вот Пика трушный: приджазованный бит и его поураспевный флоу прекрасно сосуществуют друг с другом. Хотя даже тут это все звучит как рэп с другой планеты: в середине песни возникает зияющая пауза, потом все словно бы замедляется, а потом опять приходит в норму.
“Фрайдэй найт” — сложно, но красиво
На альбоме 2014 года “Аоки” Пика ушел дальше в рэп-психоделику. “Фрайдэй найт” — яркий пример того, как замороченно и сложно он тогда звучал. Музыка, в которой что-то сломалось: кричит ребенок, ударные сбоят, словно бы заевшая пластинка, текста совсем мало, но важность не в нем, а в том, с какой интонацией Пика говорит то или иное слово. Если хотите, сейчас что-то подобное делает артист Недры.
“Бэйби” — здесь Пика поет
Под угрюмый бит а-ля Clams Casino, где все грохочет и тонет в ревербе, Пика поет в околоямайской манере. Как полагается настоящему самураю, он слагает хокку о возлюбленной: вырванными из контекста эти строчки покажутся полной ерундой, но собранные вместе дают ошеломительный эффект.
Песня-кричалка: “Так и живу”
В песне 2016 года, открывающей прорывной для Пики альбом “A L F V” (это на нем был “Патимейкер”), рэпер очень точно формулирует принцип, по которому мы собирали и этот топ: “Выбираем только то, что прет нас самих”.
Здесь в полной мере проявляется метод артиста, которому экспрессивные эдлибы важны не меньше слов. В припеве он то орет, как бросающаяся на жертву зверюга, то ритмично дышит, словно совершает освобождающую духовную практику.
“Я люблю кричалки и припевы, строящиеся на зацикливаниях одной фразы, — говорил он нам в интервью. — Моей маме, например, не нравится такая лаконичность. Говорит, пиши ты песни про любовь, про девушку, про маму. “Ну что ты проговариваешь одно и то же, как пластинка заевшая? Представь, если бы я с тобой так же общалась: “Ну да, Виталик. Ну да, Виталик. Ну да, Виталик”. Тебе бы понравилось?”. Она это видит так, а я на зацикливаниях бэнгерских банально вырос, любил их и люблю”.
Не все запомнили, но в 2016 году у Пики была и такая песня, где встретились три стиля, три артиста, в 2010-х создававшие собственные микромиры. Причем каждый раскрылся по-своему: Сергей нагнал невеселой афористики, Тимур примерил на себя пиджак героя криминал-муви, а у Виталия все такой же термоядерный фристайл и не ограниченный ничем полет мысли.
"Rock-n-Roll & Gun" — пожалуй, лучшая форма Пики
Альбом “A L F V” в равной степени вдохновлен как традициями психоделической рэп-школы Ростова, так и саундом дискотечных танцполов, где несется евродэнс, гэридж и хаус. Песня “Rock’n’Roll & Gun” построена на трансовом сэмпле, в ней перечисляются важные для региона вечеринки, а люди, которые на них собирались, предстают чуть ли не носителями какого-то тайного знания. Так и хочется быть одним из них.
“УЕ” — добро пожаловать на дискотеку
Такую абсурдную EDM-рэп-телегу легко представить в репертуаре, скажем, группы Little Big. “УЕ” производит впечатление наскоро зафристайленной вещицы, к которой и сам автор относится с минимальным уровнем серьезности, но Пика при всем этом очень обаятелен, когда несет чушь и конструирует непристойные абстракции, вырывая их из своего потока сознания.
“УЕ” выходила в двух версиях. На первую сняли клип, где девушек поили молоком и плевали скиттлзами в камеру (4,5 миллионов просмотров), а вторая попала на EP “Go”, релиз, на котором Пика экспериментировал с мемфис-вэйвом и, будто серфер, бросался на новую и не изученную для себя волну.
"Astro" — снова танцы, но уже другие
Globoos Ei — сайд-проект Пики, организованный им вместе с Ploty, ранее известным, прежде всего, как автор музыки к “Патимейкеру”, а сейчас — еще и как артист, сотрудничающий с лейблом Элджея.
Альбом Globoos Ei — это танцевальный рэп, где Пика веселится как хочет и отбивает пятюни солнечным зайчикам, залетевшим в окно. Финальный трек “Astro” — это песня про человека, который во всех смыслах улетает. Песня-марево, песня-мираж, ее сложно пересказать, но еще сложнее выключить.
Тут хочется сказать о встрече учителя и ученика: генеалогию рэпа Пики очень легко проследить от раннего Муровья, когда тот еще состоял в группе Slozhnye. Здесь оба залетают на бумбэповый бит, но даже его Пика очень быстро осваивает. Пара диких эдлибов, неожиданных пауз, пропетых строчек — и все, трек уже его. Здесь же цитата для лучшего понимания артиста: “Мой рэп — это не выход, а вход за рамки”.
"Живое" — анти-”Патимейкер”
Пика превращает непостоянство стайла в свой центральный творческий прием. Первое, что хочется сделать после ознакомления с песней “Живое”, — загуглить, кого же из русских поэтов он тут цитирует. Не так уж легко поверить, что рука автора строк “Они тычут факи-дули, ай не продули” вывела пейзажную лирику такой красоты и созерцательной глубины.
Очень недооцененная песня: “Пополам”
Альбом “Kilativ”, выпущенный в 2018 году, как нам кажется, был преступно недооценен. Эффект от “Патимейкера” прошел, попытки повторить его оказались неудачными, а те слушатели, кто полюбил Пику за ранние психоделические работы, ушли, обидевшись на заигрывания с хаусом. При этом альбом оказался мощным, потому что Виталий сделал все, чего от него не ждали.
Просто хорошая песня: "Эклеры"
Еще один мини-шедевр с “Kilativ”: целая картина разговора двух людей, нарисованная парой штрихов. Здесь хочется отметить то, каким разным бывает Пика, даже когда использует один творческий метод: использовать слова как облака тегов и много раз повторять один и тот же куплет.
Необычная танцевалка: “Благодарю”
На последнем номерном альбоме “Mount” много реверансов танцевальной музыке: есть и хардкор, и драм-н-бейс. Особняком стоит “Благодарю”, кривобокий хаус с автотюном, где мысль Пики все так же стремительна и нелинейна. Вынести отсюда хочется такую строчку: “Схватываю, верещу, публичность не ищу. Впитываю внутрь с тобой эту красоту”. Она лучше любого интервью расскажет, как артист живет и как пишет песни.