Фото
Текст: Слава ПТРК

Человек-банкомат, автомат, новый флаг России — и другие крутые работы с фестиваля "Карт Бланш"

Это фестиваль уличного искусства, партизанским образом проводившийся в Екатеринбурге.

В августе этого года в Екатеринбурге в третий раз прошел партизанский фестиваль уличного искусства "Карт-Бланш". Мы попросили одного из его организаторов, Славу ПТРК, отобрать из более ста работ шестидесяти приехавших на фестиваль художников наиболее, на его взгляд, примечательные.

"Партизанский – значит нелегальный. У нас нет разрешений на рисование, согласований от администрации, крупных коммерческих спонсоров. Это самоорганизованный фестиваль, который делают художники и для художников. Главное для нас — свобода самовыражения наших авторов. Приглашенные художники не обязаны согласовывать с нами то, что и где они хотят рисовать. Выбрать из огромного списка работ любимые не так-то просто, но все же я попробовал составить список самых запомнившихся. Это не топ, здесь нет распределения по местам от лучшего к худшему. И стоит сказать – работы фестиваля, не попавшие в этот список, точно также достойны внимания".

Посмотреть все работы "Карт-Бланша" можно в инстаграме фестиваля.




Никита Nomerz "Я хочу быть автоматом"




Художник из Нижнего Новгорода, прославившийся благодаря серии "Живые стены", где он изменял и добавлял новые элементы в городскую среду — и здания, мосты, башни и другие объекты превращались в гигантские лица и головы. В 2020 году Никита начал активно экспериментировать с жанрами и темами – в его творчестве появилась социальная критика, политические высказывания и упражнения в создании тотальных инсталляций, состоящих из нескольких рисунков, объектов, текстов.

"Я хочу быть автоматом" — строчка из песни Хаски, чьим поклонником является Никита . Место рисунка — так называемый Городок Чекистов, квартал с интересной историей и фактурными стенами, имеющий по соседству несколько военных ведомств (в том числе Штаб вооруженных сил). Идеально выбранное место, лаконичный и аккуратный стиль изображения автомата, провокационная и цепляющая цитата, рождающийся из этих элементов образ — в этой работе все на своих местах.




Джон "Рисунки с купальщиками"




Женя Джон из Калининграда впервые оказался в Екатеринбурге — и сразу же начал без остановки работать, создав за шесть дней три больших работы и несколько маленьких. Его техника впечатляет: быстрые уверенные мазки кистью, строгая черно-белая гамма как будто взятая со старых выцветших фотографий, сюрреалистичные и полные мистики сюжеты.

Женя — редкий гость на фестивалях уличного искусства, и нам очень повезло заполучить его к себе на "Карт-бланш". Думаю, мы еще услышим об этом авторе в ближайшие годы.





Philippenzo "Флаг России"




Работа тяжелой судьбы — сначала поиска подходящего места, а потом конфликты художника с местными жителями, недовольными сюжетом рисунка. Но в итоге все закончилось благополучно, и Филипп оставил в Екатеринбурге уже вторую работу.

Художник из Волгограда, в данный момент проживающий в Москве, в последние несколько лет Филипп сделал акцент на критических высказываниях, выполненных в пиксельной стилистике. На компьютере сделать рисунок из пикселей — дело пары минут. На стене же это настоящий подвиг, требующий не только прямых рук и знания техники рисования, но и немалого трудолюбия и усидчивости.

Сначала делается разметка всего рисунка с помощью проектора и карандаша, причем обводится каждый пиксель на стене. После этого все раскрашивается небольшой плоской кисточкой в несколько слоев, чтобы создать нужные эффекты полупрозрачности и теней.

Хорошо, что Екатеринбург очень лояльный (в основном) к стрит-арту город, и у нас можно делать такие вещи без бумажки из администрации. Да и кто бы нам дал такую бумажку для такого рисунка — флаг России, состоящий из забора, проволоки и "колючки"!





