Yanix: "После концерта ко мне ломились два пьяных мужика с ксивами ФСКН"
Yanix начинает интервью с веселой истории. "Миша Крупин зафолловил меня в твиттере. Мы спиcались, он говорит: “Мой сын тебя слушает”. Я спрашиваю: “А сколько ему лет?”. Оказалось, 13”.
Но дальше мы беседуем серьезно — о его новом EP "Block Star", выходящем очень скоро.
Чем будешь нас удивлять на EP?
Восемь треков будет там. В отличие от микстейпов нельзя будет придраться к тому, что очень одинаковые биты. То есть вышел “Шоу улиц Гетто 2” — и было мнение, что у меня очень однообразные биты: трэп-трэп-трэп. А мне самому как-то уже хочется разную музыку делать. Там есть весткост, есть что-то типа клауда, дрилл. Разное дерьмо, короче. И много вокала, припевов. Например, ЛСП один спел.
Припевы — это нужно?
Да. Я сейчас понял, что припев — это очень важно, главное — это бит и припев. Если это удачно сочетается, то всем уже будет неважно, какие куплеты. Поэтому я очень над ними заморачиваюсь: если припев не стреляет, то это проходной материал.
Недавно услышал твой трек с хардкор-панк группой. Был удивлен, мягко говоря.
Я такую музыку раньше слушал. Парни мне написали, у нас были общие знакомые — я послушал и прикольнулся, подумал, что можно один вот такой трек сделать. Я ожидал подобную реакцию, что у всех прорвет — ну, ты видел, наверное? Люди просто зациклены на рэпе, такого от меня никто не ожидал. а я еще написал туда куплет в тему их песни — не на стандартную тематику мою, а что-то более близкое к их жанру.
Зачем хардкорщикам с тобой записываться?
Они слушают мою музыку, все просто. А мне нравится то, что они играют, я такое в детстве слушал. В Америке нет таких барьеров — и тот же самый Tyler The Creator записывался с панками, даже на лейбле у них такая группа есть. Travis Barker всю жизнь в Blink-182 играл, а сейчас фиты с рэперами делает. У нас такого нет: я никогда не слышал, чтобы хардкорщики какие-то записывались с рэпером, который про рэп читает. Рэперский рэп, понимаешь? А я считаю, это круто, смешивать аудиторию.
Какие группы в детстве слушал?
Был в моде поп-панк, когда я был маленьким. NoFX, MxPx, The Offspring, Black Flag, Catch 22, Reel Big Fish, Mad Caddies — в общем, много всякой разной панкухи. Больше всего скейт-панк, нравился, мелодичный, спокойный.
А первый рэп-альбом?
Рыночные Отношения. Это было все очень давно: тогда Рыночных Отношений еще никто не знал, и их можно было на форуме найти. Вообще, Бразилец — фронтмен этой группы — очень круто делает: стелет двойными рифмами, наполняет все смыслом. Хотя я делаю все очень противоположное, я понимаю его стайл, и меня прикалывает. Прикалывало, точнее. Сейчас такое редко слушаю.
Ты писал в твиттере, что заканчиваешь учиться и будешь “первым джи с высшим образованием”. Какая специальность?
“Управление проектами”. Учусь на факультете менеджмента.
Нужно вообще высшее образование рэп-артисту?
Знаешь, я считаю, что я любой профессии можно что-то интересное для себя почерпнуть. общение с квалифицированными людьми. Я узнал многие вещи, которые мне интересны, например. Я не уверен, что свяжу с этим свою жизнь, но напрасно этот этап не пройдет. Скоро уже закончу и наконец планирую свободно заниматься музыкой. Сейчас пока тяжело совмещать это с институтом. Поэтому очень медленно все это делается — я выпускаю мало материала, в отличие, скажем, от ATL.
В институте узнают?
Нет, редко, да и слава богу. Я там вообще нечасто появляюсь.
Бывает такое, что на тебя как-то негативно реагируют. На улице или в клубе, скажем?
Негатива пока не было. Было такое, что подходили, просили сфоткаться, взять автограф.
Стало больше, по-любому. В разные месяцы по-разному: в какой-то шесть, а в какой-то — четыре. Повысился гонорар, езжу я с диджеем теперь. Так что все в принципе развивается. Я читал у вас статью на сайте, что рэп-концерты не собирают. Это относится, наверное, к олдскульному рэпу, потому что я выступал недавно в Москве — и собрал полный клуб. При том, что организаторы вообще не делали никакой рекламы, я только в паблике у себя запостил. Поэтому проблема не в русском рэпе, мне кажется, а в самих артистах. Я вот удивился: Big Russian Bo$$ выложил недавно фотку со своими концертами — и у них в марте 10 концертов. Не знаю, какой там гонорар, но по деньгам, думаю, неплохо получается.
Просто его концертами занимается Илья Мамай из Booking Machine. А твоими кто?
Я же сейчас состою в букинг-агентстве. Называется PM Only, там состоят Децл, Птаха, еще какие-то артисты. Кто еще? Забытые иностранные диджеи типа диджея Bomfunk MC’s или диджея Snoop Dogg. Много молодых артистов они берут на букинг. Но они просто занимаются концертами — и все. Какой-то человек ведет переговоры с организаторами и берет за это небольшой процент.
Почему твои треки постят на МДК?
Не знаю — может, потому что админам МДК это нравится. Мне говорили, что я там проплатил пост. Ну блин, это смешно, я никогда ничего не проплачиваю. Тупой вопрос, кстати (смеется).
