Группа V-Style предвосхитила моду на новое звучание рэпа в России. Вот ее история
2007-2008 год, школьный товарищ подходит ко мне с предложением заценить альбом, который он недавно скачал. В наушнике трещотки, эдлибы и басы — наглый голос читает по-русски: “Поднимите руки, как будто ловите деньги”.
“Это наши чуваки, группа V-Style”, — объясняет мне друг. Я отвечаю, что это какой-то закос под черных, а нужно слушать Смоки Мо и альбом “Кара-Тэ”. В ответ на это мне показывают трек “Heyaa” с припиской “feat. Смоки Мо”. Замешательство.
Такие обсуждения идут не только в школьном коридоре, но и на хип-хоп форумах, главных точках для дискуссий о жанре. В русский рэп проникает звучание, распространенное в южных штатах США — в американской прессе тех лет его называют dirty south (“грязный юг”). Русский слушатель сопротивляется.
Музыкальная палитра того времени была такой: музканалы крутили клипы Сереги, Тимати и Лигалайза с "Будущими мамами"; более "трушная" аудитория следовала за Кастой, Centr и Бастой, который умно чередовал свой лирический репертуар с чернушными сочинениями Ноггано. Уже ярко засияла новая звезда Noize MC. Еще пара лет и в тонированных "ладах" зазвучат первые хиты АК-47. Вставить в этот ряд группу V-Style не получалось.
Несправедливо говорить, что V-Style первыми сделали “юг” в России. Попытки переложить на русский язык звучание условных Paul Wall, Lil Wayne и Three 6 Mafia уже были. Но по воспоминаниям участников V-Style, выглядело это карикатурно.
V-Style звучали уверенно, а их продакшн напоминал о дорогих западных студиях. На микстейпе D.Masta "White Star" 2008 года есть трек "Музыка для джипов" — лучшего описания музыки V-Style придумать сложно. Под такую качают не головами, но всем телом.
Владивосток — портовый город, в котором много моряков. Есть легенда, что они и завезли туда южный рэп. Когда они заходили в музыкальные магазины в Америке, чтобы привезти зарубежной музыки, сталкивались с ситуацией — топовые релизы стоят дорого, а на нижних полках можно отыскать дешевые микстейпы локальных рэперов. Поэтому в 90-х годах во Владивостоке из праворульных "японцев" уже звучали записи лейбла No Limit Records.
Bigg: "Мы слушали Lil Wayne задолго до того, как он стал популярен. Hot Boys, лейбл Cash Money, Three 6 Mafia. Вот сейчас популярен фонк, а мы его слушали, когда он выходил еще на кассетах".
В 2005 году появляется Vladivostok Style — большое объединение рэперов, куда, например, входила группа Вульгарный Тонн, чьи участники Витя Classic, Саша Rap и Никита OST были звездами онлайн-баттлов и даже собирались записываться с Бастой и Гуфом (не вышло). Никита OST позже вошел в московскую группу Рыночные Отношения, а сейчас отбывает срок за распространение наркотиков.
Объединение выпустило несколько компиляций. Его зачинщиком стал Bess, вернувшийся в Россию после учебы в Корее. Постепенно Vladivostok Style сужается до V-Style.
Bess: “В Корее я заобщался с американцами. Жил, тусил, ездил в тур выступать — у нас была группа New Dynasty Family из шести человек. Все из разных стран, читали на разных языках. Мы ездили на радио и корейское MTV.
В России был хуевый интернет, а в Корее все летало. Поэтому доступ ко всему был проще: видеоклипы, журналы XXL и Source, все продавалось. Это был некислый толчок. Я прилетел и сразу сказал пацанам, что все вокруг шляпа, а мы будем делать по-новому”.
Bess предложил, чтобы в группе был иностранец — так в V-Style появился нигериец Kevin. Его братья и сестры тоже учились за границей, а в Россию Кевин отправился по совету дяди, закончившего РУДН. Кевин выбрал университет во Владивостоке, у которого был договор с Нигерией, совершенно не подозревая, где находится этот город. Представитель университета встретил его и других африканских студентов в Москве и предложил варианты: лететь на самолете или ехать на поезде. Поезд стоил дешевле, так что африканцы выбрали его — и только в пути узнали, что ехать придется семь дней.
