Тексты
Андрей Недашковский / фото: Искан Райтеров

Ресторатор: “Versus стоит смотреть с 16, а комментировать с 25 лет”

Организатор баттла Versus рассказывает, зачем ему свой лейбл, идут ли драки на пользу проекту и в чем сходство между баттлом и порно

Надо ли объяснять, что такое Versus Battle и почему за последние два года он стал чуть ли не главной платформой, где рэп-артист может заявить о себе широкой публике? И не только заявить — состоявшиеся звезды жанра с большим (и не очень) успехом тоже принимают в нем участие.

Формальным поводом для интервью с Александром "Ресторатором" Тимарцевым, идеологом и организатором баттла, стал запуск лейбла Versus Music. Да, бренд расширяется. Теперь это не только лишь "шумные" вечера в баре 1703 или концерты формата "main event", но еще и попытка объединить баттл-рэперов под одной крышей, их букинг и развитие гастрольного потенциала.

Но список тем, затронутых в ходе интервью, этим не ограничивается. О баттле, который прошел вчера за закрытыми дверями, мы тоже спросили.



Расскажи, зачем тебе лейбл Versus Music.

Идея создания возникла примерно два месяца назад. Это скорее выражение моей лояльности к артистам, нежели коммерческая история. Но даже на столь раннем этапе определенный профит для артистов появился, плюс работа с нами нисколько их не ограничивает ни в каком плане.


Какие артисты там состоят?

К нам уже присоединились Витя CLassic, Саша Скул, Obe 1 Kanobe, Паша Техник, Mc Moonstar, Bes (Da Tempo) и Drago.

Дико разношерстная толпа, да? Но если подумать, их всех объединяет одно: они давно в деле и каждый с годами создал собственный узнаваемый стиль. Что такое узнаваемый стиль? Это, например, такой стиль, который можно спародировать, и все сразу поймут, о ком речь.

Все эти артисты годами делали настоящий хип-хоп, такой, каким они хотели его видеть. И кто-то может сказать, мол, вот они все столько лет в игре, а большие залы все еще не собирают. Так потому что это настоящий хип-хоп для таких же хип-хоп голов! Я считаю, что это, наоборот, достойно уважения.


Я верно понимаю, что это не лейбл в полном смысле слова, а просто объединение баттл-рэперов, сплоченных вокруг некой общей идеи и взглядов?

Все верно. Versus Music — это не лейбл в прямом понимании слова. Скорее, творческое объединение.


Ты можешь эти идеи и взгляды сформулировать?

Хип-хоп немыслим без баттлов, а баттлы — без хип-хопа.


А тебе самому музыка этих артистов нравится?

Мне нравится желание этих артистов работать и быть услышанными. Мы неоднократно сталкивались с ними по рабочим моментам и мне понравилось их отношение к делу. У одних очень нравится музыка, например, у Вити Классика. Другие выдают сумасшедшие вещи на баттлах. Это все искренне с моей стороны, если ты об этом спрашиваешь.


Зачем артисту идти на Versus Music?

Разумеется, самым мощным из инструментов, которые у нас есть, является реклама через ресурсы Versus. Помимо этого, публикация релизов на музыкальных площадках. В ближайшем будущем — осуществление букинга, работа с видеооператорами и звукозаписывающими студиями. В данный момент я активно навожу контакты с битмейкерами.


А человек, никогда в баттлах Versus участия не принимавший, может к вам попасть?

Основной интерес для меня представляет Versus Battle и люди, которые готовы активно принимать в нем участие. Если артист пожелает присоединиться к нам — запросто, мы найдем ему интересного оппонента на баттл. Критерия только два: желание и умение что-то делать.


Почему среди артистов нет Джубили и Галата?

Изначально обговаривалось их участие, однако амбиции ребят не позволили им соседствовать с остальными участниками Versus Music. Я не считаю, что это был правильный шаг, но каждый сам выбирает свой путь. А с ребятами я бы с удовольствием прокатился по городам.


