Тексты

"Гриша базарит откровенно": разбор альбома OG Buda "Скучаю, но работаю"

В рубрике "Разбор" редакторы The Flow и приглашенные гости отвечают на главные вопросы о заметном музыкальном релизе и ставят ему свои оценки. Сегодня обсуждаем альбом OG Buda "Скучаю, но работаю". Спецгость — Feduk.

НАПИШИТЕ ОБЗОР НА "СКУЧАЮ, НО РАБОТАЮ" БУДТО ЭТО ТВИТ


Кирилл Бусаренко: Рэп про бывшую альбомного масштаба.

Карина Бычкова: Альбом человека, который решил собрать камни, но они полетели в огород бывшей.

Андрей Недашковский: Сюда просится любой мем формата “Drake из тех, кто”. Да, после альбомов, вдохновленных Поп Смоуком (“Sexydrill”) и Rio Da Young OG (“FreeRio”), OG Buda записал свой альбом Дрейка. И я вижу в этом методе проблему.

Андрей Никитин: 29-летний рэпер выпускает на волю внутреннего Дрейка, встречает кризис среднего возраста (сильно переживает по этому поводу) и впервые так много говорит о том, что на сердце. Он читает, что на носу третий десяток — и его грусть понятна. Что он ощутит, узнав, что после 30 лет начинается не третий десяток, а четвертый?

Feduk: Stoned & sexy infantilism <3



ЛЮБИМЫЙ ТРЕК


Бусаренко: “6AM в Будапеште”. Ни строчки про бывшую, много разочарования в русских рэперах (в каком-то смысле тоже “бывших”).

Бычкова: “Раньше / Диего”, в котором Гриша констатирует, что его любимый рэпер отстает от времени, да и OG Buda видит, что сам приближается к тому же. Но только сильный может признаться в слабости.

Недашковский: “Касание” — из-за ранимости, с которой Буда волнуется, не прошел ли уже его пик; из-за очень удачного припева с ритмическим крючком в конце каждой строчки.

Никитин: Задающие магистральную линию "Для тебя" и "Не думать" и не очень похожий на весь остальной альбом густой трэпчик "Клинингу".

Feduk: "Для тебя", "Сердце </3 Время", "Касание" (припев)



ЛИШНИЙ ТРЕК


Бусаренко: Тот, на котором вы устанете слушать про бывшую.

Бычкова: Все на своем месте.

Недашковский: “Заслужила”. “Печалька по экс” — великий жанр, в котором написаны тысячи хороших песен. Но это не одна из них — много банальностей.

Никитин: В "По другому", "Строчки о бывших" и "Мучаешь" какие-то мысли повторяются уже по-второму кругу.

Feduk: Токсичный вопрос для любого автора.



САМАЯ ЗАПОМНИВШАЯСЯ СТРОЧКА


Бусаренко: “Я смешал в себе Браза, Лигу, Джино и Фьюза”. Можно котировать Дрейка и Янг Тага, но все равно в тебе будет отзываться “в руке пульт, клик-клик, каналы TV”, а на фит ты позовешь кумиров молодости.

Бычкова: “Интересно, я скучаю по старому себе с тобой или это чувства”. Любим ли мы людей или то, какие мы рядом с ними? Хороший вопрос!

Недашковский: “Зай, не целуй меня прилюдно, нам пока что рано / Мое сердце — Feduk, One Love, одна любовь, реально”. Отношения этих двоих — самый кайфовый броманс в русском рэпе. Снимите себе уже комнату, а лучше — студию и запишите релиз на двоих.

Никитин: "Тяжело писать, пока в стране, — ха, ты знаешь сам" — это уже много с учетом всех законов.

"Съем твою пунани, ты это заслужила" и "Понимаю животных, со мной говорит твоя киска" — даже лирическому альбому пригодятся панчи как на "FreeRio".

"Снова стал кидать занчики в мае / Бля, какого хуя уже сентябрь?" — интересно перекликается с классическими строчками о зависимости "Зима началась в сентябре и закончилась в мае. А, может, еще не закончилась — честно, я не знаю".

"Мы бухали паль, похуй, что акциза нет / И мы носили паль, похуй, что чуть другой цвет / И мы читали паль, похуй, лишь бы читать рэп" — а это бесшовно вошло бы на релиз Рыночных.

Feduk: "Ты как клад, забираю в касание".



