Тексты
Текст: Леша Горбаш, Николай Редькин

Talib Kweli — очень хороший рэпер. Вот доказательства

Мы слушаем 15 отличных песен с его участием.

Один из главных инфоповодов последних дней — конфликт Талиба Квели с русскоязычной аудиторией, с которой он уже третий день спорит на тему расизма и белых привилегий.

Ситуация привлекла много ненужного внимания к персоне рэпера, но мы вспомним другое. Прежде всего он — икона хип-хопа нулевых. За талант поэтично рассказывать о серьезных вещах Талиба полюбили самые разные рэперы: от Басты и Мирона Федорова ("Я так стар, для меня "Black Star" означает Талиб Квели и Мос Деф", — читал он в баттле с Гнойным) до J. Cole и Jay-Z (который в свою очередь читал, что с радостью стал бы как Талиб, если бы рэп-мастерство помогало продавать пластинки).

За 20+ лет карьеры у Талиба набралось огромное количество альбомов и отличных песен. Мы выбрали 15, которые любим сильнее остальных.



Talib Kweli / Mos Def “Definition” (1998)

Хип-хоп на максималках. Химия дуэта Black Star держалась на мелодизме Мос Дефа и вниманию к слову со стороны Талиба. "Definition" задавал тон дебютному альбому Black Star, в котором, извините за пафос, есть дух эпохи. Тот случай, когда сошлось все: время, место, двое очень талантливых рэперов. В этом году песне исполнится 22 года, и она звучит не как артефакт из прошлого, а как что-то вневременное.







Talib Kweli / Hi-Tek “Good Mourning” (2000)

В 2000 году Талиб объединил усилия с битмейкером Hi-Tek — получился альбом Reflection Eternal "Train of Thought". На фоне релиза Black Star второй выход Талиба в свет был мрачнее и жёстче. Талиба полюбили как одного из самых искусных текстовиков своего поколения, но в песне "Good Mourning" он в одну строчку вывел свой секрет: "Если никто не понимает, что ты говоришь, это не значит, что ты произносишь какие-то глубокие вещи". Его рэп всегда был предельно понятным — и на уровне английского языка, и на уровне ритмики слога (за что его некоторые и полюбили в России).






Talib Kweli “Get By” (2002)

Без сомнений главная песня в карьера Талиба Квели и один из лучших рэп-треков в истории. Молодой Канье порезал на сэмпл "Sinnerman" Нины Симон, добавил туда госпел-хор — а остальное оставил на откуп Талибу. И рэп о том, как выжить чёрному человеку в Америке, неожиданно мощно срезонировал с широкой аудиторией для вундеркинда conscious-рэпа (так тогда называли рэп, который пытался говорить о серьезных вещах, в противовес более легкомысленному мейнстримовому хип-хопу).

Бонус один: ремикс при участии Jay-Z, Канье, Мос Дефа и Басты Раймса. Он важен тем, что здесь уже мейнстрим-суперзвезда Шон Картер оказался в компании артистов из мира андеграунда (а в начале нулевых это были буквально разные вселенные), а Канье выдаёт строчки, которые опишут всю его будущую карьеру за два года до выхода дебютного альбома: "Мы больше не пишем песни, мы творим историю". Бонус два: лайв с фестиваля комика Дейва Шапелла, где за припев отвечает Мос Деф, а за танцы — Коммон.







Talib Kweli “Never Been In Love” (2004)

Заход Талиба на территорию рэпа о любви для девочек. И оказалось, что он ему удаётся в той же степени легко, что и тяжеловесная социалочка. Благодарить стоит в том числе Just Blaze и простой ироничный клип, стилизованный под выступление на ТВ.







Kanye West / Talib Kweli / Common “Get Em High” (2004)

По сюжету песни Канье просит Талиба записать туда куплет, чтобы у Уэста всё получилось с девушкой. Из 2020 года звучит как сюр, но в 2004 году так и было. Лишний повод напомнить, что Квели был первым человеком, который поверил в рэп-таланты очередного амбициозного битмейкера и взял его на разогрев в свой тур.







