Тексты

50 лучших треков 2015 года, финал

Мы перечисляем 50 песен, по которым запомним уходящий 2015 год. И вот как выглядит первая десятка этого рейтинга

50-41 | 40-31 | 30-21 | 20-11| 10-01







Каспийский Груз “Табор уходит в небо”


альбом “Сторона А/ сторона Б” / интернет-релиз


В случае группы Каспийский Груз сложилась, казалось бы, удивительная для 2015-го ситуация — рэп вернулся на улицы. Не в том, кажется, смысле, что обычно вкладывают в эту фразу, но буквально: на улицах звучит Каспийский Груз. Да, немалая часть их слушателей интересуется исключительно этой группой, а не жанром в целом, но жанру — жанрово, а Грузу — гастрольный график из ста концертов. Традиционные медиа еще тупят, еще хватаются за пустые слова вроде “шансон”, “бандитская романтика”, но, повторимся, об этой группе узнают с улицы, а не из СМИ.

“Табор уходит в небо” — здесь не все метафоры по-боксерски бьют в подбородок, как это часто бывает у Брутто и ВесЪ'а, однако, они сумели стянуть в песню столько напряжения, что если и не фильм вышел, то финал продолжительной саги. На просмотр который собирается рекордное количество зрителей.









Horus / Eecii McFly “Проебал”


EP “Дом тысячи сквозняков”/ интернет-релиз


Принято считать, что сменой псевдонима и альбомом “Дом тысяч сквозняков” Луперкаль меняет “социалку” на душевные самокопания. Но послушайте эту песню: даже в истории о неудавшейся любви изо всех щелей сквозит вечная роспечаль. Столыпинские вагоны, холодная война, Афганистан, мутные вписки — в трагической развязке героя и героини гораздо важнее декорации, чем то, что в них происходит. Самая удивительная песня о любви-2015, с "таежным" звуком Dark Faders, неожиданно хулиганским припевом и лучшей рифмой года "конюхи-Макконнахи".










ГРОТ/ Влади “Бесконечная”


альбом "Земляне” / Respect Production


Влади в своём куплете уже всё отрецензировал и без нашего участия: "Этот трек — детский шаг без оглядки обратно. Торжественный как флаг, ветреный как клятва".

В этой песне встретились авторы двух главных духоподъемных и гуманистических альбомов года. В отношении таких работ, как "Несусветное" и "Земляне", принято использовать эпитет "взрослые" — подразумевая, видимо, что слушателя ожидает нетипичная для рэпа степенность, умудренность и фокусировка на нестандартных темах. И если последнее утверждение еще срабатывает, то песней "Бесконечная" Влади, Дмитрий и Виталий отрицают любую возможность бронзовения и "превращения в пережиток". Вооружившись постулатом "Взгляни на мир глазами ребенка", уже давно не юные артисты находят в себе способность удивляться, гнать вперед, дышать полной грудью. А что? Рэп — это ведь музыка молодых. А молодым можно оставаться и в 25, и в 55.









Ноггано “Собака съела товар”


сингл “Собака съела товар” / Gazgolder


Несколько лет назад Ноггано стал для “серьезного” Басты хулиганским неподцензурным сайд-проектом, в котором можно было не сдерживать себя ни в чем. Таким маленьким островом свободы, если хотите. Потом Василий переключился на другие свои проекты, но в этом году вышло сразу три новые песни Ноггано, все три — совершенно разные. Смешная, как ранние песни Мистера Малого, “Собака” — это то, что включают на домашних вечеринках со словами "Послушайте-послушайте, вы сейчас офигеете" (и все действительно офигевают).

Ну и нам просто очень нравится, когда фактически народный артист, дающий концерты в Кремле и сидящий в жюри самого рейтингового шоу на Первом Канале, может так просто взять и спеть песню со словами “Сижу уже больше суток, и жду, когда собака высрет товар”.