Правда, что они тебя к себе на лейбл звали?
Не они — я разговаривал с парнями из Bat Norton. У них была идея того, чтобы делать какой-то совместный лейбл с МДК. Предложили мне — я отказался, потому что мне тогда это было неинтересно. Ну раз предлагали, значит, я им импонирую как артист. Вот и ответ на вопрос, почему они меня постят. Босса последний альбом они же релизили. Его тоже, кстати, в тот проект звали — он вроде как согласился, но потом у них что-то не сложилось.
Ты, как я понимаю, к лейблам скептически настроен?
Я читал все ваши мнения на сайте. Не знаю, это сложный вопрос, неоднозначный. Зависит от того, как и чем этот лейбл занимается. Я вот не вижу смысла сейчас идти на какой-то лейбл: мне хватает менеджмента, букинга — все. Остальное я могу делать сам. Мне интересно свое движение, объединять своих друзей. В любом случае, если ты деревянный и ничего из себя не представляешь, то никакой лейбл ничего из тебя не сделает. Хотя и обратных примеров много. Так что это вопрос, наверное, вечный. Просто, пока ты такой маленький артист, как я, ты можешь контролировать все сам. А когда ты суперзвезда — это невозможно: съемки постоянные, интервью. Ты не сможешь все сам делать.
Часто на концертах безумные истории творятся? Девушки лезут в гримерку и все такое.
Девушки лезут в гримерку — это слишком обычно. Вот была смешная история в Иркутске: после концерта ко мне начали ломиться два пьяных мужика с ксивами ФСКН. Я сказал, что не буду с ними общаться. Потом пришел управляющий клуба и сказал: “Пожалуйста, выйди, поговори с ними”. Я вышел, говорю: “Что вы от меня хотите?”. “Да просто, спросить, о чем читаешь? Про чо музон твой? А то мы слушали, не могли понять”. И для этого ломились ко мне с ксивами ФСКН!
Как считаешь, русский рэп сейчас в правильном направлении движется?
Да, вроде бы все становится лучше. Народ вникает, расширяется аудитория у артистов, которые делают что-то более современное. А у тех, кто делал олдскул, какие-то спады. В целом все неплохо. Ну у нас вообще очень тяжелые условия для того, чтобы делать музыку, а особенно рэп.
Почему?
Из-за отставания, в первую очередь. То, что слушали там, здесь будут слушать позже. Вот трэп — для кого-то до сих пор это в новинку, а я его уже лет семь слушаю. А в Америке — уже десять лет. Еще люди не понимают треки на тематику современного рэпа, когда хвастовство, когда про деньги, про девушек. Начинают хейтить сразу. У нас нельзя читать открыто про наркотики.
Гуф же, например, читает.
А вспомни его обложку “420”! Взяли и шрифт из травки сделали каменным, а все слова, с травкой связанные, запикали. То есть ты можешь это делать, но тебя это сразу ограничивает — ты не попадаешь в телевизор и прочее. Там во многих штатах трава легализована. Вот представь: в Москве и Петербурге травка легализована, а в каком-нибудь Рязани, которая за 200 километров от Москвы, запрещена. Съездил за 200 километров — и уже можно! А сейчас если у нас читаешь про грязь, это сразу неформат, тебе все равно приходится подстраиваться. Но мне пока на это насрать, я делаю так, как хочу делать.
Тебе важно сохранить эту “грязь” в песнях?
Дело-то не в грязи. Меня не из-за грязи люди слушают, а в общем, из-за того, как я это делаю, как преподношу. Мне кажется, многим из них вообще не важны слова. При этом я уделяю внимание словам: делаю панчи, сравнения, даблтаймы. Я за этим слежу — понимаю, что никто особо вникать не будет, но стараюсь следить за содержанием. А качает это, потому что я делаю то же, что и американцы, только на русском языке. Реакция в принципе была предсказуема, но я не стодолларовая купюра, чтобы всем нравиться.
В русском рэпе еще есть такое правило “Что в жизни, то и в песнях”. Как у тебя с этим дело обстоит?
А можешь какие-то конкретные строчки привести, в которых сомневаешься? Люди, которые со мной имели общие дела, записывали треки, спокойно скажут все за меня. Спросите у ATL, спросите у Гуфа, спросите у Меззы.
Вы с Гуфом, получается, в дружеских отношениях?
Да, конечно. Он встречается с моей старой подругой Лесей. И как-то он меня зафолловил в тви, респектнул, написал, что нравится мое музло. На самом деле, Гуф, хоть и делает олдскул, очень шарит в музыке. Слушает Gucci Mane и прочее. И сам по себе крутой душевный чувак. Мы пересекались, тусили вместе несколько раз. Даже были разговоры о том, чтобы сделать совместку, но так на уровне разговоров и осталось. Это круто вообще, что есть поддержка старшими младших. Кто-то нас хейтит, а кто-то выделяет и респектует. Приятно, что один из самых известных рэперов берет и просто тебе пишет. Без пафоса.
Давай закончим вопросом про любимую марку одежды. Ты в песнях их часто перечисляешь, а какие сам носишь?
Из обуви — Jordan, очень их люблю, давно таскаю. Нравится очень Kenzo, много шмоток оттуда. Billionaire Boys Club — очень крутая стритовая одежда. А вообще, мне нравится уличная мода, высокая мода. Дорогие дизайнерские бренды — Balmain или Moschino. В моем шкафу все это есть. Не сказать, что у меня прямо много одежды, но мой шкаф со вкусом.