КАКИЕ У АЛЬБОМА СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ, ЗА ЧТО ЕГО ПОЛЮБЯТ


Бусаренко: Это самый цельный альбом рэпера — он сам иронично говорит об этом: “Неужели альбом будет одинаковый из грустных песен?” В образе Буды появляется глубина — он признается, что боится пройденного пика; вспоминает, как хорошо было в изоляции, где его никто не трогал; упоминает, что 13 раз был в больнице, потому что у него панкреатит, а он не может бросить пить дрянь.

Бычкова: Искренность всегда привлекает, а избавление от токсичной маскулинности, диктующей парням, что они должны постоянно быть “в тонусе”, играет на руку всем. Девочкам нравится, когда ловелас и душа компании — а таким обычно представляется OG Buda — показывает свою уязвимую сторону. Мальчикам подобные проявления в принципе помогают — как минимум, чтобы легитимизировать выражение своих эмоций.

Недашковский: OG Buda здесь уличный романтик, который даже на студийке с пацанами тайком листает инсту бывшей и мысленно ведет с ней диалог, осмысляя свою жизнь через неудачу прошлых отношений. Со многими это резонирует.

Никитин: Интересно, когда Буда показывает свою "слабую", мягкую, рефлексивную сторону. Вокруг слишком много рэпа, где автор прячется за стенами хвастливых строчек и говорит о том, чего не проживал.

Feduk: Гриша базарит откровенно и чаще всего на очень жизненные и актуальные темы, о которых многие предпочитают только шептаться, сплетничать, либо вообще не говорить вслух. Я думаю, именно за это его и любят, либо я его люблю за это и поэтому так транслирую.



ЧТО БОЛЬШЕ ВСЕГО НЕ ПОНРАВИЛОСЬ


Бусаренко: Большую часть альбома Буда читает о прошлых отношениях — и текстово эти песни сливаются в одну.

Бычкова: Жаль, что все это делается при помощи самоутверждения на фоне бывшей.

Недашковский: Использовать в своей музыке наработки крупнейшей звезды мира — не криминал, Буда давно говорил, что Дрейк для него важный артист, даже лого OVO себе на ребрах набил. Но у меня складывается впечатление, что работа с оглядкой на других, движение в рамках чужих координат, не может не сковывать.

Никитин: Не нравится злопамятный герой трека "Интересно" — но во-первых, для этого должно сильно болеть, а во-вторых, не каждый готов с такой стороны себя показать.

Feduk: Больше всего не понравился этот вопрос. Объясню: я не идеализирую своих близких в музыкальном искусстве, но есть специальные ребята, под названием "критики", которые взяли на себя роль, подробно разбирать и оценивать арт и его качество, по своему субъективному мнению, и чаще всего их музыкальный бэкграунд и “наслушанность” оставляют желать лучшего. Можно по пальцам пересчитать профессиональных музыкальных критиков, а все остальные, просто токсики-хайпожоры. В школьной курилке можете оценивать, что хотите, аминь!



ТУТ МОЖНО ПОГОВОРИТЬ О ПРОДАКШНЕ


Бусаренко: Разнообразный — то джерси-клаб заиграет, то Yeat type beat, то даркушный R&B по типу последнего альбома 6lack. Но в памяти не откладывается. Скорее выполняет роль татами, на котором рэпер может опробовать флоу-техники и мелодические приемы.

Бычкова: Я ни за что не зацепилась, для меня альбом звучит как одна длинная песня, что, может, и неплохо в случае релиза про чувства и загоны.

Недашковский: Мелодраматичный торонто-рэп — каркас альбома. Встречаются и глитчевые решения в стиле Lil Uzi Vert, гипер-поп, джерси-клаб с переходом в драм-н-бейс (“Сердце </3 Время”), рэйдж-звучание (“Клинингу”) — в музыке хватает ярких моментов.

Никитин: Когда слушал, думал, как же круто местные молодые битмейкеры сейчас воспроизводят актуальное рэп-звучание. Но обратная сторона в том, что у них не появляется своего почерка — как мне кажется, поэтому они и остаются в тени для широкой публики.

Feduk: Прод идеально подходит под настроение альбома (по текстам и сюжету) и Гришин вкус в этом направлении.



OG BUDA — ПО-ПРЕЖНЕМУ ОДИН ИЗ ЛИДЕРОВ ПОКОЛЕНИЯ? А ЗА СЧЕТ ЧЕГО?


Бусаренко: Можно посмотреть так — большие площадки собирает, в туры по стране ездит, стримы внушительные (даже в ушедшем спотифае у него больше полумиллиона слушателей в месяц; кажется, это немало), новый альбом в топ-3 чартов. Значит, лидер. А с другой стороны он сам читает: “Мой любимый рэпер уже не вывозит — на нём сказалась старость / Слушаю молодых, понимаю, что к тому же приближаюсь”.