Oxxxymiron “Девочка-пиздец”


альбом "Горгород" / интернет-релиз


Главная проблема с “Горгородом” — выбрать оттуда одну песню просто невозможно. Пластинка, которую разбирали не как рэп-альбом, а как художественное произведение, воспринимается только полностью, от первого трека до последнего. Но в первой ее половине притаился беспроигрышный хит — громкий, бесноватый, нецензурный. Сделанная Ромой Англичанином из ЛСП, специалистом по тонизирующему электропанку, “Девочка-пиздец” — та песня, которая однажды обязательно настигнет вас, если не на концерте, то в онлайне. И, как ее герой, вы сможете только нехотя поддаться напору: "Ну что, хули, здравствуй!".








ATL “Марабу”


альбом "Марабу" / AcidHouze


Выпустив маскирующийся под рэп-альбом психоделический трип "Марабу", ATL обрёл баланс между мифологией своего страшноватого мира и мощными концертными номерами. Тексты ATL вместе с тем стали разнообразнее и ярче, со строчками вроде "Я как будто схавал колесо обозрения". Сбивчивый джангловый “Марабу” задавал тон всему альбому, на котором вместе с ATL окончательно расцвели и Dark Faders, такие же герои этого года. Песня "Марабу" базируется на несопоставимых, казалось бы, элементах, где сказ о поиске духовного проводника сплетается с признанием в любви рейвам 90-х. "Это и есть психотропное зелье", как выразился сам автор. "Это еще и удивительная песня", — добавим мы.









4 Позиции Бруно “Занесло меня снегами”


альбом “Ненужный опыт” / Вальпургиева звукозапись


Коллектив из Екатеринбурга умел удивить и раньше — будь то их электронные альбомы, стилистику которых Позиции определяли как “токсичный даб”, будь то их опыты с рэпом под маркой проекта Птицу Емъ. Вышедший в этом году альбом “Ненужный опыт” — шаг в новом направлении; теперь это вокальные композиции, точно фиксирующие настроение тоски и безнадежности. В нем семь песен, и в этих песнях есть все, без чего, пользуясь известной формулировкой, нас трудно представить — тоска и горе, смерть и радость, спокойствие и помешательство.

Шестиминутная "Занесло меня снегами" — сильнейший момент этого года: под красивую, переливчатую, как елочный шарик, электронику, голос "Позиций" Саша Ситников рассказывает историю русской жизни, к концу становится как-то не по себе. Можно долго упражняться в сравнениях, вспоминая, на что это похоже, но лучше такими глупостями не заниматься: 4 Позиции Бруно на сегодняшний момент — самобытная и удивительная группа, выходящая за любые заданные рамки.

И записывает она точно такую же музыку, для которой пока не придумали жанрового определения. Возможно, дело в том, что эти люди — сам себе жанр.







Скриптонит “Танцуй сама”


альбом “Дом с нормальными явлениями”/ Gazgolder


Скриптонит — один из тех артистов, кто заставил всерьез говорить о тектонических сдвигах и реформах, происходивших на наших глазах в жанре русского рэпа. Его звериный, необузданный альбом “Дом с нормальными явлениями”, записанный будто в состоянии затяжного алкогольного угара, — одно из самых ярких воспоминаний 2015-го. А песня "Танцуй сама", в свою очередь, — один из самых мощных его моментов.

Песня — как воспаленный нерв. Хип-хоп, перетекающий в босанову. Танец льда и пламени, его и её. Крик отчаянья, замаскированный под выяснение отношений, — вот, что такое “Танцуй сама”. Рискнем предположить, что написать песню-скандал, где каждая строчка — не просто рифмованные слова, а колкость, ядовитый выпад, перетягивание каната, где конфликт по-настоящему обжигает, а не воспринимается чем-то наигранным, — та еще творческая задача. Из других успешных попыток это сделать вспоминается разве что "Ревность" Влади. Но Скриптонит подбрасывает дров в костер волнений, благодаря изумительной работе с художественным пространством. Слушатель буквально оказывается меж двух огней: посуда бьется, хлопают двери, проклятия всполохами освещают квадратные метры жилплощади, кто-то обжигается кипятком в попытках унять сушняк... Фантастика.