Во Владивостоке Кевин вливается в тусовку местных рэперов и знакомится с будущими участниками V-Style.
Bigg: “Изначально мы не думали, что в России это будет кому-то интересно. Такой музыки не было толком — только единицы, которые нам не нравились. Мы понимали, что если везде играет бумбэп, то вряд ли это кому-то будет интересно. Вот в 2005 году я делал биты корейцам. Так что в России мы делали для себя. Иллюзий не было”.
По словам Bigg, желание распространять музыку шире появилось, когда местный диджей Ramon залил один из треков V-Style на казахстанский рэп-форум. Там он получил очень позитивный фидбэк — музыканты поняли, что нужно продолжать.
В 2006 году Bess приезжает в Питер. На руках у него половина дебютного EP V-Style. Он быстро знакомится с местными рэперами: сначала с группой Gunmakaz, потом с переехавшим туда Децлом и молодым продюсером Beatmaker Beat, а через него со Смоки Мо и остальными.
Непривычное звучание и американизмы в тексте (“хоуми”, “бути” и “хасла”) не вызывали энтузиазма у слушателя рэпа тех лет. Он хотел слушать исповедальные истории Гуфа про "эти мутные будни", а не легкомысленные строчки про "она трясет своей лаффи-таффи". В этом была и некоторая несправедливость, поскольку V-Style чаще читали про что-то абсолютно приземленное: как проходят будни, чем живет город, как из Владивостока в Нью-Йорк лететь дешевле, чем до Москвы. Но их звучание для многих автоматически приравнивало эти песни к коммерческому и "нетрушному" рэпу. “Далеко они не пролезут, так как это Россия, а не Америка, и не нужна нам тут революция в рэпе”, — писали в обсуждении на hip-hop.ru.
Bess: “Другие рэперы в то время негативно отнеслись к южному звучанию. Они не знали, как под это качаться и читать. Но к южному звучанию V-Style все старички и большие имена отнеслись положительно — мы попросту не выглядели смешно под это дерьмо. Это было органично, мы не звучали как клоуны. Многие пытались, но выходило ужасно. А тут вся питерская тусовка жестко переобулась с моим прибытием.
Больше всего я прифигел от респекта Лигалайза. Я рос на нем, он был мерилом. С МС Молодым познакомился — я включал ему треки и демки на квартире. И он мне говорит: “Слушай, хватит показывать, я это все слышал и слушаю долгое время. Мне заходит ваше дерьмо, надо чаще что-то делать вместе”. Но все равно с 2006 по 2011 к такой музыке большинство относилось с недоверием. Люди были необразованные. От глупых пиздюков мы получали много хейта”.
Bigg: “Молодые чуваки часто обращают внимание на хейт в свою сторону. Но им хотя бы одну сотую услышать того, что посылалось нам, — они бы оглохли. Они бы закрылись дома в туалете. У нас это было жестко”.
Новый звук начинает громче звучать в России, когда в Питере появляется тусовка Def Joint. Одним из ее вдохновителей называют Bess, но сам он это отрицает — говорит, что объединение возникло в 2007 году, когда он уже вернулся во Владивосток. Точнее будет сказать, что V-Style повлияли на звучание и стиль Def Joint.
“Он подсадил многих из нас на южный рэп, южный саунд. Мы тогда слушали Нью-Йорк, а во Владике, откуда он приехал, все слушали Three 6 Mafia и тому подобное. Мы тогда еще скептически к такому рэпу относились, а когда уже начали общаться с носителем этой культуры, втянулись”, — рассказывал участник Def Joint Струч.
V-Style начал писать биты для практически всех участников Def Joint. Это вылилось в полноценное сотрудничество со Смоки Мо — сначала на песне "Heyaa" с дебютного мини-альбома V-Style "Grabbin’ Some Money". Автор легендарного "Кара-Тэ" услышал припев трека и предложил фитануть. Это была самая первая совместная песня V-Style.
Bigg: "Ходили слухи, что мы проплатили фит. Суммы придумывали. Не понимали, что мы делаем ему альбом. А мы просто были на коннекте".
