Тексты
Текст: Карина Бычкова

“Синий трактор”, “Барабулька”, “Сигма-бой”: как устроен мир виральных детских треков

Почему детская музыка такая приставучая, сколько ее слушают по всему миру и кто выпускает ее в России

Детские хиты набирают миллионы и даже миллиарды прослушиваний, что не всегда по зубам даже таким суперзвездам, как Тейлор Свифт или Лана Дель Рей. О том, как устроены виральные треки для детей, почему они им нравятся и кто их выпускает — в нашем тексте.


“СИГМА-БОЙ”

“У России только два надежных союзника: Юра Борисов и “Сигма-бой””, — так в рунете реагировали на громкие инфоповоды этой зимы: номинацию российского актера на “Оскар” и мировой успех песни, спетой на русском двумя 11- и 12-летними певицами Betsy и Марией Янковской. К весне песню про сигма-боя слышал уже, наверное, каждый, причем не всегда по своей воле.

Трек написал отец одной из девочек, Михаил Чертищев, в соавторстве с артистом Мукка, а дальше “Сигма-бой” стал генерировать инфоповоды. Песня завирусилась в TikTok и соцсетях по всему миру, возглавила чарт “Viral Songs Global” в Spotify, оказалась в топе чарта Billboard "Hot Dance/Pop songs", появилась в аудиоколонке совы из Duolingo в Париже, затем была упомянута в Европарламенте (немецкий политик Нета Риль из партии Volt, набравшей на последних выборах 0.79% голосов, высказалась, что песня пропагандирует патриархат и пророссийские нарративы) и движения “Сорок сороков” (те увидели в “Сигма-бое” сексуализацию подростков), а также нашла защитника в лице главы ЛДПР Леонида Слуцкого. В Украине же Совет национальной безопасности назвал песню “инструментом информационной войны Кремля”.

Сейчас у трека, на который даже не сняли клип, более 97 миллионов просмотров на YouTube и почти 59 миллионов стримов в Spotify. В конце января Mash писал, что за 39 миллионов прослушиваний “Сигма-боя” в шведском стриминге Чертищев получил 15,6 миллиона рублей.



“Один из секретов моего успеха в том, что делаю взрослый продакшен для детских треков, а смыслы, естественно, я вкладываю скорректированные детские”, — объяснял причину популярности трека Михаил. А Мукка же рассказывал, что до того как приступить к написанию песни не знал мем про сигм: “Про аудиторию девочек-подростков тоже ничего не знал — просто умею пользоваться гуглом. Забил в поисковик топ-10 популярных слов у зумеров, а дальше даже не помню, использовал их или нет. В любом случае, это такая гиперболизация”. Вместе с тем Мукка точно знал песню Ирины Аллегровой “Младший лейтенант”, из которой он позаимствовал (и чуть модифицировал) строчку “Все хотят потанцевать с тобой”. Мэшапы, конечно же, появились очень быстро.




"БАРАБУЛЬКА"

Еще один виральный детский хит последнего полугодия — песенка про барабульку, которую исполняет 14-летний Вова Солодков из Керчи и которого Thrill Pill предлагал позвать на YouTube-канал Toaster.

Вот какой в ней текст:

Ты вчера сварила рульку
Жирную, свиную рульку
Не хочу твою я рульку
Хочу я барабульку
Булька, булька, барабулька
Булька, булька, барабулька
Булька, булька, барабулька
Хочу я барабульку




Артист, который исполняет “Барабульку”, принимает препараты от ювенильного ревматоидного артрита, поэтому медленно растет и выглядит значительно младше своих лет. “Барабулька” — одна из первых песен Солодкова. Мальчик участвует в стендап-шоу, записывает юмористические скетчи, занимается вокалом в Академии Николая Агутина, снимается в сериале “Блогеры на каникулах” для телеканала СТС-kids и играет одну из ролей в Керченском драматическом театре имени Пушкина.




“Барабульку” написал и спродюсировал Петер Небенгауз, о котором в интернете пишут, что он “актер и ювелир”, но о его музыкальной карьере в сети ничего не известно.

Когда оригинал завирусился, у него появилось множество пародий, в том числе “Бабулька” авторства блогера Bsweedy. “В этой версии автор песни не хочет есть другое блюдо, а описывает свои интимные отношения с пожилой женщиной”, — вот как обтекаемо о треке говорится на сайте Genius. Кавер с геронтофильским уклоном и матом в тексте ожидаемо не понравился Вове и его маме, а Bsweedy вскоре заявил, что готов удалить песню с площадок за миллион рублей. Сейчас “Бабульки” на стримингах уже нет, но другие треки, также созданные по мотивам мемов — “Альтушка для скуфа”, “Chill Guy Freestyle” — в его каталоге остались.

