Кто такой Замай — самый ненавидимый русский рэпер прямо сейчас
— Чем закончился ваш спор с Дудем?
Дудь в конце очень испугался, когда его покинули операторы — они пошли грузить аппаратуру. Он оглянулся: “А? Что? Я один?”. И быстро ретировался. Хотя мы его не планировали пиздить, мы вообще не такие люди.
— Как вы разошлись вообще? Врагами?
Да нет. Как с Оксимироном — потыкали друг в друга палками: живой или неживой. Он очень был рад, когда узнал, что видели его выпуски, и даже попросил обняться с ним. Это странно вообще, я ему так и сказал: “Мы знаем, о чем говорим. Ты не знаешь”. Мы знаем, кто такой Дудь, а он не до конца понимает нас, на мой взгляд.
— Про тебя в интернете ноль информации. Известно только, что ты из Бишкека. Долго там жил?
С рождения до 2010 года. Все мои предки жили на территории Средней Азии. Я знаю, что такое Империя! Потом взял и переехал — делать-то нечего там в принципе.
— Бишкек скучный город?
Нет, он достаточно большой, миллионник. Но там другая, нерусскоязычная картина мира. Скорее, постсоветская среднеазиатская. Там русских до сих пор живет достаточно — но если раньше в городе Фрунзе жило 75% русских, то теперь 10% всего.
В Киргизии круто — если ты путешественник, то съезди. Там хорошая природа, 96% территории — горы. Это самая малонаселенная страна в Средней Азии, но там можно много где путешествовать. Всегда всем советую.
— Ты учился в Кыргызском Национальном Университете. Гуманитарный факультет?
Нет, факультет физики. Я инженер микроэлектроники по специальности.
— Работал по профессии?
Малое количество времени и не прямо по специальности. Ты должен был на заводе работать, но в Киргизии по сути мало заводов. Мне не довелось попасть туда.
— Сразу же после универа ты уехал в Питер?
Да. Сначала приезжал посмотреть, как там. Потом поехал, там надо было гражданство получить, все такое.
— Чем занимался, когда перебрался?
Работал много где. Курьером, фотографом, в пиар-агентстве. Много разного, много интересного. По области тоже ездил, но не как Слава.
— Вы с ним на почве баттлов познакомились?
Да, я еще в Киргизии судил какой-то онлайн-баттл — уже в статусе местного рэп-авторитета — и там был чувак с ником Слава КПСС. Я его сразу запомнил, он прикольно наваливал. Он вроде до финала там дошел. Призом была поездка на Иссык-Куль, но в итоге не отдали ее, конечно.
А потом мы в Питере с группой Ежемесячные выступали на концерте Ленина Пакет. Это была общая андеграундная тусовка вокруг ЛП. Одно время, в 2012-13 году была такая сцена абстракт-хип-хопа. Сейчас кто такой хип-хоп представляет? Да никто. Найтивыход только если. А раньше много такого было — ЛП, Эхопрокуренныхподъездов, Гнойный.
— Который сейчас Овсянкин?
Да, настоящий, не фальшивый (смеется). Овсянкин сказал: “Кто-то же должен быть Гнойным”. Это просто по фану получилось. Хороший ход, мне понравился. Потом люди много путали, гадали — сравнивали голоса и так далее.
— А кто тебе придумал никнейм Хан Замай?
Слава придумал. У меня был альбом “Rep Gad”, и все биты сделал мой друг, у которого никнейм KHAN. Там сверху было написано KHAN, а ниже — Замай. И Слава стал угорать, что мне надо назваться “Хан Замай”. Он много что придумал, он вообще талантливый человек.
— У тебя более 20 релизов выпущено. Когда ты понял, что тебя слушают?
Ой, мне вообще не близка была такая позиция. Самое страшное — когда человек осознает, что у него есть аудитория и он чем-то ответственен перед ней. Я не думаю об этом вообще.
