Тексты
Интервью: Николай Редькин

"Купил девайс — а через полгода его стыдно из кармана вытащить": как развивается вейпинг в России

Игорь Самборский, основатель сети вейпшопов Babylon Vape, рассказывает, как придумать жижку со вкусом русского леса и почему устройство для вейпинга может стоить пять тысяч долларов.



В 2016 году вейпинг в России крайне популярен: про любителей пара придумывают мемы, но отрицать то, что их становится все больше и больше, нельзя — достаточно пройтись по улице большого города или сходить на концерт. Так, впрочем, было не всегда. Мы попросили основателя популярной сети вейпшопов Babylon Vape рассказать о том, как начиналось вейп-движение в России и что происходит с ним сейчас.


С чего все начиналось

Первый наш магазин был на корабле “Брюсов”. Два года назад вейпинга в России не существовало в принципе. Продавалось много дешевой китайской жидкости. Американская стоила около 20 долларов — на тот момент, тысяча рублей. Это считалось дорого.

Побывав на некоторых выставках с дистрибьюцией бренда i like, мы увидели в США место, похожее на бар. Там можно было ознакомиться с самыми новыми продуктами — как табачная лавка или кальянная. И решили попробовать этот формат в России.

На тот момент премиальных брендов в мире было 10 или 15. Сейчас их 10 или 15 тысяч.

Тогда спрос значительно превышал предложение: производители выбирали, с кем работать. Считали, что их продукт настолько премиальный, что достоин только избранных. Мы их уламывали около месяца. Мы для них были как Кения, непонятная страна третьего мира, где вейпинга никогда не существовало. В итоге уговорили и начали работать.



О своих посетителях

Сначала к нам ходили люди, которые сидели на определённых вейп-форумах. Получается, что мы зацепили эту аудиторию — люди все это уже пробовали, но теперь решили попробовать на более качественном уровне. Потом мы начали сотрудничать с разными партнерами, даже с людьми из хип-хопа — Кириллом Толмацким или Смоки Мо. С Кириллом мы выпустили вейпоразеры Herbalist для американского рынка, со Смоки разработали линейку жидкостей “King Mozi”.

В тот момент скаканул курс доллара — и жидкость стала стоить не тысячу рублей, а почти две. Это очень сильно сказалось на продажах, и мы решили совместно с американцами сделать бренд жидкости Skills. На том же высококачественном сырье, но на 30% дешевле. И он здесь очень хорошо раскрутился.






О специфике русского вейпа и импортозамещении

Почему американские жидкости в приоритете? Во-первых, там качественные компоненты. Но важнее то, что вкусовые аспекты жидкости зависят от ароматизаторов. А лучшие ароматизаторы в Америке — там индустрия фастфуда, пончиков, шоколадных батончиков, жвачек развита лучше, чем где бы то ни было. Большие концерны до такой степени ее развили, что ни одна европейская страна не угонится. И жидкости просто вкуснее, чем все остальные.

Но американцы живут в своем мире. Вот у них есть жидкость со вкусом американского завтрака, cereal. А что такое cereal для российского потребителя? Поэтому мы сказали им, что если делать cereal, то надо дополнить его клубникой. В Штатах в то время был популярен вкус “заварной крем”, а мы сделали одну из наших жидкостей ближе к вкусу “птичьего молока”. Американцы долго не понимали, что это, но мы им объяснили, что россиянину так вкуснее. Или вот, скажем, у нас очень любят мяту, даже в кальяны ее везде добавляют. Люди стали это покупать, и сейчас Skills — очень востребованный бренд на российском рынке.

Был еще такой момент, что за эти два года технологии производства устройств шагнули далеко вперед. Раньше понять качество жидкости на тех моделях (егошки) было невозможно: они просто не давали столько пара, чтобы это оценить. И вот только сейчас появились устройства, которые могут дать клиенту понять качество вкуса. Они увидели, что даже если жидкость в четыре раза дороже, то на ней экономить нельзя.