Анонимный автор "Стреляй царей, вали заборы"




Наш фестиваль с самого начала задумывался как свободная площадка для высказываний на актуальные и острые темы. Мы не цензурируем то, что делается на фестивале — художники лишь ставят нас в известность, и то далеко не всегда. Эта работа — наглядный ответ на вопрос, почему наш фестиваль нелегален, не имеет спонсоров, партнеров и каких-либо контактов с властью. Ни на одном согласованном и официальном фестивале такая работа была бы невозможна.

Да, это провокация. Да, картинка неоднозначна и, возможно, даже слишком груба и прямолинейна. Да, это поверхностный и однобокий взгляд на Екатеринбург как на "город бесов", где только и делают, что мочат представителей власти и мочат в городской реке заборы (те, что стояли по периметру будущего места стройки Храма в сквере у драмтеатра – история весны 2019 года, когда жители города отвоевали у власти, попов и титушек любимое место для прогулок в центре ). И, тем не менее, я рад, что у нас есть ресурсы делать такое.

Плакаты провисели в центре Екатеринбурга всего несколько часов, но этого хватило, чтобы поднять волну дискуссий в местных СМИ и соцсетях о том, насколько это правильно — стрелять царей и валить заборы.





Катрин Ненашева "Поругайся со мной"




Серия акций от московской художницы Катрин Ненашевой — один из экспериментов нашего фестиваля в этом году. Вообще Катрин – не уличный художник, и никакого отношения к стрит-арту не имеет, но нашей команде так нравится то, что она делает, что мы решили позвать ее в Екатеринбург для проведения одного из своих последних перформансов.

Суть ее работы заключается в следующем: она вместе с единомышленниками привозит в одно из оживленных мест города пару стульев, стол и табличку "Поругайся со мной". Садится на один из стульев и ждет, когда к ней кто-нибудь подсядет поговорить. О чем поговорить? О чем угодно, но прежде всего о конфликтах, агрессивности, насилии всех форм, травмах физических и психологических. Часто это выливается в какие-то совместные акции и новые проекты с людьми, пришедшими пообщаться с Катрин или просто послушать рядом. Звучит странно, но это реально работает — до приезда в Екатеринбург художница провела с десяток успешных встреч в Москве, Санкт-Петербурге и других городах.

Я рад, что это делается вне стен специальных институций вроде музеев, галерей и прочего, а просто на улицах. Улицы жестче, непредсказуемее, но честнее. А искусство Катрин именно такое — честное и жесткое. Рекомендую при возможности ознакомиться с другими ее работами — эта молодая девушка находится в авангарде современного искусства в России на данный момент.




PSOF "Приключения банкомата"




Солидный мужчина в самом расцвете сил, он же Михаил, он же Stakan PSOF — еще одна надежда российского современного искусства и восходящая звезда интернета. Какой там Лапенко, вы зайдите к Мише в инстаграм и посмотрите что он творит! Невероятное сочетание оригинальных задумок, легкого безумия, действительно смешного юмора, критических посылов и чувства стиля — примерно так можно описать его странные зарисовки и перформансы. В этом году Мишу заметили кураторы некоторых прогрессивных фестивалей современного искусства, а так как мы самые прогрессивнутые из всех прогрессивнутых, то не могли его не позвать.

В Екатеринбурге ПСОФ стал банкоматом: раздавал людям деньги, искал подходящее место, чтобы постоять и поработать, жил под мостом и делал прочие странные и крутые штуки. Мы все еще в ожидании финального видео-отчета по этому проекту, и уверен, что это будет бомба.








На фестивалях уличного искусства редко появляется что-то кроме плоскостных рисунков на стенах, и я горд, что в этом году на "Карт-Бланше" была целая плеяда художников, экспериментирующих в жанрах перформанса, акции и инсталляции. Одним из таких авторов был Артем Стефанов из Москвы. У нас он решил попробовать воплотить в жизнь экспериментальную идею интерактивного уличного объекта.