Удаление трека поддержали не все. Так, 1 февраля несколько подростков пришли на встречу с блогерами в петербургский ТЦ “Охта”, чтобы снять тиктоки с выступлением Вовы под “Барабульку”, а потом поменять звук в видео на “Бабульку”. За день до ивента Солодков записал ролик, в котором он садится в машину скорой помощи, а за несколько часов до начала шоу предупредил, что приехать на него не успеет. В итоге пришедшие на выступление Вовы стали кидать яйца в других блогеров, а когда организаторы прервали встречу и попросили всех разойтись, стали хором скандировать нецензурные ругательства.

В середине февраля у “Барабульки” появилась англоязычная версия. Аннотация к клипу на YouTube поясняет, о чем идет речь: Barabulka — translated from Russian into English, it means the name of the mutton fish.


ДРУГИЕ ВИРУСНЫЕ ТРЕКИ И ПОЧЕМУ ОНИ НРАВЯТСЯ ДЕТЯМ

Виральные треки для детей — не новое продюсерское изобретение. Мегахиту “Baby Shark”, который в 2020 году стал самым просматриваемым видео в истории YouTube и набрал более 15 миллиардов просмотров, в этом году исполнится десять лет. А первая популярная версия “Baby Shark” попала в интернет еще в 2007-м: она была на немецком языке и тоже стала танцевальным хитом. Оригинальная песня и вовсе датирована началом XX века: ее пели в детских лагерях возле костра. Фан-факт: в 2019 году городские чиновники Уэст-Палм-Бич, штат Флорида, включали эту песню на повторе в парке, чтобы там не ночевали бездомные.

Не менее заметная детская песня с 7 миллиардами просмотров на YouTube — “Bath Song” 2018 года, которая учит маленьких слушателей мыться. В ней всего один куплет, а также несколько повторяющихся припевов про очищение разных частей тела. Мотив очевидно делался с отсылкой к “Baby Shark”, где также много раз повторяется слово “doo”. Еще один референс “Bath Song” — английская песня про паучка “Itsy Bitsy Spider”, датированная 1940-1950 годами; ее авторство не установлено.

Детских песен с миллиардными прослушиваниями много. Как правило, их объединяют простые для восприятия слова с неким поучительным смыслом, прилипчивый мотив и множественные повторения текста. Примечательно, что самые популярные детские хиты на YouTube — это современные версии старых и даже старинных песен. К примеру, в основе и “Baby Shark”, и “Bath Song”, и "The Wheels On The Bus" (7 миллиардов просмотров), и "Baa Baa Black Sheep" (4,4 миллиарда просмотров), и множества других вирусных хитов лежат песни, которым от нескольких десятков до нескольких сотен лет.

Еще один детский хит с мировой популярностью — “The Spark” от Kabin Crew & Lisdoonvarna Crew, который британский Rolling Stone назвал главным хитом лета 2024-го. Но “The Spark” — это уже не анонимная перепевка известной детской песни, запущенная под анимационный видеоряд. Это хип-хоп-бэнгер с драм-н-бейс-мотивом, исполненный ирландскими подростками от девяти до двенадцати лет. Артисты, спевшие “The Spark”, участвуют в двух музыкальных группах Kabin Crew и Lisdoonvarna Crew. Причем последняя команда состоит из подростков, живущих в приюте для беженцев, а в составе Kabin Crew есть дети из Нокнахини — одного из самых социально неблагополучных пригородов ирландского Корка. Включите видео ниже, вы наверняка слышали этот трек в рилзах: к настоящему дню у “The Spark” более 64 миллионов прослушиваний в Spotify.




В России, помимо “Сигма-боя” и “Барабульки” есть и другие детские хиты. Главным саундтреком для тех, кто только недавно родился, остается белый шум, который на протяжении трех с лишним лет периодический вытесняет из топ-чарта Apple Music Kizaru и Оксимирона (признан иноагентом). А тот, кто хоть раз проводил время с малышами от года до трех, едва ли смог скрыться от прилипчивой песенки про синий трактор, который “по полям, по полям едет к нам”. На YouTube у нее более миллиарда просмотров.

Что касается более взрослой аудитории, то на нее был ориентирован другой хит Betsy и ее папы Михаила Чертищева, а также дуэта M&A: “Симпл Димпл Поп Ит Сквиш”. Песня появилась как реакция на распространение антистресс-игрушек — поп-итов, симпл-димплов, сквишей — ставших популярными в 2021 году. Трек завирусился в TikTok, а затем и в остальном интернете.

В нем такие строчки:

Если голова болит
Симпл-димпл, поп ит, сквиш
Поп ит, сквиш, поп ит, сквиш
Что? Ха-ха, ха
Роскомздрав не запретит
Симпл-димпл, поп ит

Комментарии к видео, набравшему почти 9 миллионов просмотров, разнятся от “После такой музыки перестаешь бояться ядерной войны” до “Напомнило ранний Daft Punk или что-то с альтернативного техно 90-х. Хорошая работа!”

Детские виральные песни сделаны с учетом физиологических и психических особенностей маленьких слушателей. Мозг ребенка находится в процессе развития, поэтому дети лучше воспринимают простую и оптимистичную музыку, которая хорошо запоминается.