Можно понять, почему артист так остро реагировал в твиттере, когда мы сравнивали его ранние синглы то с остромодным Travi$ Scott, то с трендсеттером A$AP Rocky. Скриптонит, как позже оказалось, значительно шире не только бирки "трэп", но и "рэп", "хип-хоп", "рок", “блюз”. Он другой и ни на кого не похожий, артист редкого таланта и музыкального мышления. “Новый герой жанра” — так и запишите.









Pharaoh “Black Siemens”


сингл “Black Siemens”/ интернет-релиз


Так получилось, что две песни, знаковые для Pharaoh в 2015-м, на самом-то деле прошлогодние. И это, наверное, что-то говорит о том, какими способами потребляют музыку в этом году: трек, залитый Вконтакте, никому не нужен — нужно смотреть на героя и проникаться его эстетикой.

“Black Siemens” вышел в конце 2014-го и не сломал, так скажем, интернет. Клип на него планировали снять как промо к концерту Grave Riot, но смогли выпустить только после самого концерта, в феврале. И вот после этого видео, с тремя людьми, пританцовывающими на фоне винтажного “Линкольна” где-то на окраине Москвы, все и началось.

Песня про неуютную молодость, герой которой видит себя сталкером в постапокалиптической разрухе, попала не только в прямую целевую аудиторию, которая встала и пошла на концерты, но и в совсем другую. К концу года про Pharaoh пишут вообще все (включая, например, издание “Сноб”, крайне далекое от молодежной музыки), а паблик "Лентач" иллюстрирует какую-то новость про египетских фараонов скриншотами из клипа.

Что интересно: одну из главных песен года вспоминают по чему угодно, но только не по названию. Когда один из наших редакторов во время составления этого топа увидел в списке “Black Siemens”, то сперва удивился: “А что это такое вообще?”. “Песня про мертвые найки”. “А, ну все, тогда вопросов нет”.









ЛСП, Oxxxymiron “Безумие” (remix)


альбом "Magic City" / Союз


У “Безумия” долгая история. Песня писалась для альбома совсем другого человека, рэпера и битмейкера BreezeyMuzik, от Олега ЛСП требовалось только спеть припев. Он захотел записать и свой куплет, но места уже не осталось — второе “гостевое” место было отдано рэперу Sil-A. Было решено сделать ремикс, куда совсем в последний момент “запрыгнул” Oxxxymiron — и тогда эта песня стала той, которую вы знаете.

Главный вирус лета 2015-го, как и положено вирусу, расползся, минуя все преграды. Если послушать слова, совсем не веселая песня о забытье (в своем куплете Олег обреченно декларирует, что “готов умирать”, в следующем Мирон выдает неоднозначную строчку “если мир срубил тебя под корень, время уходить в Гуляй-поле”), но феноменально прилипчивая и заразительная, она определенно сделала этот год — в соответствии с тем алгоритмом, который был заложен во взрывоопасном припеве. После нее группа ЛСП поехала на гастроли, и каждый, кто был на концерте, знает, что именно под “Безумие” в зале происходит самый агрессивный слэм.

Позже Oxxxymiron то ли в штуку, то ли всерьез жалел, что не успел “срубить спонсорский лавандос” со "Спрайта" — и правильно: настолько мощной вирусной рекламы напитку в России не делал никто.

Два дисса, два трека-танго и два Арсения
Пишет про проблемы со здоровьем. Видимо, что-то серьезное
Крид проиграл миллион. Lil B подкатывает к Мэйби Бэйби. Thrill Pill ищет работу. Слава КПСС целует OG Buda. Ну и неделька!
Интервью с главным толкателем джерка в России