Безусловно, чем больше аудитория, тем больше нормальных людей среди долбоебов, даже в процентном соотношении. Но проблема же в том, что нет нормальной критики, что не происходит осмысления релизов. Все поверхностно. Поэтому многие люди слушают и не понимают ничего, для многих это на уровне аудиокомпозиции, им даже слова не важны. Поэтому разделять на “до” и “после” глупо. Вот Оксимирон достиг этого — и что с ним стало? Кукухой поехал!
— С кем ты впервые вышел на баттл?
На Лиге Гнойного против Мц Медвежи, был такой известный рэпер. Рэперы же между собой часто баттлятся под пивко, это как спорт. Или когда ты в школе говоришь какому-то мудаку: “Ты мудак” — это же тоже баттл.
— Зачем нужны баттлы между коллегам по лейблу? Это же неинтересно, у них конфликта нет.
Да это же круто! Вот представь — мне немного странно предполагать, что в системе развлекательной может быть настоящий конфликт. Вот Oxxxymiron и ST — это же максимально нелепо: какие-то мужики выходят и выясняют отношения. Это все существует в рамках формы развлечения — где-то она более свободная, а где-то более серьезная. Но представлять, что у рэперов может быть реальный конфликт, глупо. Это просто одна из сфер творчества. Можно баттлить и со своими, это нормально.
— Тебе 30 лет, верно?
Да.
— Зачем человеку в 30 лет это все — рэп, баттлы, “Антихайп”?
А зачем Jay-Z в 40 с чем-то лет это все? Это же творчество, форма того, как ты существуешь. Я бы спросил: зачем 15-летнему делать рэп? Он же ничего не может рассказать, он ни в чем не уверен. Наоборот: чем старше, тем угарнее должно быть, тем более четко сформулирована позиция.
— Ты считаешь себя леваком?
Да мне кажется, вся планета — леваки. Все за справедливость, за равноправие, за равный доступ к благам цивилизации, к средствам донесения себя до масс. Сейчас даже правые большевистским методом работают.
— Чем ты сейчас зарабатываешь деньги?
Лейбл “Антихайп”! У нас есть выступления, у нас есть мерч, у нас есть какие-то внутренние штуки. Плюс у меня в принципе есть какие-то деньги — я же взрослый человек, у меня есть деньги. Ты же существуешь внутри круговорота финансов в природе.
— Насколько успешно финансово предприятие “Антихайп”?
Да хрен его знает. Мы же не для того это делали, чтобы на нас ходило больше людей. А чтобы оформить наши общие интересы в одну идею. Как бывает — ты что-то оформляешь, а оно потом уже без тебя существует. Вот нам чувак из регионов писал, что ему за майку “Антихайп” дали пизды.
— Это хорошо или плохо?
Конечно же, не очень хорошо — человек пострадал. Но некая идея, сформулированная нами, привлекает каких-то других людей, вот я о чем.
— Ок, какая у вас идея?
“Наш манифест тут — пошел нахуй”. Мне кажется, максимально круто сформулировано.
— Вы себя противопоставляется остальным, так?
Кому “остальным”? Это странно, как будто мы мамкины революционеры. Мы против условного Юрия Дудя, против человека, который знает “как”. Он точно знает, как хорошо и как плохо. Вот против таких людей стоит бороться всему человечеству. Против ограниченности и самоуверенности. Которая лезет и говорит: “Это плохо, это не так”.
Нет, чувак, может быть бесконечное количество вариантов. Вот все знают, что музыку нужно делать “качественно”. В смысле? Сейчас все самые угарные исполнители зарубежные — они по DIY. Lil Pump, Smokepurrp, XXXTentacion. Это же андеграунд, им не нужно качество, у них есть своя внутренняя энергия. Бабангида говорил: “Сидя дома в кресле, я создал свой стиль и всех вас спасу”.
— Бабангида для тебя герой?
Мне, в первую очередь, творчество его нравится, а не то, что его никто никогда не видел. У него много точных строк. Вот мой любимый трек “Гей и гейша”. Начинается угарно: “Она была гейша, он был пидор”. Это гениально. Он может быть разным — веселым и серьезным.