Вот как он сам описывает эту штуку: "Уличная инсталляция, работающая сo светом и тенью, исследует тему парадокса, возникающего в тот момент, когда получение зрителем информации с временем и координатами места арт объекта, возможно только при условии соблюдения всех аспектов этой информации". Надпись уже немного поломалась, до сих пор производит мощный вау-эффект на подготовленных и неподготовленных зрителей, особенно в солнечные дни.






Покрас Лампас "Манифест Каллиграфутуризма"




На этом месте читатель спросит: "Покрас? На нелегальном фестивале? WTF?" — и будет, в общем-то, прав. Мы тоже долго сомневались, ругались, спорили и фантазировали о том, что же он будет у нас делать и как вообще впишется в весь наш андеграундный движ. Спойлер: вписался отлично, будем звать его еще. У Покраса было мало времени в нашем городе и много параллельной работы, поэтому мы выезжали на дело по ночам, что, конечно, добавляло атмосферности и нелегального антуража всему происходящему. Покрас сделал три работы в городе: две на основе своего "Манифеста Каллиграфутуризма" и одну с художником из Воронежа Яном Посадским.

Я бы хотел рассказать о работе Покраса, сделанной на стенах одного из бывших цехов Уралмашзавода. Нам удалось найти уникальную стену: на ней уже были сделаны выпирающие бетонные "холсты" правильной квадратной формы. Покрас нанес на эти поверхности манифест за какие-то пару часов, при этом для каждого "холста" был использован свой уникальный стиль, а рядом написаны небольшие комментарии по содержанию зашифрованного в рисунке содержания.

Но самое интересное началось на следующий день — когда неизвестные нарисовали на всех работах Покраса размашистые синие пенисы, явно желая обидеть художника и высказать свое отношение к его творчеству. Но Покрас не спасовал, а бросил клич в соцсетях, набрал огромную команду добровольцев и исправил все испорченные работы. А фотографии всех частей манифеста с синими письками скоро превратятся в шикарный мерч совместно с нашим фестивалем. Вот такая история о конфликтах в уличном искусстве и вариантах их решения.





Владимир Абих "Субтитры"




Владимир является одним из организаторов и идейных вдохновителей "Карт-Бланша", поэтому вдвойне приятно, что у него находится время сделать несколько работ в основные даты мероприятия. В этом году в Екатеринбурге Вова представил свой новый проект "Субтитры" — простые надписи желтым и черным цветами, остроумно и многозначительно дополняющие окружающий их пейзаж. Как будто мы смотрим фильм и видим этот текст внизу экрана, только этот фильм — наша жизнь.





ZTWINS "Без названия"




Творческий дуэт двух братьев-близнецов из Санкт-Петербурга, разрабатывающий индустриальную эстетику и красоту городской архитектуры. Впервые на "Карт-Бланше", Юра из ZTWINS быстро сориентировался в городе, подобрал классную белую поверхность на пустыре в новом районе и сделал там шикарную работу в своей фирменной стилистике. Какие-либо комментарии и пояснения тут излишни — это чистое удовольствие для глаз, особенно когда после дождя рядом образуется большая лужа и рисунков становится два.





Ваня Найнти и Саша Демкин "124 000 километров"




Коллаборация двух суперкрутых художников просто не могла получиться плохой. Она и не получилась! "Карт-Бланш" не славится своими красивыми и понятными всем работами, но это как раз одна из таких. Недалеко от железнодорожной станции Шарташ два мастера из средней полосы России создали рисунок, посвященный тем, кто строил и строит для нас новые дороги для путешествий.

Точно подобранная локация, гармоничное и выверенное сочетание цветов, потрясающая живописная техника – вот почему эта работа кажется одной из самых сильных на фестивале в этом году.





