YungRussia и Booking Machine, песни про мочилово и альбом “High Tekk 2”: интервью с Tveth
“Tveth — мясник”, “флоу — пулемет”, “парень — убийца” — такие комментарии часто можно прочитать под клипами и треками с участием Дмитрия “Tveth” Дмитриева.
Tveth за пару лет проделал неординарный творческий путь и оказался причастным сразу к нескольким заметным формированиям.
Сначала он влился в Sabbat Cult, который сейчас больше знают как группу, из которой вышел GONE.Fludd. В составе этого коллектива Tveth принял участие в прощальном туре YungRussia, записал совместные треки с представителями Dead Dynasty и прокачался в плане эстетики и техники, вдохновляясь звучанием невеселого южного хип-хопа типа Three 6 Mafia.
В это же время вышел его совместный с Jeembo релиз “Painkiller”, по сей день, пожалуй, считающийся визитной карточкой Tveth. Это был техничный и ультра-яростный рэп, вдохновленный игровым мочиловом в стиле “Серьезного Сэма” и одноименного шутера. Закономерно, что и за Tveth закрепился соответствующий образ рэп-маньячины.
В конце 2017 года Tveth и Jeembo переходят в строй Booking Machine. Как в ходе этого интервью расскажет артист, не последнюю роль в решении присоединиться к команде Мирона и Мамая сыграло то, что в объединении на тот момент уже состоял их давний товарищ и земляк Thomas Mraz.
22 февраля при поддержке Booking Machine у Tveth выходит альбом “High Tekk 2” — запись, которая способна удивить тех, кто знает его исключительно по агрессивному амплуа.
Какую-то похожую цель я ставил и перед этим интервью: отбросить в сторону театральность эстетики и попытаться получше узнать самого артиста и то, с чем он к нам пришел.
Предзаказать альбом “High Tekk 2” уже можно по ссылке.
А в нашем паблике полным ходом идет розыгрыш билетов на совместный тур Tveth & Jeembo. Налетай! Или ищи ближайший к твоему городу концерт на сайте hellahillz.com.
“РАНЬШЕ Я ПРЕСЛЕДОВАЛ СТИЛЬ, СЕЙЧАС — СМЫСЛ”
— Дима, узнать что-либо о твоей жизни по текстам песен нереально. Почему не интересно писать о себе?
— Когда я начинал заниматься рэпом, писал абсурдные вымышленные строки, чтобы абстрагироваться от серой реальности. Но сейчас я все больше копаюсь в себе. Пишу о том, что волнует. О том, что в жизни. Раньше я главным образом преследовал стиль, сейчас — смысл.
В песнях у меня сложился образ, и он не всегда соответствует реальности. Например, я хорошо учился, у меня красный диплом на магистратуре. По специальности строительного проектировщика работать не особо хочется. В офисе сидеть не хочу.
— Чем занимаются строительные проектировщики?
— Кто-то хочет построить здание. Архитекторы рисуют, как здание должно выглядеть. Потом идут к проектировщику, и он подгоняет проект под условия суровой реальности: прикидывает, из каких материалов все будет строиться, сидит за компом, чертит-рассчитывает. В итоге получаются проекты, по которым работают строители на площадке.
— Давай про новый альбом. Как ты вообще придумал такую подкатегорию в своем творчестве как “High Tekk”? Он совсем не похож на тот же “Painkiller”.
— Нужно вернуться во времена первой части “High Tekk”. В 2015 году у меня вышел, можно сказать, дебютный релиз “Killin Hillz”, на нем был довольно жесткий звук и грязные темы. Я его настолько долго писал, что даже поднадоело. Захотелось сделать что-то от души и для души, и буквально за три месяца я сделал релиз “High Tekk”. Атмосфера в моей жизни на тот момент подталкивала сделать что-то более созерцательное и размеренное.
Мягкая сторона всегда была при мне. Я на протяжении нескольких лет продолжал писать мелодичные треки, что-то выкладывал, что-то нет, и теперь решил объединить в сиквел “High Tekk”. Хочу, чтобы слушатель, который знает меня по “Painkiller”, послушал эту музыку и узнал меня с другой стороны. Что я могу и под автотюном попеть. И побольше рассказать о себе, приоткрыться.