Еще один прием в таких треках — повторения: когда дети знают, что будет дальше, им легко понять песню и ее повторить. Вот почему в большинстве детских песен есть повторяющиеся хуки, которые включают в себя всего несколько одинаковых слов или звуков.

Вместе с тем привлекать внимание детей и удерживать их интерес будет скорее бодрая музыка, подходящая для танцев, чем более медленные и сложные аранжировки.

Также дети, как и взрослые, хотят иметь возможность соотносить себя с музыкой, которую они слышат, узнавать сеттинг треков. Поэтому детские песни, как правило, посвящены знакомым темам и явлениям, будь то крутящиеся колеса автобуса или симпл-димпл.




КТО ВЫПУСКАЕТ ЭТУ МУЗЫКУ В РОССИИ

“Лейбл не для взрослых” — такой логлайн указан на сайте лейбла Riki Music. Именно он выпускает в России релизы Вовы Солодкова, Марии Янковской и многих других звезд в детском сегменте. Riki Music создан компанией ГК “Рики”, которая владеет правами на Смешариков, Фиксиков и Малышариков, а лейбл в том числе издает музыкальные альбомы под этими брендами.

Бывший A&R лейбла Всеволод Старков (сейчас он на консультирующей позиции) рассказывает, что детская музыка делится на возрастные группы, и у каждой есть своя специфика. “У контента для 0-3+ могут быть вирусные колыбельные, для аудитории 3-7+ — танцевальные забавные хиты, а у детей 7-12+ — артисты-блогеры. Глобально все три группы могут кардинально отличаться по контенту, жанру, подаче и визуалу. Существуют бренды, способные охватить несколько аудиторий, но это уникальные примеры, такие как Фиксики “Помогатор” или Синий Трактор “Едет трактор”. Сравнить объем детского контента с взрослым — задача непростая, но после выхода композиции “Сигма Бой” можно сказать, что появились и артисты категории AAA (то есть, очень популярные и узнаваемые. — The Flow)”, — говорит Старков.




A&R-ы ищут новую музыку для детского лейбла в стримингах (многие загружают песни самостоятельно, без участия лебйлов), в анимационных проектах, в продюсерских центрах, которые помогают с выступлениями, исполнением и созданием музыки, но не занимаются ее выпуском, а также с помощью нетворкинга: в этом сегменте все друг друга знают.

Как и в музыке для взрослых, при подписании лейбл ориентируется на медийный капитал артиста, наличие аудитории (желательно хотя бы минимальное количество постоянных слушателей), количество выпущенного контента (аудио, видео и анимации) с участием артиста, а также “системность и порядочность продюсера, артиста или бренда”. Старков отмечает, что “для детского контента часто действует правило: “качественный контент = хороший результат”, но есть определенные тренды, такие как "песни-жвачки, где композиции почти одинаковы, но отличаются исполнителем”. В первую очередь лейбл общается с продюсером, родителями или родителем-продюсером.

Из недавних громких проектов Riki Music он выделяет “Барабульку” и отмечает, что треку потребовалось полгода, чтобы начать хайповать, а секрет успеха Старков видит в сочетании “танцевального, липкого припева и харизматичного артиста”. Вместе с тем он рассказывает, что лейбл давно сотрудничал с Марией Янковской, но стабильного результата не удавалось добиться очень долго, пока ситуацию не изменил выпуск того самого прорывного хита. “Все были в шоке. “Сигма-бой” не был издан на лейбле Riki Music, но стал сильным топливом для мотивации”, — рассказывает A&R.

Среди других заметных кейсов лейбла — Фиксики “Фиксипелки 2.0” и ремиксы Смешариков. “После релиза не было ощущения, что выпустили что-то супербольшое, но через полгода контент улетел в космос, миллионы просмотров, сотни тысяч TikTok-роликов, и Смешарики заявили о себе так, что до сих пор эти ремиксы держат сильнейшую планку по количеству прослушиваний. Это был фурор”, — говорит Всеволод.

Вообще, Смешарики давно перестали быть сугубо детским проектом: судя по количеству мемов и тестов в духе “Кто ты из Смешариков”, мультик уже стал объектом ностальгии зумеров. Старков это подтверждает: “У нас есть фонк- и эмбиент- альбомы, рок-джазовые концерты СмешBand, которые собирают тысячи зрителей, ночные вечеринки в "Ровеснике" под ремиксы, коллаборации с большими артистами (Король и Шут, Мумий Тролль), виниловые пластинки, а что говорить о нашем TikTok. Смешарики — это уже давно не только про детей, это уже про целое поколение”.

Говорит, что они скрыли, либо не нашли важные детали — и спорит с терминами "педофилия" и "изнасилование"
Саундтрек выпуска — группа Хлеб "Секс с Оксимироном"
Не только Буду и его близких (Mayot, Unki, основателя RNDM Crew Рожкова) — но и "большинство" рэперов Москвы
Наше новое видео. Большая история человека, который ответственен за то, как сегодняшние рэперы звучат и выглядят