С тех пор мы предложили еще два новых вкуса. Один очень противоречивый, называется woody. Наша задача было сделать такой вкус, чтобы каждый попробовал и сказал, что такого он до этого еще не пробовал. Это вкус русского леса. Мы решили попробовать свежесть, но не ментоловую а такую лесную. Там сложный рецепт, использовано более 13 ароматизаторов, понять его полностью тяжело. На выставке “Русский вейп” я предсказывал, что до конца года 30% американского продукта в области жижек будет замещено русским.



О проблемах с законом

Проблемы с полицией у нас появились, когда мы открыли второй вейпшоп на Чистых Прудах. Общество так относилось к вейпингу, что это молодежь, спайс, наркотики. Каких только версий не было, постоянно на нас жалобы писали! Приехал наряд Госнаркоконтроля, нас всех скрутили. Единственный аргумент, который их убедил — в магазине стоял кассовый аппарат, лежала книга жалоб и предложений. Они поняли, что если бы люди продавали наркотики, то вряд ли бы выбивали чеки!

После этого люди, которые пришли нас скручивать, сами попробовали вейпинг. И им понравилось. Сейчас это наши постоянные клиенты, очень уважаемые. Первое время они приходили в форме, все школьники сразу напрягались — что это, маски-шоу? Потом они начали отправлять одного в штатском, он уходил с большими пакетами. Слава богу, пока каких-то кардинальных вещей не происходило.



Почему вейп — не для школьников

У нас на всех дверях знак “18+”. Иногда нас даже из-за этого за секс-шоп принимают.

У нас есть договор с компанией, которая осуществляет контрольные закупки: приходит человек, пытается купить что-то без паспорта — и наши администраторы очень такого боятся. Формально продажа до 18 не запрещена, но для нас важен морально-этический аспект. Никотин, кто бы что ни говорил — вещь, которая вызывает привыкание. Если человеку нет 18, значит, он сам еще не способен трезво принять решение.






Насколько это молодежное увлечение

У нас есть точка в Москва-Сити, там более взрослый контингент. А есть прямо молодежные точки — например, неподалеку от Бауманского университета, туда приходят студенты. Есть точка на Тверской с баром, люди туда ходят выпить сидра и поесть пиццы, а не только чтобы попарить.

Есть проект “Вейп-ниндзя”, направленный на состоятельных людей, которые не очень хотят общаться с молодежью. Они приезжают на машинах с водителями, как в парикмахерскую по записи. Там им все покажут, намотают, подберут что-то дорогое.

Самое дорогое устройство, которое мы продавали, стоило пять тысяч долларов. Оно было сделано из метеорита. Причем продано оно было за две минуты сразу же после того, как мы выставили его на полку.

Почему молодежь это подхватила? У них нет стереотипов. Если тебе 45 и ты 20 лет куришь эту пачку, то будешь до последнего упираться.



О стремительной популярности вейпинга

Почему в 2016 году вейпинг стал так популярен? Это определенный вирус: кто-то более прогрессивный начал это пробовать, на него посмотрела другая молодежь — и поехало. Цепная реакция.

Плюс это же гаджет, а люди любят гаджеты. А у нас сейчас такая эра, когда люди немного замыкаются в себе — соцсети, гаджеты. А это все-таки объединяющая вещь: в магазин люди все-таки приходят не столько купить что-то, сколько пообщаться с такими же вейперами. И они потом приходят на выставки, соревнования, делятся: “А ты пробовал вот такой вкус? А такой?”

Почему еще эта индустрия так активно развилась — представьте, что каждые два месяца выходит новый iPhone. Вот здесь так же. Клиенту заскучать не дают вообще: он купил девайс — и через полгода ему стыдно его из кармана вытащить, он как Nokia 3310 уже. И не только потому что круче выглядит — нет, у него совсем другие функции: лучше эргономика, батарейки более емкие, интереснее начинка. Например, есть температурный контроль, дисплеи. Сами устройства тоже стремительно развиваются: раньше если ты пробовал танк или дрипку, ты всегда брал танк. Сейчас дрипка резко проапгрейдилась — она всего на 10-20% похуже по вкусу, но не так значительно, как раньше, для простоты даже самые продвинутые вейперы имеют современные танки на каждый день.






