“Uncut Gems” — адреналиновый раш и лучшая роль Адама Сэндлера
Название “Неограненные драгоценности” (“Uncut Gems” в оригинале) неплохо рифмуется с карьерой Адама Сэндлера — многие годы этот человек был известен преимущественно благодаря простеньким комедиям, но в итоге заработал уважение драматическим талантом. За эту роль ему пророчили “Оскар”, но фильм не попал ни в одну из номинаций, хотя собрал по 90 процентов позитивных рецензий от критиков. До этого Сэндлер говорил в шутку, что если он не получит премию, то снимет самую отвратительную комедию — сейчас у него контракт на 4 фильма для Netflix, так что угроза может сбыться.
“Uncut Gems” сняли братья Сэфди, рок-звезды независимого кино, сделавшие “Хорошее время” с Робертом Паттинсоном (его лучшая роль) и клип Jay-Z “Marcy Me”. В интервью для Pitchfork среди самых любимых видеоработ они называют группу Стекловата — к тексту про фильм это относится слабо, но что-то говорит о них как о персонажах. А еще Сэфди сотрудничают с компанией A24, которая помогла с дистрибуцией любопытным картинам последних лет: “Маяку”, “Леди Берд”, “Лунному свету” и “Неограненным драгоценностям”. Видите приписку “А24” — значит, вас ждет что-то крутое.
Главный герой — еврейский ювелир Говард Раттнер из Нью-Йорка. В его салоне за двумя прочными дверьми висят многочисленные фотографии с рэперами и атлетами, которым он напродавал брюликов, но сейчас у него все плохо — он должен денег разным людям, к нему стучатся коллекторы, а жена требует развод после иудейского праздника Песаха. Многое должно измениться, когда Говарду придет посылка с редчайшими черными опалами из Африки, которые он продаст на аукционе за миллион долларов. Но все идет не по плану — в итоге следующие несколько дней превращаются для него в адреналиновый раш, который, как кажется, приведет сюжет как минимум к инфаркту. Cопровождается это эмбиентом от Дэниэла Лопатина (Oneohtrix Point Never) — пока вокруг Говарда творится хаос, на фоне в редкие моменты спокойствия звучит электроника, в которой как будто слышится перезвон драгоценностей.
Это очень нервное кино. Говард пускается в крысиные бега, которые иногда прерываются на суетливое топтание на месте, много и нагло лжет, часто теряет контроль и физически отталкивает — вообще, здесь тяжело кому-то симпатизировать, даже реальным людям вроде The Weeknd и баскетболиста Кевина Гарнетта, который играет тут важную роль второго плана. Вот зритель и занимается весь хронометраж поиском стоящего в невзрачном. Под конец это настолько выматывает, что хочется либо принять душ, либо сходить проветриться.
Возможно, не просто так в начале картины после сцены с исследованием “кишечника” шахты идет сцена медицинского исследования кишечника Говарда. В первом случае драгоценности-то нашли, а вот разглядит ли зритель эти самые uncut gems в главном герое — большой вопрос.