— Насчет “приоткрыться”. По тем песням, которые ты прислал, заметен контраст. По звучанию они релаксовые, но твой герой — не спокоен и не счастлив.
— Это определенно так. Мне нравятся такие песни, на первый взгляд простые и безмятежные, но стоит вслушаться — и открываются мрачные истории.
— Почему дебютным ты называешь “Killin Hillz”? У тебя же был еще один альбом, выпущенный четырьмя годами раньше.
— Про “Трапезу помола” я предпочитаю вообще не вспоминать. Там был андеграундный хип-хоп в духе Kunteynir. Мы просто угорали. А когда я пробовал освоить более современный звук, то ориентироваться стал на западных исполнителей. Слушал, что и как они говорят, и пытался примерно то же самое передать на русском.
— Четыре года — почему такая пауза?
— Я забил на рэп и на пару лет переключился на битмейкерство. А с 2012 года близкие мне ребята начали выпускать интересные релизы: у Dopeclvb вышел первый тейп, у Boulevard Depo в 2014 — первый “Rapp”. Я понял, что тоже хочу сделать релиз с обновленным звуком. До этого я в основном писал репрезенты на классические бумбэповые биты, а новая форма вдохновляла экспериментировать.
"Я целостный чел". Кто такой i61 — основатель Dopeclvb
“НА BOOKING MACHINE У НАС ЕСТЬ ДЕДЛАЙН. НАДО УСПЕВАТЬ, ТУР УЖЕ РАСПЛАНИРОВАН”
— Как произошло твое присоединение к составу артистов Booking Machine?
— Спустя месяц после того, как Jeembo ушел из Dead Dynasty, он мне звонит и говорит, что ребята из Booking Machine предложили встретиться. Я прилетаю в Москву, мы идем знакомиться с Мироном и Ильей Мамаем. Мы до этого ни разу не общались, а тут прямо пару часов сидели, обо всем болтали. Пришли к выводу, что сработаемся. Было интересно узнать, что эти люди из себя представляют. Они все-таки из другого поколения. У них другой подход к музыке, к жизни.
— Не было опасений, что они не знают, как с вашей музыкой работать?
— К тому моменту Thomas Mraz, которого я знаю давно, уже год как был подписантом Booking Machine. То, что там уже есть знакомый нам чел, однозначно помогло. Раз ему там хорошо, то и нам должно быть не плохо.
— Ты же еще был участником Sabbat Cult. Как сообщил коллегам новость про Booking Machine?
Плотнее всех я общался с Superior Cat Proteus. Встретился с ним, и рассказал, что решил уйти из Sabbat Cult. Мысли о выходе из "культа" были задолго до того — мы много обсуждали с Jeembo идею новой совместной движухи на двоих, Hella Hillz. Поэтому присоединение к Booking Machine стало формальным поводом. Остальным я написал о своем уходе в конфе. Ребята отнеслись адекватно, мы до сих пор сохраняем приятельские отношения.
— Меня удивило, что вас с Jeembo сразу заявили тандемом.
— Мы это обсуждали. Решили, что сначала будем двигаться вместе, напишем еще один совместный релиз и ездить тоже будем вдвоем.
— Потому что порознь бы пока не собрали?
— Дело, скорее, не в этом, а в том, что у нас была довольно слаженная программа на двоих, многие знали о нас именно как о дуэте. Плюс в команде всегда проще справляться с трудностями.
— Пока вашими концертами занимался менеджмент Dead Dynasty, гастролей почти не было, а стоило попасть на Booking Machine — стало поживее. Почему?
— У нас было несколько небольших туров с Даниэлем, менеджером Династии. Написали релиз — и поехали. Сейчас же, с присоединением к BM, стали более серьезно относиться к работе и выпуску музыки. Есть дедлайн — надо успевать, потому что тур уже распланирован.