Илья Мозги и Женя Мулук "Природа цвета"





Одна из вещей, которые я люблю на нашем фестивале — атмосфера сообщества. Художники вместе живут, едят и работают, постоянно общаются и обмениваются мнениями, спорят и дружат, делают коллаборации или "перебивают" друг друга.Так как у нас нет согласований на объекты, площадкой для фестиваля выступает весь город, художники могут творить где захотят и когда захотят, и если в голову приходит какая-то спонтанная мысль, или в общении с другом рождается идея новой работы, то ничего не стоит пойти и быстро ее воплотить в жизнь. Я не знаю, созрела коллаборация Ильи и Жени до фестиваля или во время, но результат получился просто отличным.

Обязательно посмотрите видео к проекту — ребята очень обстоятельно подошли к делу, найдя весь нужный реквизит и места для съемок. В итоге на задней стене Уральского Научно-исследовательского Технологического Института теперь красуется работа о том, как появляется произведение уличного искусства.




Андрей Оленев "Дерево, масло"




Кто такой уличный художник? Тот, кто рисует на улице? А те, кто рисует портреты и шаржи на арбатоподобных улицах? А те, кто делает планеты и космос баллонами и крышками от кастрюль? А те, кто сидит с пленэром в парке и рисует природу? Вопросы, кажущиеся забавными, но тем не менее активно обсуждаемые в субкультуре стрит-арт-активистов. Андрей – как раз из таких пытливых умов, на практике исследующий границы между уличным искусством и "искусством на улице".

Вот что он сам рассказывает о своем проекте: "Сейчас большую часть своей художественной деятельности я провожу в классической обстановке живописца — в студии. Эти условия я решил переместить на улицу, чтобы создать работу маслом на дереве, а точнее, на заколоченной двери одного из сгоревших домов в Екатеринбурге".

"Сначала поверхность поэтапно подготавливалась, как это происходит и в мастерской. Затем я провел за работой семь дней, все время сидя на стуле, что отличается от традиционной практики рисования на стенах в городе. Конечным результатом стала живописная работа, процесс создания которой говорит о художнике, вырванном из своей мастерской в среду, которая по-новому ему открывается".

Невероятная работа! Будете в Екатеринбурге — обязательно сходите на Сакко и Ванцетти, 113 посмотреть на этот шедевр, пока дом еще жив.





Мастерская команды Фрукты Врукты, Семен Чирков и Анастасия Напольских "А и Б"




В этом году мы решили расширить традиционную программу фестиваля, обычно заключающуюся только в мероприятиях для художников, таких как совместные алкогольные возлияния, гуляния, рисования и прочее подобное. Было принято решение сделать публичную программу, состоящую из нескольких воркшопов, а также лекций, кинопросмотров, вечеринок и экскурсий. Одной из таких активностей стала школа уличного искусства от пермской команды Фрукты Врукты.

Ее участники имеют уже большой опыт проведения подобных воркшопов в разных городах, и результаты всегда примерно одинаковые — множество новых интересных уличных работ от начинающих авторов и заряд вдохновения и творческой энергии для всего города. Получилось также и в этот раз.

Уличное искусство, пожалуй, один из самых демократичных видов искусства, им может заниматься любой, независимо от навыков в рисовании, скульптуре или еще чем-то подобном. Нужно просто захотеть, а наличие опытного мастера под боком сильно упрощает задачу по тому, как начать "делать что-то на улице". Идешь и делаешь, никого и ничего не боясь.

Так и делали ребята с воркшопа Фруктов, и в результате Екатеринбург обогатился парой десятков небольших, но очень изящных и тонких городских интервенций. Выбрать из них одну было непросто, но я остановился на истории про буквы А и Б, которая развивалась во времени и обрастала разными деталями, как будто это сбежавшее домашнее животное.

Что он рассказал в большом интервью про наркотики и зависимость
Белая Чувашия, новый артист Газа и сайд-проект Дельфина
Платиновый выпуск
Что посмотреть на выходных. Без спойлеров