Какие вообще перспективы у баттловых МС в России? Представим на минутку, что проект Versus закончился — и кому они нужны? Могут они давать концерты? Будут ли на такие концерты ходить люди?

Гарри Топор — прямое тому подтверждение. Баттлы — это способ привлечь публику на свою сторону, а не наоборот. Если персонаж не интересен как творческая единица — он никому не будет нужен, независимо от того, чем он занимается.


Почему так мало баттл-рэперов превращается в полноценных артистов?

Во-первых, это не всем интересно. Если ребята едут баттлить, а не на конкурс песен, то они баттлят, и это получается отлично. У них своя аудитория и эти вещи стоит разграничивать. Во-вторых, для написания текста на баттл и написания песни требуются совершенно разные навыки. Есть те, кто это совмещает, и очень успешно.

Но даже если посмотреть на Запад, где эта тема существует намного дольше, то мы увидим, что лишь крошечная часть баттл-эмси выпускают значимые релизы. Зато они являются настоящими повелителями баттловых площадок.


Летом ты анонсировал сольный релиз. Долго еще будешь писать?

Долго. Я прекрасно понимаю, что его ждут от силы человек двадцать, но они реально ждут. А вот темп жизни не позволяет разрываться сразу на все моменты — у меня же работа, семья, Versus. Во время отпуска записал пять из восьми треков. Как только появится необходимое время, сразу закончу и выпущу.


Нет такой мысли, что организатор крупного рэп-баттла — раз уж большинство узнали тебя изначально именно в этом амплуа — сам рэп читать не должен?

Расскажи об этом PLC! Я с этого начинал и не собираюсь прекращать. С каждым разом получается все лучше, значит однажды будет уже хорошо. А вообще это не так уж важно. Мне это дерьмо нравится, и это главное.


Проект "Межсезонье" закончился полгода назад. Какие впечатления?

Алкогольные флешбеки. Мы не ведали, что творили. О "Межсезонье" или хорошо, или никак!


Доволен ли реакцией публики на "Межсезонье"?

Вполне. На самом деле, если серьезно, я очень даже доволен "Межсезоньем", при всех очевидных минусах. Давайте вспомним. Состоялось несколько очень ярких баттлов — D.Masta против Галата, Yung Trappa против Feduk.

Можно сколько угодно говорить, что второй пример вообще не имеет отношения к хип-хопу, но посмотрите, сколько мемов и пародий он сгенерировал. Просмотры говорят сами за себя. Людям надо немного расслабиться и перестать ко всему относиться так, будто они хип-хоп-проповедники. Я вот реально в меру своих скромных сил пытаюсь что-то делать для развития хип-хоп культуры, помогаю тру-артистам, но при этом могу от души поржать и над очевидной клоунадой. Почему-то всеми уважаемого ветерана хип-хопа DJ 108-го не смутили кривляния Янг Траппы, а вот школьников смутили. Это глупо, будьте проще.

Далее, Марина Кацуба против Drago — максимально зрелищный баттл двух разных дисциплин, двух полов. Спорно — да, но значимо, обсуждаемо? Безусловно! D.Masta против ST (этот открытый баттл тоже был частью "Межсезонья", если кто забыл) — чуть ли не самый эпичный баттл за историю "Версуса" по накалу страстей и с предысторией, растянутой на семь лет.

Были и провалы. Например, мертвая толпа на баттлах в зале "Аврора" и выступление DEF'a. Но такие вещи невозможно предугадать. Я не снимаю с себя ответственность, я лишь хочу объяснить. Баттлы нашего формата — это хрупкая штука. Одна ошибка с локацией, артистом, толпой — и атмосфера рушится, как карточный дом. У меня, к сожалению, нет дома инструкции "Баттлы в России для чайников", я все тестирую с нуля, методом проб и ошибок.

"Межсезонье" выполнило свою функцию, я закрыл дыры в бюджете проекта, а остаток вложил в лигу Fresh Blood, который сейчас является нашей самой передовой площадкой. Все круто.


