Тексты

Шульман: "Прокуратура интересуется треком Оксимирона из-за его позиции"

“Чувствую некую личную ответственность за Оксимирона и его творчество” — говорит политолог. Дежурный по Окси, которого мы не заслужили!

Политолог Екатерина Шульман (руководство РФ считает ее иноагентом) выступила в эфире ютуб-канала “Bild на русском”. Одной из тем разговора стал Оксимирон — и планы прокуратуры по признанию его трека 2009 года экстремистским материалом.

“Я чувствую некую личную ответственность за Оксимирона и его творчество, — ответила Шульман. — Экстремистскую песню я не слушала, я и ту песню, в которой про меня поется, [“Агент”], послушала месяцев через шесть после того, как она вышла, потому что я в этом очень мало понимаю.

Песня как инструмент протеста — история стара как мир. Когда люди собираются вместе — в особенности, если им грозит некая опасность, — то пение хором — это способ объединиться, воодушевиться, подбодрить себя. Какие только песни не выполняли эту роль — “Интернационал”, “Дубинушка”. Иногда и песни, казалось бы, мало подходящие, выполняли эту роль.

Зачем нужно это все кодифицировать и признавать конкретную песню экстремистским материалом, привлекая к ней дополнительное внимание? Это тоже такая бюрократическая логика.

Сидит, например, прокуратура, ей надо как-то участвовать в происходящих процессах. А у прокуратуры нынче не очень много полномочий. Чем ей заняться, она не всегда знает. <...> Все работают: управление “Э” в каждом ОВД есть, они ловят экстремистов, хотя с этим тоже есть проблема — всех уже либо переловили, либо выгнали за границу. Приходится настоятельно изготовлять экстремистов, либо уж назначать экстремистами первых попавшихся граждан. Есть, понятно, ФСБ — те ловят шпионов-преступников-террористов. При деле. А прокуратура что? Следственный комитет расследует какие-то особо важные преступления со стороны муниципальных депутатов, которые сказали: “Нет войне”. Они тоже как бы заняты. Поэтому на долю прокуратуры остается: “Ну вот послушали песенку, она экстремистская”.

Что еще может быть важно: они же не то чтобы сами отслушивают по вечерам плейлисты и думают, где здесь экстремизм. Граждане обращаются, и надо как-то на это реагировать. Другое дело, что эти обращения могут быть плодом чьего-то нездорового воображения. Обычно граждане, склонные к написанию доносов, пишут много доносов, такая веерная деятельность. Совсем не отвечать им тоже нехорошо. Скажут, что ты как-то вяло относишься к своим обязанностям.

Оксимирон — человек подозрительный: уехал, выступает, в пользу украинских беженцев деньги собирает. То есть явно “не патриот”. То есть, наверняка там какой-то экстремизм должен быть.

Но я не могла не заметить следующего: эта песня, “Последний звонок”, если я не ошибаюсь, 2009 года. Она довольно старая. А шутинг [в Керченском колледже], который задним числом, как кажется проверяющим, связан с этой песней, записанной в 2009 году, произошел в 2018 году.

Но ни в момент написания песни, ни в момент самого шутинга, никого эта связь логическая не заинтересовала. <...> Если бы исполнитель не заявил таким отчаянным образом свою общественно-политическую позицию, может быть, и на эти доносы бы не обратили такого внимания, и вообще не так бы пристально прослушивали песни Оксимирона.

Борьба с рэперами и борьба со стендаперами — тема не полугодовой давности. Мы помним, что за стендаперами начали охотиться еще в начале 2020-х, когда выяснилось, что они популярны и владеют вниманием молодежи. А молодежь — вообще публика подозрительная, у нее ценности какие-то не те. Надо обращать внимание и на нее, и на тех, кого она слушает. И в особенности после 24 февраля пошли ловить — ну физически делать это затруднительно, как-то виртуально отлавливать — рэперов, потому что выяснилось, что у них тоже какая-то не такая патриотическая позиция. Одновременно с этим всячески поощряются патриотические певцы, которые возят с концертами в, как это называется, “новоосвобожденные” территории. Так что тут видна последовательная политика”.




Friendly Thug 52 NGG живет на студии. Канье ненавидит всех (даже собственные альбомы). Как Замаю перестать быть злым
Обсуждаем группу Kunteynir, личность Паши, а также наши пересечения с ним в жизни
Воссоздают события последних недель жизни Паши Техника и всей его творческой биографии