В 2007 году на лейбле СтереоЗвук у V-Style выходит дебютный EP "Grabbin’ Some Money". Как рассказывает Bigg, его выпускали в срочном порядке — как разогрев перед большим альбомом.
Bigg: “Я с Молодым познакомился, а у него на рингтоне стояла наша “Ridin’”. Bess ездил по Санкт-Петербургу, знакомился с пацанами, а потом сказал, что нам нужно срочно что-то выпускать, потому что такой звук никто не делал”.
В 2008 году на Муз-ТВ выходит "Битва за респект": создатели лейбла Respect Production и сайта Rap.Ru Аркадий Слуцковский и Виктор Абрамов (Bugz) спродюсировали смелый для того времени проект с рэперами, для которых другого способа пробиться на телеэкран в тот момент, фактически, не было. Заставку для передачи написали V-Style, к которым обратился Абрамов. Как говорит Bigg, это были символические деньги без авторских отчислений.
Bigg: “С Витей Абрамовым смешная история была. Он же во Владивостоке делал радиопередачу Hip-Hop Info. И вот мы, молодые рэперы, пришли к нему, а он сказал, что мы никогда не должны заниматься рэпом”.
В первом сезоне "Битвы за респект" Bess дошел до четвертьфинала, где проиграл L’One. А Bigg под именем XXXL пришел во второй сезон — и проиграл Герику Горилле, (сейчас — Giga 1).
Bess: “Мне позвонил Абрамов и позвал участвовать. Я отказался. Он ответил, что там будут выдавать новые PlayStation. Я сразу же согласился. Ну и Рену взял с собой. Мы там были чисто в надежде, что нам подарят консоли”.
Рэп-исполнительница из Питера Rena тогда была его девушкой. Сейчас они женаты около семи лет, у них трое детей. Bess говорит, что друг против друга на "Битве за респект" их поставили специально — это была тусовка, в которой все друг друга знали.
Bess: “Пацаны в то время практиковали трансерфинг и прочую херню. Я помню, как в то время блистал D.Masta — когда мы приехали на кастинг, он встал перед камерой и произнес: “Вы все продукт моего воображения. Если бы не я, вас бы здесь не было. Благодарите меня”. Все тогда подумали, что выиграет он, а победил Ант. Мы его тогда не восприняли всерьез — нам это казалось дворовым рэпом”.
Примерно в тоже же время V-Style становятся саундпродюсерами альбома Джино из группы 1000 Слов, запускавшего сольную карьеру. Проект, который продюсировал Абрамов, выглядел многообещающе. Мощная подача Джино, прежде читавшего только под привычные "трушные" минуса, по-новому раскрылась на южных битах V-Style, а смысловое содержание его куплетов никак не пострадало. Появление новой рэп-звезды, первой эффектно оседлавшей южный звук, казалось делом неизбежным. Но работа над альбомом была остановлена из-за конфликта артиста и продюсера.
"Он был в южном стиле, я работал с ребятами из V-Style. Если бы он тогда отстрелялся, то с учетом возможностей Багза, это был бы первый громкий альбом южатины. Тогда же начал шуметь кранк, весь этот отход от классического хип-хопа, это был такой первый рэперский рейв. Мы с Багзом не очень хорошо разошлись, скорее всего, по моей вине. Я очень сложный человек для работы", — рассказывал Джино в нашем интервью.
И все-таки V-Style спродюсировали релиз большого русского рэп-артиста: они поработали со Смоки над микстейпом "200 лет спустя" и третьим сольным альбомом Смоки Мо "Выход из темноты". Поклонники “Кара-Тэ” и “Планеты 46” нововведение не оценили.
Bess: “Конечно, Смоки вдруг записался с какими-то штрибанами с Дальнего Востока, которые косят под негров. Но мы были самыми свежими в то время и он с нами тусовался. Смоки был на другом уровне музыкального мышления — ему уже не был интересен весь этот андеграунд. Нас он во всем защищал и подвергался нападкам хейтеров. Некоторые решили, что он сошел с ума.
