Тексты
Текст: Андрей Никитин

Что если время Тимати в поп-музыке прошло?

Много лет без хитов, попытки сделать что-то вирусное проваливаются.

После новости об уходе Тимати с Black Star всплыл вопрос: "А какие успехи были у Тимати за последние, скажем, 3 года?"

Почему он возник? Потому что первая реакция на новость: "Black Star потерял главного артиста". Но что если эта новость — совсем не сенсационная? Что если Тимати утратил ценность для лейбла? И лейбл перестал быть полезен ему самому?

Я выпишу здесь тезисы, которые заставляют меня так считать, а вы, если есть желание, указывайте на логические нестыковки или упущенные важные детали.

Тем, кто знают про объединение Black Star много-много лет, Тимати до сих пор кажется его лидером. Мы помним, что лейбл выстроен вокруг него. Что в разное время успешными могли быть Джиган, L'One, Мот, Крид, но Тимати как минимум не отставал от них.

В 2017 году Тимати дал концерт в "Олимпийском". Это хорошая строчка резюме. В том же году вышел его последний удачный трек — "Тантум верде", получившийся из завирусившейся рекламной песни. А теперь попробуйте без подсказки интернета повспоминать его синглы последних трех лет. На ум придут только фейлы.

"Москва" — комментировать не нужно. Разозлить такое количество людей нужно было постараться.

Недавний "Хавчик" — игра на территории молодых, привлечение популярного тиктокера, использование фразы-мема, а заодно и ирония над собой и "Москвой" как предложение аудитории все забыть и начать сначала. Но не получилось. В чартах трек не задержался, даже и близко не подобравшись к доминировавшему "Кадиллаку" — подробнее об этом читайте тут.

А был еще похожий трек "Гучи", где они с Кридом делали вот этот новый модный подростковый рэп, но тоже иронично — как его могли бы делать Киркоров с Басковым под художественным руководством Гудкова. Можно было подумать, что Тимати с Егором хотят похайпить на этом актуальном звуке, но им несолидно делать это всерьез, поэтому они выбирают карикатуру.

Была песня "Еду на джипе" — тоже попытка запрыгнуть в тикток и тоже без результата. А что еще было? Я проверил в apple music — какие-то песни все время выпускались. Но самым большим хитом Тимати за это время оставались бургеры Black Star.

Последние 3 года синглы Тимати — мимо чартов и мимо хайпа, если не считать негативный хайп от "Москвы". А что если он просто уже профнепригоден для новой музыкальной индустрии?

Что если он думает, что всё так же умеет привлекать внимание, создавать виральность и понимает формулу хита — а все эти правила, на самом деле, изменились и пришли молодые конкуренты, которые делают это лучше, потому что аудитория — их сверстники?




Вообще ведь в последние 3 года произошла очень резкая смена парадигмы в популярной музыке, которую стоило бы осмыслить. Мне лично кажется, что дело в смене поколений. Потому что сейчас от выбора зумеров зависит, что станет хитом — и поэтому, кстати, весь поп-олдскул дружно отправился в тикток. А еще эта смена поколений создала новые сложности. Скажем, активно декларируемая лояльность Тимати Кремлю не доставляла ему никаких проблем. Но тогда аудитория была аполитичной. А в последние года 3 молодежь резко политизировалась. И Тимати с его лучшими друзьями для этой аудитории не бро.

Что если он уверен, что он все еще мощно хайпит, но не задумывается, на чем именно? У него популярный инстаграм с красивой селебрити-жизнью — возможно, пора называть его "популярный блогер"? Резонанс он вызывает, когда приходит делать трэш или слушать издевательства к Ивлеевой и в "Что было дальше". Но это не может работать вдолгую. Хорошо хоть Моргенштерн недавно бросил ему спасательный круг — и пришлось хвататься.

Хейтеры всегда говорили, что Тимати — не настоящий рэпер. Но его поп-лейбл Black Star создан по образцу американских рэп-лейблов из 90-х и 00-х. Там всегда была центральная фигура артиста-лидера. А вокруг него — другие артисты, которые формируют своего рода семью/флейву, и все вместе тянут друг друга вверх. И Black Star золотого периода был устроен так же.

Но, обратите внимание, ведь такие лейблы вымирают. Оксимирон покинул свой Booking Machine, а спустя недолгое время оттуда поуходили артисты. Баста перестал восприниматься как цементирующая фигура одной рэп-тусы-семьи артистов Газгольдер, как это было в период 2009-2017. Такой формат уходит.

Изжила себя и еще более олдскульная модель продюсерских центров, где с артистами заключали рабские контракты — пережиток постсоветсткого и, я вряд ли открою секрет, полукриминального шоу-бизнеса.

Новые лейблы подвижнее, у них пропала вот эта "семейность", а остался голый функционал. Артисты меняют один лейбл на другой в поисках более выгодных условий. И лейбл Black Star не является лидером этого рынка. У "Жары Мьюзик" за те же последние 3 года гораздо больше песен в топах чартов. Хотя у Black Star сейчас есть артист, который отлично заходит аудитории зумеров — это Клава Кока. И будущее лейбла связано с ней — и с другими такими как она.





Итожим: мы все считаем Тимати поп-звездой, но, кажется, мы это делаем по большой инерции — музыкой он давно этого не доказывал. А для юного поколения, чей голос сейчас решает, кто в чартах, он, простите меня, бумер с неоднозначными политическими взглядами. И еще вопрос, Black Star больше потерял от его ухода или приобрел. Кажется, Тимати придется перепридумать свое позиционирование, перестать конкурировать за хайп с поколением Моргенштерна и найти для себя более сдержанный образ. Либо он дожмет — напишет суперхит-вирусняк и всем всё докажет.



Правильная дверь в новую неделю
Власти Румынии узнали об этом и произвели арест
Новости соцсетей за неделю: у кого квартира в центре, с кем спит Федук, кто зовет на автограф-сессию 17 марта