Тексты
19 декабря 2014
Kто снимает клипы отечественным рэперам
К кому обращаться, если вы хотите снять хип-хоп клип
Текст: Ринат Тукумбетов
О Павле Худякове и Рустаме Романове вы наверняка слышали. А вот еще шесть режиссеров, благодаря которым клипы отечественных рэп-артистов выглядят лучше, чем могли бы. The Flow рассказывает о тех, кто стоит за видеоработами Кравца, 25/17, Наума Блика, Гуфа и the Chemodan.Андрей Давыдовский

Кто такой:
Московский фотограф, художник, дизайнер, режиссер. В объективе Андрея девушки становятся женственнее, а мужчины — брутальнее. Он снимал как обложки глянца, так и каверы для альбомов рэперов. А еще клипы для Басты, 25/17, Жары и группы Brutto.
Прямая речь:
"Момент, когда я начал работать с видеоформатом, настал сам-собой. Как естественное продолжение моего пути в фотографии. У большинства фотографов, много снимающих музыкантов (имею введу моих западных коллег), рано или поздно, картинка начинает двигаться. Для меня это было очень органично. Тем более, что до клипов у меня уже был большой опыт работы с видео в рекламе — черное пятно моей биографии, как я шутя его называю. Там я получил большой опыт съемочного процесса как такового, на всех его стадиях: от сторибордов и PPM-ов до монтажа и озвучания, пройдя все круги ада, от раскадровщика до режиссера и творческого директора видео-продакшна.
Приоритет у меня, как у клипмейкера, всегда был один — достижение максимально возможного результата при так или иначе ограниченных возможностях и ресурсе. У нас с 25/17 многолетнее сотрудничество, многолетний творческий процесс, с самого начала их московского периода. Фактически, мы вместе формировали их визуальную эстетику, которая впоследствии, как оказалось, повлияла и на многих молодых русских рэп артистов, и на жанр в целом.
При создании видео-версии "Подорожника" мне довелось визуализировать две серии ("Поезд" и "Зима-мама") Кроме этого я выполнял функцию арт-директора проекта. Так как работало несколько автономных съемочных групп, "фильм" нужно было приводить к общему знаменателю. Не нарушая при этом чужих замыслов и не доминируя своим стилем и взглядом. Второй задачей было грамотно вписать мои истории, стоящие некоторым образом особняком, ввиду визуальной подачи, в общую канву. Насколько это удачно получилось, судить уже зрителю".
Алина Пязок

Кто такая:
В портфолио жительницы Санкт-Петербурга мы видим: сотрудничество с Alai Oli, фотоотчеты с фестивалей и концертов, работа на лейбле "Газгольдер", съемки "Спасибо, Ева!" и "Версуса", клипы для групп Little Big, Animal Jazz, Amatory, the Chemodan, Джамала, Хамиля и десятка других артистоа.
Прямая речь:
"Рэп-исполнителей надо понять и быть с ними на одной волне. Со всеми работается по-разному, у каждого своя история. Они все очень интересные как персонажи, очень хотелось бы не ограничиваться только клипами. Идеи? Всё это зависит от исполнителя и песни. Иногда сразу. Иногда смотрю кучу референсов, советуюсь с людьми. Просто я не знаю, как рождаются идеи".
Иван Золотухин

