У разных рэперов могут быть треки с одинаковой музыкой — и это нормально
На прошлой неделе прозвучала новость — Леван Горозия якобы скопировал песню "Шторм" у никому не известной группы Angar3307, о чем снял видео ее участник.
В паблике Angar3307 всего 253 подписчика, а у альбома, куда вошла песня "Storm", за четыре месяца накопилось всего 2700 прослушиваний. Поверить в то, что Леван мог раскопать их трек, не получалось. Да и общего в песнях — только название, слово "шторм" в тексте и бит.
Объяснение скоро нашлось. Автором бита является Лукас Депетти, у которого он уже почти год как выставлен на продажу под названием "Storm". На платформе Beatstars можно приобрести права на его использование — в том числе и коммерческое, как это сделал Леван. Бит можно скачать и бесплатно — это вариант для тех, кто делает первые шаги и пока не рассчитывает на монетизацию.
Людям, которые за рэпом не следят, это может показаться диким: на одну и ту же музыку можно написать несколько песен и это нормально? Да, именно так устроен рынок рэп-битов. Отвечаем на очевидные вопросы о том, как он работает, а помогает нам в этом битмейкер Sk1ttless Beats.
Как продажа битов работала раньше — и почему перестала
Олды помнят эпоху битмейкеров-звезд: Timbaland, Neptunes (дуэт Фаррелла и Чада Хуго) или Скотт Сторч писали инструменталы для топ-артистов за шестизначные суммы. Существовал и средний класс рэп-продюсеров: их чеки могли быть четырех- или пятизначными. Но никто и придумать не мог продавать права на один и тот же бит нескольким артистам.
Сонграйтер Эйб Бэтшон рассказывает, что эта идея однажды пришла к нему — не в силах потянуть полную цену на бит, он попросил у продюсеров сделать большую скидку — и не снимать бит с продажи. Так родился концепт передачи неэксклюзивных прав (в России эта форма получила народное название "бит в лизинг"). В 2008 году концепт реализовался в виде площадки для продажи неисключительных прав на биты Beatstars, созданной Бэтшоном.
Материал издания Complex, рассказывающий о революции на рынке битов, начинается с рассказа битмейкера Curtiss King. На его бит записались два артиста лейбла Young Money, в связи с чем журнал XXL напечатал о нем материал. И когда Кертисс пришел в магазин купить журнал, ему не хватило денег. В чем проблема: деньги за биты приходилось очень долго ждать. Артист должен выбрать для записи именно твой бит из множества отправленных ему твоими конкурентами. Потом нужно было ждать, войдет ли трек в альбом. Потом — ждать авторские отчисления.
Рынок "битов в лизинг" — естественная реакция на то, как поменялась индустрия, 20 лет переживавшая падение, вызванное смертью формата CD и интернет-пиратством. Лейблы решительно резали бюджеты, а новые условия требовали более практичных решений. Интернет и технологии понизили порог входа для молодых рэперов, да и битмейкерам больше не нужно было вкладываться в дорогое "железо". Для тех и других "биты в лизинг" стали идеальным выходом.
Новое поколение рэперов стало клиентами нового поколения битмейкеров, которые не захотели ждать, когда же к ним за битами обратится суперзвезда.
В Россию явление пришло в первой половине 2010-х. Прижилось не сразу: можно вспомнить, как рэпер Типси Тип в 2012 году на бит 4eu3 написал песню "Метеор". А потом услышал эту же музыку у другого рэпера, который оформил лизинг чуть раньше, и поссорился с битмейкером.
Биты в лизинг — какие главные правила?
Платформы вроде Beatstars всегда предлагают покупателю несколько опций. Дешевле всего стоит mp3, дороже всего — потрековый проект. Стоимость назначает автор бита. Он же решает, какие права и в каком объеме он передает.
На сайте русских битмейкеров Diamond Style для каждого трека есть четыре типа лицензии, и еще пятая — эксклюзивная. Если вы покупаете базовую лицензию на бит, то обязуетесь не выступать с этим треком за деньги. Далее, его нельзя будет исполнять по радио или на ТВ, вам разрешены не более 50 000 стримов на сервисах типа Spotify. Если вы снимете клип, то не сможете его монетизировать, а на YouTube вам разрешены все те же 50 000 просмотров.
Эти и другие ограничения снимаются, когда вы повышаете стоимость лицензии. А при покупке эксклюзивных прав вы становитесь единственным собственником трека: его снимают с продажи.
Sk1ttless Beats: "У каждого битмейкера ограничения разные. Кто-то запрещает загружать треки с лизинговыми битами на стриминговые платформы. Кто-то ставит ограничение по количеству прослушиваний, после которого требуется либо выкупить полные права, либо обновить лицензию. Правда, многим лейблам и дистрибьюторам наплевать на это — они могут загрузить на стриминг-площадки треки даже на ворованные биты".
