Тексты
Текст: Лёша Горбаш

Уилл Смит — легенда рэпа. Вот доказательства

В наших широтах Уилла принято воспринимать, в первую очередь, как актёра, а рэп — ну да, когда-то что-то такое было. И это жуткая несправедливость.

Уилл Смит залетел на ремикс песни Joyner Lucas “Will”, названной как раз в честь голливудского актёра — потому что он звезда, мотиватор и пример правильного отношения к жизни.

На ремиксе “Will” Уилл Смит выдаёт свой самый рэперский перфоманс за полтора десятка лет — полноценную рэп-карьеру Уилл поставил на паузу ещё в 2005 году.

После этого Уилл возвращался в музыку только по касательной: побормочет что-то на ремиксе трека колумбийской группы Bomba Estereo, зачем-то выпустит ленивый EDM-рэп “Get Lit” — и вернётся обратно в кино. По сути, это мало чем отличается от формата “кинозвезда балуется с рэпом”. Похожим образом развлекается ещё один музыкальный фанатик Идрис Эльба, который то с радостью бросается диджеить, то записывает куплеты на трек Wiley, то загоняет “Нетфликсу” сериал о жизни музыканта-неудачника.

В наших широтах вообще принято воспринимать Уилла Смита в первую очередь как актёра, а рэп — ну да, вроде бы когда-то что-то такое было. И это жуткая несправедливость: потому что Уилл Смит — живая рэп-легенда. В хронологии его карьеры рэп и появился раньше, и долгое время играл определяющую роль.

Сразу важно оговориться: Уилл Смит всегда делал поп-рэп. Без претензий на крутые рифмы, культовые альбомы и места в списках “лучших MC всех времён”. Но делал его так беззаботно и легко, что всё равно заслужил свое место в истории.

Ниже — главные факты о его рэп-карьере.


Начинал как участник тандема DJ Jazzy Jeff & The Fresh Prince

Рэп-карьера Уилла Смита стартовала в середине восьмидесятых. Тогда в тренде был формат дуэтов, где один человек отвечает за музыку, другой — читает под неё рэп. За первое отвечал DJ Jazzy Jeff (по-прежнему близкий друг Уилла), за рэп — сам Смит под псевдонимом The Fresh Prince.

Их дебютный альбом вышел в 1987 году, главная песня оттуда — “Girls Ain’t Nothing but Trouble”, которая сейчас звучит и выглядит как самый классический рэп в мире: диджей скрэтчит на фоне граффити-стены, Уилл Смит начитывает простенькие куплеты о проблемах с девушками — и это работает.






Он получил первую в истории “Грэмми” в рэп-номинации

В 1989 году на “Грэмми” признали рэп как жанр и ввели номинацию за лучший рэп-трек. Его взял тандем DJ Jazzy Jeff и The Fresh Prince за песню “Parents Just Don’t Understand” — работала она ровно на тех же вещах, что и лид-сингл дебютного альбома, только здесь Уилл жаловался уже на отношения с родителями.






Его путь в Голливуде стартовал благодаря успешной рэп-карьере

Первый большой успех Уилла Смита на экране случился после выхода сериала “The Fresh Prince of Bel Air” (один из создателей — культовый продюсер Куинси Джонс), главный герой которого писался специально под Смита: по сюжету герой по имени Уилл Смит переезжает из родной Филадельфии в Калифорнию, чтобы жить с семьёй своего богатого дяди Фила.

Завязка сериала пересказывается в его заглавной песне — которую исполнил сам Смит, и которая, конечно, тоже стала большим хитом.






“Summertime” — главная песня DJ Jazzy Jeff & The Fresh Prince

В 1991 году тандем выпустил альбом “Homebase”, куда вошла и песня “Summertime” — самый успешный трек для Джеффа и Уилла. В клипе они одеты так, как сейчас выглядит условный Tyler, the Creator.






В середине девяностых Уилл Смит запустил сольную карьеру — тоже сверхуспешную

Она развивалась уже параллельно с его киноуспехами. В 1995 году в кинотеатрах вышел фильм “Плохие парни”, спустя год — “День независимости”, вслед за которым в 1997 году мир сошёл с ума по “Людям в чёрном”.

В том же 1997 году Уилл Смит выпустил дебютный сольный альбом “Big Willie Style”. За звучание отвечали уважаемые люди — Trackmasters и L.E.S, а среди сонграйтеров можно было заметить и Nas.

С хитами — полный порядок. Главные из них — “Miami” и “Gettin Jiggy With It”. В клипе на первую снималась тогда молодая и неизвестная актриса Ева Мендес, в написании второй пассивно участвовал Nas: “Я был с ним на студии и видел, как он писал эту песню, а я подкинул ему буквально несколько строчек, ничего серьёзного. Песню написал сам Уилл Смит, мы отлично провели время, он — настоящий MC", — существенная похвала от человека калибра Nas.