В том, что концертов не было, есть наша вина, ведь мы довольно редко выпускали материал. Ну и в целом обстановка была менее официальной. У Даниэля было много артистов. Кем-то он занимался плотнее, а нам по-дружески периодически помогал.
“БЫЛИ МЫСЛИ РАСПУСТИТЬ YUNGRUSSIA, А ПОТОМ СОБРАТЬ ГРУППУ ИЗ САМЫХ АКТИВНЫХ УЧАСТНИКОВ”
— Твой недавний твит “YungRussia, я скучаю”. По чему?
— По семейной обстановке. Артисты были равны между собой, все на коннекте. Время было предельно продуктивным для каждого. Сейчас нет такой общности, отсюда и ностальгические чувства по тем временам, когда 30 человек набивались в автобус и на голом энтузиазме ехали давать концерты. В тачке было тесно и жарко, зато очень весело. Было чувство, что мы делаем что-то интересное. С YungRussia я полностью отъездил второй тур “Spring Break” и частично прощальный.
— Сравнивая эти два тура, настроение внутри команды как-то отличалось?
— Слышал, что какие-то моменты были, но я со всеми в хороших отношениях. Меня напряги не касались.
— А кого касались?
— YungRussia в тот момент представляла большое количество людей, которые были непосредственно в тусовке, плюс толпу, которая была около. Были мысли у ребят распустить YungRussia, а потом сделать группу из наиболее активных и продуктивных участников. Как видишь, ни к какому результату не пришли, и многие стали двигаться сольно. То, что YungRussia прекратила свое существование прямо на пике, стало лучшим исходом всего того, что она представляла.
Интервью Mnogoznaal: "Здесь любят байки и страшилки"
Я хорошо помню финальный концерт в Питере, тысячи две зрителей собрали. На сцене — человек 15. Помню финальную речь, которую в конце кто-то задвинул. Помню непростой 10-дневный тур на автобусе. Как мы все вместе ходили кушать. Как жили в хостелах. Это были люди, со многими из которых я прежде не особо общался, но когда мы собрались вместе, то нашли общий язык.
БАЯН, ГРАФФИТИ, ПЕРВЫЙ РЭП
— В детстве ты ходил в музыкальную школу. По какому классу?
— У нас был большой класс баяна, и там был крутой учитель, поэтому мне сказали: “Давай сюда попробуешь”. Инструмент в итоге не закончил, но закончил музтеорию: сольфеджио, литературу. Как раз тогда в жизни началась вся подростковая фигня: погулять, девчонки, тыры-пыры. Не до музыкалки уже было.
— Кто тебе показал рэп?
— Одноклассник на болванки записывал сборники зарубежного рэпа. Первым был сборник Snoop Dogg: песни из начала нулевых и альбом “No Limit Top Dogg”. Я их слушал с первой PlayStation на колонках телевизора.
Потом этот же одноклассник приобщил меня к граффити. Я с детства неплохо рисую, пробовал даже ходить в художку, но там скукота. Я был спокойным, а тип из моего класса — более хулиганистым. Я однажды увидел, что он фломастерами писал что-то на школьных стенах, и спросил, что эта надпись значит. Он такой: “Наша граффити-команда. Давай с нами, ты же рисуешь”. Ну и начали выбираться вместе. Меня это зацепило, ведь вокруг все скучно, а тут появилась возможность получать острые ощущения и реализовываться в творческом плане. Мы скидывались карманными деньгами, которые нам давали родители, покупали баллоны.
У нас на районе есть депо, там было дофига “собак”, так называют электрички. В тот момент это было нечто новое. Мы стояли в чистом поле рисовали, никто нас даже не гонял. Когда просекли, менты стали жестко следить за пацанами. Мне эта тема сразу не нравилась, по душе больше было рисовать на стенах ночами.
— Родители отпускали?
— Они и не знали. Я, конечно, рассказывал, что рисую, но это было уже постфактум. Фотки показывал типа: “Вот, мама, смотри, это я нарисовал”. Она такая: “Когда?! А если бы поймали!”. Попался только однажды, какие-то бухие охранники в переходе начали прессовать: “Ты чо, охренел!”. Им лет по 30, мне 15. Сбежал от них.