О том, почему пар безопаснее табака

Я не знаю ни одного человека, который бы, знакомясь с вейпингом, не снизил потребление сигарет. Если ты курильщик, то это более здоровая альтернатива: у тебя не будет рака легких, миллион исследований на этот счет есть (мы попросили у собеседника ссылки на них, ознакомиться с ними можно тут и тут — сразу хотим обратить внимание читателей, что материалы опубликованы не на авторитетных медицинских ресурсах, а на вейперских сайтах; слова про миллионы исследований не подтверждаются — зато Всемирная Организация Здравоохранения два года назад публиковала материал о том, что пока прошло слишком мало времени, чтобы исследовать воздействие электронных сигарет на здоровье и оценить долговременный эффект от их употребления — прим. The Flow).

Мы общаемся с европейским кардиологом Константиносом Фарсалиносом (греческий врач, активный пропагандист электронных сигарет, регулярный постоянный участник вейп-конференций; по утверждению медицинского центра университета Калифорнии, Фарсалинос является лоббистом индустрии электронных сигарет и получает от нее деньги — прим. The Flow). Мы с ним лично встречались, приглашали его на наши выставки “Русский вейп”. Он с нами поделился различными исследованиями. По его словам, его сейчас вызывают главы Минздравов самых разных стран, чтобы он им рассказал об этом — человек в теме десять лет.



О законе против парения в общественных местах

Мы сейчас регистрируем некоммерческую организацию вейперов, которая бы выстраивала диалог с государством. Мы сами за определенные правила игры — за прозрачность рынка, за возрастные ограничения, за ограничение парения в общественных местах. Мы даже выпускали обучающие видео “Вейп-этикет” на нашем канале. Он заключается в том, что тебе не нужно мешать другим людям. Если ты пришел в кафе и начинаешь пускать клубы клубничного пара в сторону человека, который с детства ненавидит клубнику, ему это неприятно. Это как брызгать в кого-то одеколоном.

Мы за то, чтобы в общественных местах это никому не мешало. И мы вынуждены поддерживать закон о запрете парения в общественных местах, потому что мы против некультурного поведения людей — а всех ведь не обучишь, правильно? Не могу сказать, что такой запрет как-то на нас отразится. Список мест же ограничен — стадионы, детские площадки, по сути это те самые места, где не надо этого делать. Даже если у тебя в подъезде пахнет клубникой, кому-то это неприятно. Так что мы за — и даже готовы помогать государству в рамках своей организации. Мы понимаем, что в развитых странах такие вещи уже внедрены, рано или поздно они придут к нам.






О вейперах-селебрити

Баста был раньше нашим клиентом, а сейчас открыл свой вейпшоп. Насколько я понимаю, он не собирается делать из этого бизнес — просто нашел такое приятное для себя занятие.

К нам приходят и актеры кино, и диджеи, и даже люди из “Аншлага”. Принцип нашей компании — мы никогда не вкладываемся в рекламу. У нас все на сарафанном радио завязано. Куда приятнее развивать культуру и новые разработки. К примеру, мы недавно запустили свой первый механический мод из меди для соревнований "wave mod" или делаем дрип-типы (мундштуки) из эбонита, он очень приятен для губ.



О конкуренции в России

Мы за развитие конкуренции, ведь это большая семья единомышленников и так или иначе сотрудничаем с каждым игроком индустрии. Мы же компания полного цикла — и производитель, и дистрибьютор, и розничная сеть. Плюс к этому мы проводим выставки, представляем Россию на международной вейп-арене (к примеру, в Пекине на этой неделе наш китайский офис отвечает за организацию турнира по вейптрюкам на крупнейшей в Китае вейп-выставке), делаем ассоциацию, продаем франшизы. Даже поддерживаем команду спортсменов в нашем направлении под названием Cloudfuckers.

Если так подумать, то любой человек в вейп-индустрии мимо нас не пройдет. Но я за конкуренцию: наша конкуренция созидательная — никто не толкается друг с другом, а рынок при этом растет. В США уже до 10% курильщиков постоянно употребляют пар, в Англии 4%, во Франции 3%, а у нас — один процент или полтора. То есть наш рынок может вырасти еще как минимум в 10 раз, главное чтобы было больше энтузиастов для совместного развития вейп-культуры, а не коммерчески настроенных корпораций.


"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"