Кто такой:
Родился в Екатеринбурге, живет в Москве. Режиссер анимационного кино. Работал на Свердловской киностудии и на телеканале 2x2. Занимается продвижением российских фильмов на международные кинофестивали. Экранизировав песню Наума Блика, основанную на стихотворении поэта Саши Черного, Иван защитил диплом во ВГИКе.
Прямая речь:
"Передо мной стоял вопрос: может ли авторская анимация быть востребованной или сколько-нибудь популярной? Казалось, что может. Связался с Димой (Наум Блик), предложил совместный проект — по рукам. На "Бродского" клип уже был, поэтому остановились на "Черном".
Работа заняла почти год, поэтому благополучно сорвали все мыслимые сроки премьер. Были периоды, когда отходили от работы, и периоды, когда работали взахлеб. Технологически это сложно: рисовали анимацию на кальке, фазовали и прорисовывали, затем сканировали, убирали фон и только в конце совмещали в финальное видео, добавляя эффекты.
Тогда еще не было краудфандинговых платформ, поэтому очень криво собирали деньги через блог на тумблере, чтобы оплатить труды аниматора и фазовщика. Отсюда и собрали около 15 тысяч, да и то основную часть пожертвовал друг, который выиграл на ставках на футбол. Я понял, что попадание в аудиторию есть, когда клипом стали делиться Вконтакте парни с автоматами на аватарах.
С "Колхозниками" (клипом Кровостока) была другая ситуация — делал быстро и все сам. Выложил в сеть и на следующий день позвонил Дмитрий (Фельдман), сказал, мол видели клип, спасибо, попадание 95%, мы ведь тоже художники, ты знаешь. От "Колхозников" осталась из ВГИКа статуэтка человека с киноаппаратом, оценило студенческое жюри".
Таир Мамедов

Кто такой:
Родился в Баку, работал в Москве, снимает фильмы в Лос-Анджелесе. Как клипмейкер Таир причастен ко многим видеоработам, в числе них клипы Jukebox Trio, Кравца и Жени Дидура.
Прямая речь:
"Много раз переслушиваю песню с закрытыми глазами — ловлю ассоциации. Подмечаю интересные находки в интернете на разных сайтах, сохраняю себе в папку "Идеи для клипов". Главное — чтобы нравилась песня и была крутая атмосфера на съемках. А с этим у нас всегда в порядке".
Сергей Легкий и Артём Атом

Кто такие:
Двое самобытных клипмейкеров, решивших в один момент объединить усилия. Теперь под вывеской Onedar Films они снимают видео Кажэ Обойме, Криплу, Гурмэ, Гуфу.
Прямая речь:
"Рэп-исполнители в плане "съемки" делятся на два класса. Первые — это те, кто относятся к этому как к работе, ответственно-заинтересованные, очень творческие, готовые в любой момент включиться в процесс. Вторые — те, для кого это хихоньки-хаханьки, выпить-покурить, лишь бы снять.
Со вторыми наши дороги со временем начали расходиться. В какой-то момент мы поняли, что если хотим расти - то должны достигать синергии с исполнителем в плане результата. Признаемся: в клипе Смоки Мо отплясывали настоящие индейцы, а в видеоприглашении The Chemodan у девочки в руках реальная базука.
Мария Унжакова и Павел Сидоров

Кто такие:
Не просто клипмейкеры, а еще и супруги. Именно они затащили Сергея Мезенцева в видео группы Ленинград, именно они сняли Евгения Гришковца в ролике "Видеть жизнь".
Прямая речь:
"На самом деле, мы достаточно быстро определяемся с тем, что будет происходить в клипе, как мы это снимем и где. От момента когда мы послушали песню и до окончания съёмок прошло дней десять.
Вообще, снимать клип одним кадром — не самая простая в техническом плане задача. Процесс работы строится примерно как в театре: ты очень долго репетируешь, а потом всё оживает. Из семи дублей два запорол я, ещё три — лошадки, из оставшихся двух мы выбрали финальный.
Помню, что мы были на локации в 17:00, а "мотор" у нас был в 2:00. Больше всех было жалко ребят из массовки. Чтобы согреться, они жгли костры, обстановка напоминала пионерский лагерь. Вообще, с рэп-исполнителями достаточно трудно работать. Есть определённые рамки, в которые сами себя загоняют артисты. Или материал диктует что-то не совсем интересное. К счастью, у нас была полная свобода действий, ну и музыка, что порадовало, помогла сделать интересный проект».
Самое популярное за неделю

Скандал вокруг "удаления" первого альбома Гуфа, Bushido Zho сделал предложение, Unki не завидует жопе Мэйби Бэйби

Много лет он безуспешно генерировал кринж-инфоповоды. Но на этой неделе придумал такой, что о нем написали все