Danger Doom / Talib Kweli “Old School” (2005)

Как подсказывает нам название, Danger Doom — это проект человека в маске MF Doom и продюcера Danger Mouse, на момент выхода имевшего славу битмейкера-хулигана: выпустил “Серый альбом”, где смешал песни Jay-Z и The Beatles, после чего Деймон Албарн позвал его продюсировать альбом Gorillaz. Альбом Danger Doom был напичкан сэмплами из мультфильмов Adult Swim, ну и весь первый куплет Талиб тут читает про мультики, которые смотрел в детстве. Очень мило получается.







Talib Kweli / Justin Timberlake “The Nature” (2007)

Бонус-трек с третьего сольника Талиба "Eardrum". Что здесь удивительного? В 2007 году Талиб Квели смог затащить на фит Джастина Тимберлейка — через год после выхода альбома "FutureSex/LoveSounds" — это тот, где "SexyBack" и "What Goes Around".

Появление поп-суперстара на альбоме рэп-пуриста сложно объяснить иначе, чем данью уважения. Настолько велик был авторитет Талиба в середине нулевых!







Talib Kweli / Madlib “Funny Money” (2007)

Талиб за свою карьеру успел поработать с великими битмейкерами — J.Dilla и Канье Уэст, Hi-Tek и Just Blaze. А в 2007 году он записал совместный микстейп с Мэдлибом (причем релиз подавался как разогрев перед его альбомом “Eardrum”, во времена были!), и у этих двух тоже обнаружилась отличная химия.







Talib Kweli / will.i.am / Kanye West “Hot Thing / In the Mood” (2007)

Альбом “Eardrum” был последней сольной записью Квели, где он еще пытался понравиться более-менее всем. Вот песня на бит will.i.am, дико хайпового на момент выхода артиста, учаcтника сверхпопулярных Black Eyed Peas. При этом не сказать, что он звучит как-то сильно попсовее, чем обычно: will.i.am добавил ударных пободрее и спел припев. Получился такой радиохит в понимании человека, всю жизнь обитавшего где-то в подземке.

Вторая часть — песня “In the Mood”, ещё один (и самый недооценённый) его коллаб с Канье.







Talib Kweli “Hostile Gospel, pt. 1” (2007)

Еще одна красивейшая вещь зрелого Квели. Роскошная соул-аранжировка (опять же, привет, Just Blaze), снова госпел и церковный хор, ну и текст — так рассуждать о судьбе жанра, страны, людей в ней (патетично, но не скатываясь в занудство) могли немногие.








Talib Kweli / Norah Jones “Soon the New Day” (2007)

Вот ты идёшь в клуб, выпиваешь, уходишь оттуда с незнакомой девушкой, чтобы вместе проснуться на следующий день. Звучит как сюжет тысячи рэп-песен. Но непошлых и таких, где бы проявлялось еще и уважение к той женщине, среди них — единицы. Это как раз тот случай.






Dela / Talib Kweli “Long Life” (2008)

В 2008 году французский битмейкер Dela выпустил альбом "Changes of Atmosphere", самым звёздным гостем которого стал как раз Талиб. И как влитой лёг на приджазованный бит. В куплетах он в том числе отвечает Prodigy, который успел пару раз задеть Талиба, прежде чем сесть в тюрьму.







Talib Kweli / Hi-Tek / Jay Electronica / J. Cole “Just Begun” (2010)

Спустя 10 лет после выхода “Train of Thought” Талиб и Hi-Tek выпустили альбом-сиквел — “Revolutions per Minute”. Там нашлось место и коллабу с Jay Electronica и J. Cole — двумя MC, которые должны были отвечать за звучание сознательного хип-хопа в десятых. Ставка на первого не оправдалась (уже 2020, а его дебютник всё ещё не вышел), на второго — вполне.







Talib Kweli “Tater Tot” (2011)

В карьере любого заметного текстовика должен быть трек-сторителлинг, по сюжету которого можно написать мощный инди-триллер. У Талиба это “Tater Tot” — в один куплет он укладывает и криминальную драму, и социальный комментарий об изъянах современной Америки.










Первое за долгое время интервью лидера Пошлой Молли — об экспериментальном альбоме, ночи, проведенной в КПЗ, и запрете въезда в Евросоюз
Из чего состоит вселенная ATL? Рассказываем в новом видео
Кто написал лучшие песни этого года по версии The Flow
Toxi$ и Gensyxa расстались, треки Платины попали под запрет, Дрейк судится с Кендриком