Общая масса критиковала альбом именно из-за нашего участия, потому что это что-то новое. Вообще, люди тысячи раз подходили к Смоки и говорили, что считают это одним из его лучших альбомов. По звуку и качеству это был крутой материал. Его послушали тогда, но расслушали позже”.
На “Битве за респект 2”, где участвовал Bigg, произошло их знакомство с Джиганом. Рэпер из Украины только-только подписался на Black Star, а зрителям "Битвы" запомнился строчкой "У меня в Одессе нет депрессий" и шансон-рэпом про "бедного Леню". Bigg вспоминает, как рэпер давал чуть ли не первый концерт в качестве артиста Black Star. Нового материала было мало, поэтому Джиган начал читать старые и очень жесткие треки, чем перепугал аудиторию молодых модниц.
В итоге в 2015 вышел альбом “Джига”, который спродюсировали V-Style. Покинув лейбл Тимати, Джиган решил зазвучать иначе. Это был мощный, качающий, разваливающий басами колонки звук рэп-вечеринок Майами, который, кажется, оказался слишком радикальным для аудитории Джигана и пролетел мимо чартов. Bigg рассказывает, что за этот альбом V-Style получил приличную сумму.
V-Style поработали и с другими русскими рэперами — так, главный хит Миши Крупина “Неделимое” продюсировали они. Но были и случаи, когда коллаборации не случались. Так вышло с Гуфом — после первого ухода из группы Centr он просил биты.
Bigg: “Мы тогда шутили, что он будет Lil Guf. Но ему не подошло звучание. Был и финансовый момент, на самом деле. Но таких артистов было много. Рассказывать не хочу — это будет грустное разоблачение”.
Но и о сольном творчестве участники не забывали — дебютный альбом группы вышел в 2009 году и назывался “2010” (“Потому что мы из будущего”, — объясняют мне). На нем не было фитов с русскими артистами (кроме Миши Крупина под именем Туман) — одни лишь иностранцы, например, из Суринама или Сент-Луиса. Это была фишка релиза.
Bess: “Мы хотели обхитрить нашего слушателя. Это же был западный звук, мы хотели звучать не по-русски. У меня были коннекты со многими людьми, с кем-то я общался в Корее, с кем-то по MySpace”.
V-Style, вообще, много работали с зарубежными артистами — участники рассказывают, как в середине 2000-х через MySpace вышли на в то время никому не известную Nicki Minaj, которая согласилась на фит, но попросила 1000 долларов на запись. Ей отказали. Через несколько лет она стала артисткой лейбла Lil Wayne и самой заметной женщиной в рэпе.
После выхода альбома “2010” ничего коллективно V-Style не выпускал. Официально группа не распадалась — так сложилось, объясняют участники. Bess выпустил два альбома в 2011 и 2013 году, продолжает писать музыку. Bigg и Sin занимаются продюсированием. Kevin живет в Филадельфии и продает недвижимость.
В начале 2010-х очередной тектонический сдвиг в звучании рэпа стал очевиден всем: то, что когда-то называлось типичным звуком Нью-Йорка или Лос-Анджелеса, куда-то пропало. Новейшие герои Нью-Йорка от A$AP Rocky до Nicki Minaj читали под южные биты — и это ни у кого не вызывало вопросов. Старый звук как по команде списали в утиль, а фрешмены всего мира стали равняться на дрилл из Чикаго, трэп из Атланты, фонк из Мемфиса. V-Style просто немного опередили время?
Bess: "Я почти уверен в этом. У нас был медленный интернет. Мы жили во Владивостоке — в то время билеты в Москву стоили космических денег, в три раза, чем наш гонорар. На массовость мы не рассчитывали, но все, кто делал рэп и писал музыку, нам респектовали.
Bumble Beezy вот рассказывал, какой у него был праздник, когда я в 2011 году на какой-то его вопрос ответил в твиттере. Скриптонит и Obladaet вот тоже респектовали — да почти все, кого ты знаешь".
Bigg: "Нас многие слушали — вот тот же Yanix, например, мы с ним общались. ATL тоже. Нам отчасти должны респектовать. Мы вернули Владивосток на карту. Показали, что за пределами Москвы тоже есть стиль. Мы же из будущего".