Бычкова: У OG Buda есть сразу несколько красивых историй, случившихся с ним на пути к успеху — трагическая и яркая с погибшим соратником Lil Melon; трушная с Федуком, верившим в звезду Гриши, несмотря ни на что. Буда ценит этот вклад и сам старается делать что-то подобное — поэтому в альбоме хватает рассуждений о “розданных фитах” и “проебанных шансах”. Если объединить эти ветки в один букет, получается, что для достижения цели важно иметь близких, которые помогут тебе в нужный момент. Думаю, эта идея в целом симпатична человеку из России, а в случае рэпа и вовсе “является частью вселенной”.

Недашковский: Возможно, отчасти за счет того, что на горизонте не появилось никого, кто мог бы его сменить. И хотя в его карьере пока не случилось большого хита “для всех”, у него есть многое, чтобы быть звездой: пацанское обаяние, чувство юмора, панчлайн-скилл, когда две твои строчки расходятся на тысячи тиктоков, лояльность аудитории.

Никитин: Сила любви. Он один из лидеров, как мне кажется, еще и потому, что несколько лет назад старался сконнектить и подружить очень неоднородную среду фрешменов. В его рэпе часто встретишь слово "любовь", у него в инсте информация в профиле много лет одна и та же — слово "люблю". В общем, секрет Гриши в том, что он давал коллегам и фэнам много любви, и она к нему возвращается.

Feduk: Частью ответа может быть 5-й пункт. Плюсом к этому идёт свежий взгляд Гри, опять же вкус и понимание западной культуры с флёром венгерской паприки и стаканчика водочки из тюменского падика.



КАКИЕ ТРЕНДЫ, ТЕНДЕНЦИИ РЭПА НАШЛИ ТУТ ОТРАЖЕНИЯ? ИЛИ, МОЖЕТ БЫТЬ, ОН САМ ЗАДАЕТ ТРЕНДЫ?


Бусаренко: Примерно в один промежуток с альбомом Буды Seemee написал песни о потере и ответственности, Saluki зашил в альбоме страницы из дневника, Скриптонит дал покопаться у себя в голове, Thrill Pill зазвучал в “фулл депрессед моуд”. Что если это новый тренд?

Бычкова: “Скучаю, но работаю” встраивается в линейку лирических альбомов от актуальных рэперов — плюс-минус Гришиных ровесников — всегда активно использовавших мачистский нарратив. Прошлым летом у Соды вышел “Native Strangers”, в котором он рассуждает своем пути, времени, и об одиночестве. Недавно Seemee выпустил исповедальный релиз “Holod72”, посвященный рефлексии о боли и переживанию скорби. Сентиментальные вайбы, демонстрация слабостей, отказ от циничности хотя бы на те 40 с лишним минут, что длится альбом, да, тенденция в этом есть.

Недашковский: Тренд на искренний рэп сейчас прослеживается все отчетливее. Нельзя бесконечно делать вид, что ничего не происходит. Кейс Scally Milano показал, что аполитичность никого не защитит от проблем. И если в условиях цензуры опасно говорить по факту, то хотя бы тональность своей музыки можно менять, чтобы она соответствовала цайтгайсту. OG Buda говорил, что артисты сейчас не чувствуют дух времени. Но сейчас отразить его можно только вне зоны цензуры. Острых высказываний OG Buda не делает, ограничивается одной безопасной формулировкой (но и это на фоне его коллег выглядит смелым мувом).

Никитин: Есть тренды, которые находят отражение в плейлистах и чартах. Есть тренды, которые находят отражение в сердце. По-моему, Гриша ориентировался именно на вторые.

Feduk: Хз насчёт трендов — я не шарю. В России это странно работает. Дрилл популял годик и загнулся (в РФ), большого дрилл-хита не было. Так же и хайпер-поп. Может так же будет с джерси, но на джерси у меня больше ставок — как будто пукнет вот-вот что-то большое в этом направлении. Но этот альбом Будэк сделал секси и от души, поэтому я хз на счёт трендовости. Откровенность сейчас в тренде?



ДАЙТЕ АЛЬБОМУ ОЦЕНКУ ПО 10-БАЛЛЬНОЙ ШКАЛЕ


Бусаренко: 6

Бычкова: Ставлю 6 — респект за искренность, но этому страгглу я посочувствовать не могу.

Недашковский: 5

Никитин: 8

Feduk: Десять из десяти разбитых сердечек.



ОЦЕНКА THE FLOW: 7.0

"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"