У нас была своя тусовка, через нее я нашел многих единомышленников и друзей, с которыми до сих пор общаюсь. Осенью отмечали 10 лет нашей команде 0767 Crew. Сейчас тоже пару раз в год могу выбраться порисовать. На стенах. Не бомбить, а на “легале”.
— О чем думает автор, когда пишет такие строчки: “Ты перепутала и думала любовь / Я передумал и вставляю в новую hoe / У меня большой”?
— (Смеется) По-моему, все на поверхности лежит. Есть девочки, которые думают, что ты для них тот самый человек, но на поверку оказывается, что она лишь очередная.
— Мне интереснее фраза “у меня большой”. Что может быть более прямолинейным и кринжовым?
— А там после “у меня большой” на бэках я добавляю: “Блант”. Потому что трек про джойнт. Кто захочет, тот поймет.
DOPECLVB, SABBAT CULT, GONE.FLUDD
— Как ты узнал об уфимской группе L’Squad, где начинали Boulevard Depo и i61?
— Мы вместе тусовались во времена граффити-движухи, а когда они снимали свой клип, единственный и неповторимый, я рядом стоял и наблюдал за этим. Было такое место в Уфе, оно почему-то называлось “Гетто”. Это гаражи, а на их крыше — большая площадка, где тусовалось огромное количество народу. Как правило, граффитосы. Бухали, гоняли в спортивные игры, общались. Однажды приезжаю туда, тусуюсь с друзьями, и появляются ребята с L’Squad. На тот момент я уже был шапочно знаком и с i61, и с Boulevard Depo. Они говорят: “Сейчас будем клип снимать, давайте все вместе сюда для массовки". Это лето 2009 года.
— Ты не офигел, увидев, что пацаны твоего возраста могут вот так просто приехать и клип на свой же трек снимать?
— Мне все было странным, я же впервые попал на съемки. Больше всего я офигевал с Gera Pkhat. Мне тогда было 16, что ли, лет, а ему, наверное, 14. Я подумал: “Нифига себе пацан вытворяет в свои-то годы”.
— Ты же своими глазами наблюдал формирование Dopeclvb?
— Ближе всего из уфимских рэперов я общался с Basic Boy. Мы познакомились в сети, а потом и порисовать вылезали вместе, и первые треки записывали. А Федя i61 учился со мной в одном универе, только на специальности “Архитектура”. Пока он был на первых курсах, опубликовал свой релиз "Вывсея", мне тогда очень зашел. Потом пацаны стали тусоваться вместе. Вышел первый “Dopetape”, что-то немыслимое по тем временам. Дальше — клип “Я — Миша Маваши”. Думал, что они абсолютно поехавшие, стал интересоваться их тусой. У них произошел приток аудитории, тысяча человек в паблике, по тем временам, это дофига. В Уфе про них уже все знали. Они двигались на суперлегком энтузиазме, немыслимые темы для треков выбирали и угорали. Из этого получилось то, что мы имеем сейчас. Мы вместе ездили на студию, я появлялся на треках Dopeclvb, люди ошибочно считали, что я тоже входил в состав.
— В это время ты начал переходить на южный звук, верно?
— До того момента был популярен подъездный рэпчик: гудящие басы, тексты про житуху пацанскую, про район. Начали появляться слушатели с другим мышлением, им было интересно послушать нечто более легкое и отвлеченное. Те, кто слушал зарубежную музыку, понимали, что в Америке смена парадигм произошла еще лет пять назад, а у нас только набирает обороты. Можно было предвидеть, что со временем и к нам переберется.
Я насмотрелся на то, что делает Dopeclvb, а сам при этом продолжал читать на олдскульные биты. Возникла дилемма: гнуть свою линию в классическом рэпе или попробовать сделать, как они, найти свой путь. Я решил поэкспериментировать. Первым треком, который я в таком стиле записал, был “Блант” с Thomas Mraz. Я попробовал зачитать перебежками и подумал, что получается вроде круто.