— Какие альбомы тебя перевернули?
Когда я рэп стал плотно слушать, то первые два альбома, которые очень сильно понравились — “Blueprint” Jay Z и “Stillmatic” Nas. Тогда я понял, что рэп — стильная штука.
— Сколько тебе было лет?
Это 2001 год. Лет 15
— “Замай и Слава КПСС — это Schokk и Окси”. Корректно ли такое сравнение?
Мы даже случайно один раз закосплеили фотографию, как у них, хотя девушка-фотограф никогда не слышала их рэп. Я думаю, людям легче всего искать аналогии в том, что когда-то было. А почему Schokk и Окси, а не St1m и Drago? Они же тоже вдвоем всех диссили, а потом расстались.
Отвечая на вопрос — нет, никаких сходств нет. Хотя теперь, когда Слава стал новым Окси, я могу быть “новым Schokk’ом” (смеется). Хотя Schokk и старый в порядке. Окси нет, а Schokk да.
— Ты выступал миротворцем в конфликте Славы с чеченцами?
Не выступал, просто был на связи с людьми, которые нам тогда писали. Это была наша общая ситуация — Слава мой товарищ, и странно было бы его не поддержать. Он сам все сделал, извинился.
— В интервью Дудя он говорил, что ты ему посоветовал извиниться.
Мы обсудили все по-товарищески и пришли к такому выводу. Я думаю, если бы это не было близко ему, он бы не стал этого делать.
Это был нормальным решением, я считаю. Если кто-то кого-то обидел, извиниться не западло. Русский человек всегда может извиниться (смеется).
— Чему эта история вас научила?
Оказалось, что до всего можно докопаться — до любых слов, до любых строк. Было бы желание.
— Как ты в 30 лет справляешься с хейтом школьников в интернете?
Да нормально справляюсь. Думаю: “Ну вот, человек написал, потратил время, подумал обо мне”. Хейт лучше, чем похвала. Рэперов хвалят — а что они могут из этого извлечь? А ненависть может родить дискуссию. О том, “что такое хорошо и что такое плохо”. Похвала неконструктивна — “Бля, круто”, а ненависть может быть на чем-то основана.
— На чем основана ненависть к тебе?
На непонимании. Я не знаю, должны ли люди вообще меня понимать. Юрий Дудь, безусловно, должен, как должен знать про группу Ежемесячные, которая является основой творчества Славы.
— Что надо прочитать или проштудировать, чтобы начать понимать твою музыку?
Начитанность вообще переоценена. Вот Луперкаль много книжек за свою жизнь прочитал, но рэп его говенный. Ему это не помогает. Я уверен, что нормальному человеку надо прочесть определенное количество книг, а потом отвергнуть их. Вступить с ними в противоборство. Сказать: “Я много книг читал, и это полная хуйня”.
— С хейтом понятно, а самое яркое проявление фанатской любви? Девочки просили расписаться на сиськах?
Было такое, кстати, да. Как обычно, набегают, требуют селфак, орут: “Антихайп”. Но ничего безумного не случалось. Возможно, потому что у меня такой недемократичный образ и многие боятся.
— Ты сейчас самый ненавидимый рэпер в русском рэпе. Согласен?
Наверное, да. Вот знаешь, когда я с Хованским поругался, там школьники набежали ко мне. А с Дудем даже круто вышло — пришла некая, в кавычках, культурная общественность. Ненависть тоже должна иметь удельный вес. Пусть культурная публика меня ненавидит! Нахуй похвалу!
— Спрашивал у коллег, за что они не любят Замая. Один сказал: “У него в инстаграме слишком много селфи”. Почему?
Хер его знает! Я вообще не самовлюбленный человек. Но вообще, это хороший критерий ненависти (смеется). Буду теперь кого-то ненавидеть за то, что у него слишком мало селфи в инстаграме!
— Последний вопрос: что стало с МДМАшкой?
Юра съел ее.
— Ты шутишь!
Нет, съел. Съел и ушел. Она же гостевая была.