В треках он никогда не матерится. За это его диссил Эминем — тоже своеобразный знак уважения

В “The Real Slim Shady” молодой Маршалл читает: "Уиллу Смиту не нужно материться, чтобы продавать свою музыку — а мне нужно. Так что пошли нахуй и он, и вы".

Смит в самом деле никогда не ругался в своей музыке — это его принципиальная позиция, у этого есть красивая предыстория: "Мне было 12 лет, я только начинал писать рэп. И у меня был блокнот для текстов, где проскакивал мат. Этот блокнот нашла моя бабушка, которая написала на последней странице: "Дорогой Уиллард, по-настоящему интеллигентные люди не должны использовать такие слова, чтобы выразить себя. Пожалуйста, покажи миру, что ты как умён, как кажется нашей семье. С любовью, Джиджи". Я прочитал это и подумал: "Бля".



Кино и музыка несколько лет подпитывали друг друга в карьере Смита

Уилл Смит записал пару промопесен для своих фильмов, которые успели стать и самостоятельными хитами. В случае “Men in Black” это сработало в обе стороны: фильм разорвал бокс-офис и мгновенно приобрел статус культового, одноимённая песня долго провисела в чартах. С “Wild Wild West” вышло не так однозначно: песня — стопроцентный успех, фильм — первый флоп в карьере Смита, который разнесли и критики, и фанаты. Сам Смит сейчас вспоминает фильм с любовью, но признаёт, что это был полный провал.






В нулевых ему нужно было сделать выбор — победил Голливуд

В начале нулевых Уилл Смит утвердился в роли одной из главных звёзд Голливуда. Друг за другом выходили фильмы “Али”, сиквелы “Плохих парней” и “Людей в чёрном”, “Я, робот” и “Правила съёма”. Он продолжал заниматься музыкой, но если его второй альбом “Willenium” был просто чуть слабее “Big Willie Style”, то третий, амбициозно названный “Born to Reign”, стал абсолютным провалом, наспех записанным между съёмками блокбастеров — не помог и привязанный к “ЛВЧ 2” сингл “Black Suits Comin”.






Он ушёл красиво — с альбомом “Lost & Found”

В 2005 году Уилл Смит выпустил свой последний на сегодня альбом “Lost & Found”. Там — много рефлексии на тему своего места в рэпе. В песне “I Wish I Made That” он честно признаётся, что всегда завидовал успеху “трушных” рэперов (звучат имена и хиты Dr. Dre, Snoop Dogg, The Notorious B.I.G), и не понимает, почему единственная его песня, которую любит “чёрное радио”, — это та самая “Summertime”.

По ходу альбома он объясняет и причины, по которым сосредоточился на кинокарьере: “Сложно отказаться от гарантированного чека в 20 миллионов долларов”. На альбоме нашлось место и последнему хиту Смита — синглу “Switch”, который как будто замкнула круг: он вернулся к тому, с чего начинал — простой песне о том, как хорошо проводить время: "Вы, кажется, забыли, с чего я начинал: до сценариев читал по фану, первым залетал в клуб и выходил оттуда последним".






Его наследие — не только собственная музыка, но и творчество детей

Последние годы Уилл Смит продолжает жить как мировая суперзвезда — снимается в кино, ведёт блог, — а его сын с головой ушёл в музыку. Если первые годы карьеры Джейден не мог вырваться из тени отца, то последнее время сформировался в самостоятельного артиста с собственным почерком. Лучший пример — песня “Icon”, которую одобрил шуточным кавером и отец.

Дочь Смита, Уиллоу, тоже запустила собственную карьеру. Если начинала она с тин-попа, то сейчас как будто готовится к прыжку в музыку более серьёзную и осмысленную: сравните один из дебютных синглов “Whip My Hair” с недавним психоделом “Hey, You”.






Уилл Смит всё ещё любит рэп

Последние 10 лет Уилл Смит возвращается к рэпу скорее как к хобби на телешоу. На пару с Джимми Фэллоном они погружались в историю хип-хоп-танцев, на шоу британца Грэма Нортона он вместе с сыном прочитал пару песен, а в рамках карантина устроил мини-концерт.

Вряд ли стоит рассчитывать на полноценный музыкальным камбэк. В этом году ему исполняется 52 года — и время новых песен в его жизни явно прошло. Зато нам никто не мешает включать его YouTube-канал (это в самом деле самое доброе, что можно найти в интернете), смотреть фильмы и переслушивать старые песни.






Возвращение Пошлой Молли, альбомы Славы КПСС, Voskresenskii — главный фрешмен
Тут подводят итоги года и составляют планы на следующий
Выбрать самых стильных в русском рэпе непросто, но мы это сделали. В нашем топе — те, кто диктует моду прямо сейчас, и те, кто определял ее чуть раньше
Десятка артистов, которым 2024 год существенно пошел на пользу