— А о Sabbat Cult ты как узнал?
— В начале 2015 года услышал их треки в каком-то паблике. Прикололо. Более предметно ознакомился с их творчеством уже после того, как сформировалась YungRussia. Я видел, что они выступали на концертах вместе с Pharaoh, с Династией. Тогда в YungRussia было не так много народа, и хотелось каждого знать в лицо.
Спустя какое-то время мы списались в сети, договорились сделать пару совместок. Познакомились в реале, когда я впервые приехал в Москву и случайно попал на съемки клипа Superior Cat Proteus с Гошей Visnu. Я попал в нужное место в нужное время. Понял, что мы на одной волне. Несмотря на то, что кто-то из экс-участников Sabbat Cult сейчас делает очень яркое цветное творчество, у них есть мощный культурный бэкграунд, знание истории жанра.
— Тебе такое "цветное" творчество не нравится?
— Я бы не стал делать так, но мне иногда нравится такое послушать.
— Эстетику Sabbat Cult мы с коллегами описывали странными тегами вроде “эзотерик-рэп”. Ты бы как ее охарактеризовал?
— Одной емкой фразой это сделать безусловно тяжело. Там определенно была эзотерика, мистицизм, отсылки к культам и ритуалам. Мрачный мистический андеграунд-рэп, я бы как-то так это назвал. Это определенно было андеграундной музыкой не для широкой публики.
— Ты удивился, когда GONE.Fludd перекрасился и резко повеселел?
— За то время, что я состоял в Sabbat, он постоянно менял прически, красил волосы в желтый цвет, писал смешные песни, просто сейчас он таких стал делать больше. Меня, как и всех, удивило то, что с ним произошло за этот год. Он очень продуктивно работал и шел к этому целенаправленно.
Почему GONE.Fludd — 100% герой этого года
— Ты слышал дисс Superior Cat Proteus на Pharaoh?
— Не понял, к чему и почему это было. Тема скользкая, на самом деле. Мы с Котом перестали общаться. Он в определенный момент стал позволять себе крайне много провокационных высказываний, после чего залег на дно. Сейчас я даже не знаю, как с ним связаться.
— Верно понимаю, что это он насаждал эту оккультную тему в группе?
— Он был кем-то вроде идейного лидера. Кот не насаждал, а направлял. Так повелось еще до моего там появления. Вступив в Sabbat, я старался соответствовать этому духу.
Его теория “хаоса” постоянно применялась им в реальной жизни, и мы с ним частенько вели беседы на эти темы.
— Почему твой релиз “Capital” сопровождался фразой “Тем, кто уже не с нами”?
— В 2016 году скончался мой знакомый. Ровесник из тусовки. У него были проблемы со здоровьем, но никто не ожидал, что это произойдёт. Мы с Jeembo ходили на его похороны, и этот момент меня сильно задел. Я осознал, что в любой момент жизнь каждого из нас может оборваться просто так, без каких-то причин. Хотелось посвятить этому человеку релиз. Тем более, он и сам занимался музыкой, мы планировали записать что-то совместное.
— В рэпе новой школы доминирует темное мироощущение, артисты часто говорят о смерти, а ты делаешь песню “Рано умирать”.
— Когда ее писал, я думал, что время скоротечно, а умирать не особо хочется. Да, сейчас молодые люди часто говорят вещи типа: “Я не хочу жить”. В жизни же полно вещей, которые хочется успеть сделать до того, как покинешь этот мир. Неразумно хотеть умирать. Я остро негативно отношусь к тому, когда кто-то говорит: “Жизнь — говно, мама меня не понимает, хочу умереть”. Да вы офигели!
— Пять вещей, которые ты хочешь успеть сделать за свою жизнь.
— Состояться как человек. Хотелось бы обзавестись красивой семьей с красивыми детьми. Я к этому пока не готов, но в одиночестве умирать точно не хочется. Записать монументальную работу, которая будет не просто актуальной на текущий момент, а на века. Творчески реализоваться не только как рэпер, а, может быть, даже научиться игре на инструментах. И хочу стать достойным гражданином своей страны.