В теории у рэперов должны быть треки на один и тот же бит. А на практике?
Sk1ttless Beats: "Есть большое количество примеров, как на одни и те же биты Zaytoven выпускали треки Migos и Soulja Boy. Бит из трека Desiigner "Priice Tag" ранее был в треке iLoveMakonnen "Everything". На один из битов, использованных Obladaet, есть трек от Slim Jesus. Послушайте треки Kizaru "На моем aккаунте", Pharaoh "Jealousy", Face "Гонки" — услышите один и тот же бит, который в итоге оказался на хите YBN Nahmir "Rubbin Off The Paint".
Вот еще несколько примеров: Obladaet и Krestall Kidd "I Don’t Trust" — Bumble Beezy, Niki L "Grind". Face "Я роняю Запад" — Lil Hady "I Flex Like Hulk Hogan", Scarlxrd "NX ICE" — ZillaKami & SosMula "Knock It Off", SIDxRAM "Pandemonium" — ZOTiYAC "Insomnia".
Бывает, что у известного артиста не получается записать на бит ничего хорошего, а потом нонейм делает на нем хит. Так произошло с треком Bobby Shmurda "Hot Nigga" (2014) — на этот бит читал Lloyd Banks еще в 2012 году.
Что приносит больше денег — лизинг или продажа?
Sk1ttless Beats: "Большинство сейчас берут биты в лизинг. За месяц у меня взяли биты в лизинг 44 раза и лишь один раз забрали эксклюзив (в ВК лизинг бита Sk1ttless Beats стоит 1000-2000 рублей — прим. The Flow). Но две-три продажи полных прав за вменяемую сумму могут принести гораздо больше".
Что делать, если лизинговый бит становится хитом?
Обычно артист отслеживает динамику распространения трека. И как только к нему приходит первая популярность, старается выкупить бит. Но можно не успеть!
Sk1ttless Beats: "Сложнее, если артист оформил лизинг, записал хитовый трек, а за это время кто-то выкупил полные права. Вот тут начинаются костыли, хотя и это решаемо. Можно перекупить права. Либо артист, купивший эксклюзив, теперь уже как правообладатель может продать лицензию на его использование".
Зачем в названиях таких битов пишут имена рэп-звезд?
Бит Лукаса Депетти был загружен на YouTube под названием "[FREE] Drake Type Beat "Storm" | Hard Rap/Trap Instrumental 2019". Сразу понятно, что битмейкерам сегодня приходится думать и о поисковой оптимизации. По такому же принципу озаглавлены все инструменталы на YouTube-канале, через который Депетти продает биты.
К появлению термина type beats пришли так: однажды кому-то пришла мысль прописывать в тегах не только жанр и настроение трека, но и писать на музыку какого рэпера он похож. Это начали делать еще 10 лет назад, а сейчас явление максимально распространилось. Схему объясняет нонейм-битмейкер с ютуба: "Я пишу бит, а потом думаю, как подписать, чтобы лучше продалось".
Существует заблуждение, что type beats это всегда имитация и подражание, что-то вторичное и низкокачественное. Разумеется, когда появляется Pi'erre Bourne и пишет хит, который звучит не как все вокруг, то его начинают копировать, чтобы запрыгнуть на тренд. Но это не значит, что 100% продающих музыку на Beatstars и SoundClick — имитаторы и копировщики, а type beat не обязательно синоним слова "копипейст".
Ходят ли большие западные звезды за битами на Beatstars и гуглят ли они type beats?
Бюджеты больших звезд позволяют им работать с проверенными высококлассными профессионалами. Но ведь и новичок на скромном домашнем оборудовании может написать хит.
Desiigner купил на SoundClick инструментал для "Panda" за 200 долларов, а Fetty Wap нашел там "Trap Queen". Кто-то из команды 6ix9ine гуглил "6ix9ine type beat" и так приобрел бит для "Day69". A$AP Rocky искал a$ap rocky type beat и нашел инструментал для "Fine Whine". Murda Beatz продавал type beats, пока не стал работать с Migos и Drake. Логично, что и другие звездные битмейкеры нового поколения должны были с чего-то начинать — и скорее всего, это тайп-биты.
В России показателен опыт Diamond Style — работая на поп-звезд калибра Тимати, они продолжают сдавать биты в лизинг безымянным артистам.
Genius разбирает явление type beats — в видео фигурирует один из героев этого текста Curtiss King, тот самый, который не мог купить журнал со своим интервью. Он говорит, что сдавая треки в лизинг, заработал столько же, как за 10 лет работы с артистами по старой схеме.