Проект запомнился не только яркими выступлениями, но и тем, что на нем произошло несколько драк. Как ты к этому относишься?

Это идет на пользу просмотрам. Баттлу — нет. Не стоит соглашаться на участие, если не можешь держать себя в руках. Я всегда проговариваю перед баттлом, что создание подобной обстановки никому не на руку. Ну и разумеется, никого у нас не убьют и не покалечат, всегда есть охрана.

Но в конечном итоге это не институт благородных девиц, а баттл, и если ты не готов к агрессивной атмосфере и соперничеству, не надо сюда идти. Либо выбирай себе противника миролюбивее — это тоже ок.


После баттла соперники мирно общаются или наоборот, даже не смотрят друг на друга?

Я видел обе ситуации. Все дело в отношении к батллу. Но ничего поделать с тем, что гораздо интереснее наблюдать за баттлом, у которого имеется конфликтная предыстория, чем за баттлом ради баттла. Это природа человека и против нее не попрешь.


Баттл стал финансово успешным?

Увы, бухгалтер из меня хуже, чем креативщик. После "Межсезонья" в проекте остались какие-то деньги, но они полностью крутятся в нем, а я все так же продолжаю работать пять дней в неделю и жить на это, а не на рэп. Не вижу в этом ничего зазорного. На Западе подобные баттловые проекты лишь с годами начали приносить серьезную прибыль. У нас все впереди.


Вы с супругой сейчас ждете второго ребенка. Начиная с какого возраста ты показывал бы Versus своим детям?

Это аналогично просмотру порно. Не буду показывать. Сам найдет, если будет интересно. С порнографией я познакомился в возрасте восьми лет. Versus стоит смотреть с шестнадцати, а комментировать с двадцати пяти — вот мои рекомендации.


Я верно понимаю, что сейчас на первое место в Versus будет выводиться именно лига юниоров, Fresh Blood? А выступления артистов калибром покрупнее будут проводиться реже?

Все верно. Запуская сериальную историю с Versus мы загнали себя в рамки периодичности, и зачастую количество уступало качеству. Лучше редко, чем стыдно.


Ходят слухи, что Oxxxymiron и лейбл Booking Machine принимают очень большое участие в организации Versus Battle. Прокомментируй, пожалуйста.

С Мироном в последнее время получается контактировать не чаще раза в месяц, и говорим мы не о баттлах. Но года два назад он, безусловно, повлиял на меня в плане моего интереса к западным баттлам с заранее написанным текстом. Я тогда в основном топил за фристайл, а он уже давным-давно бредил новым форматом. Насколько я знаю, с Хайдом из Slovo они тогда тоже общались на этой волне. Что касается Ильи Мамая из Booking Machine, то около года назад он, как частное лицо, начал помогать мне с организационными моментами оффлайновых "мейн ивентов". Versus-тур он делал, была очень крутая туса.


Что ты знаешь об отмене баттла Луперкаля с Noize MC?

Мне поступила информация, что оба участника готовятся к баттлу. С Луперкалем мы обсуждали конкретные моменты. Когда удалось связаться с Ваней, выяснилась его незаинтересованность. Не знаю, было ли это первоначальным решением или пришло со временем. Очень жаль.


Я знаю, что ты всеми правдами и неправдами делаешь так, чтобы информация о баттлах не проникала в сеть раньше времени. Поэтому в моем вопросе не будет конкретики, не будет имен. Звучит он так: "Когда мы сможем увидеть тот самый баттл, которого все ждут вот уже почти год?"

Брол активно готовится, он в отличной форме. Скоро это свершится!


И, наконец, последний вопрос — самый важный. Саша, твое любимое пиво?

Newcastle Brown Ale.



Friendly Thug 52 NGG живет на студии. Канье ненавидит всех (даже собственные альбомы). Как Замаю перестать быть злым
Обсуждаем группу Kunteynir, личность Паши, а также наши пересечения с ним в жизни
Воссоздают события последних недель жизни Паши Техника и всей его творческой биографии